Всемирно известный рассказ «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По впервые рассказ был опубликован 20 апреля 1841 года. Сегодня исполняется ровно 175 лет с тех пор, как первые читатели познакомились с полумистическим, запутанным и захватывающим сюжетом, вышедшим из-под пера американского писателя-романтика.
«Убийство на улице Морг» принято считать первым детективным произведением в истории литературы — до публикации повести «Этюд в багровых тонах», написанной Артуром Конан Дойлем про Шерлока Холмса, еще долгих 46 лет.

В то время, когда Эдгар По писал «Убийство на улице Морг», понятия детектив ещё не существовало, хотя истории, авторы которых старались продемонстрировать похожие способы распутывания загадок, уже были известны.
Откуда подул ветер
В сентябре — декабре 1838 года в Burton's Gentleman's Magazine в форме рассказов были напечатаны мемуары французского сыщика Франсуа Видока «Неопубликованные страницы жизни Видока, французского министра полиции», подлинность которых вызывает сомнения. Известно, что Эдгар По ознакомился с этим сочинением, и некоторые биографы писателя утверждают, что главный герой «Убийства на улице Морг» — месье Огюст Дюпен был списан с образа Видока, представленного в этих мемуарах.
Неиссякаемый интерес к уголовной хронике
Имя героя, возможно, было заимствовано у Дюпена — персонажа той же серии рассказов. В одной из историй картина преступления схожа с описанной в «Убийстве на улице Морг»: шеи жертв настолько изрезаны, что головы практически отделены от тел. Можно предположить, что осведомлённость писателя о деятельности Видока, популярность французского сыщика и интерес американских читателей к газетной уголовной хронике и привели По к мысли написать произведение, предметом которого стало криминальное расследование, а место героя занял сыщик.
Орангутанги впечатляют
Что касается сюжетного поворота рассказа, По, вероятно, был вдохновлён реакцией публики на орангутанга, показанного в Масонской Зале в Филадельфии летом 1839 года.
Любовь к аналитике
Сам Эдгар По, особенно в ранний период творчества, также любил демонстрировать читателю свои аналитические способности: например, при написании шуточного рассказа «Три воскресенья на одной неделе» (1841) или при разоблачении принципа работы шахматного автомата Иоганна Мельцера (эссе «Шахматист Мельцера», 1836).

Эммануэль Фремье, «Орангутанг душит туземца из Борнео» (1895)
Оценил 1 человек
1 кармы