Дневник изслҌдователя
05.06.2017.
Любопытную информацию нашел в рукописи о джайнистах и их теории познания. Так, в этой теории выделяются пять «правильных» способов познания [аннотируется в рукописи по С.Радхакришнан «Индийская философия», помнится у Вадика была эта книга, надо попросить почитать]:
Обычное познание, получаемое с помощью обычных средств чувственного познания, которое включает в себя память, узнавание, индукцию и дедукцию. Если повезет, то можно достичь в этом виде познания и более высокого состояния, в котором кроме чувств будет играть роль и ум, раскрывающийся через восприятие, память и понимание.
Символьное познание – это познание, получаемое через слова, знаки и различные символы. В этом способе познания играют роль ассоциации, закономерности, внимание, понимание и аспекты значения вещей при интерпретации.
Непосредственное познание вещей, даже отдаленных во времени и пространстве. По сути, это познание ясновидения.
Непосредственное познание мыслей других людей, подобное телепатическому познанию умов других.
Совершенное познание, охватывает все субстанции и их модификации. Это, по своей сути, всеведение, не ограничивающееся ни пространством, ни временем, ни объектом.
Согласно древнему учению, первым трем видам познания свойственно ошибаться. Ошибки связаны с тем, что недостоверное познание представляет вещи в таких связях, в которых они не существуют. Человек подменяет своим ошибочным мнением реальность, что естественно приводит к противоречивым описаниям окружающего мира. Не стоит путать недостоверное познание с ошибочным. Ошибочное познание сопряжено с сомнениями, извращениями и ложными знаниями, связанными с небрежностью и индифферентностью человека познающего.
Конечно, очевидно, что и джайнисты давненько свои рассуждения создавали, да и С.Радхакришнан почти 100 лет назад как анализировал их труды. Теоретически могли эти подходы и устареть. Но мир плодит противоречия и конфликты, демонстрирует ошибки и войны, что заставляет задуматься о важности познания как организационной форме социальной жизни.
В этой связи начинает казаться, что мысли индийской философии о модели познания были бы весьма продуктивны и сегодня. Учитывая, что тем временем нейробиология незаметно для многих доказала, что непосредственное познание мыслей других людей реально существует и «есть в наличие» у каждого человека. И этот вид познания осуществляется благодаря, так называемым, зеркальным нейронам, и порождаемой ими формами эмпатии.
Кстати, ученые констатируют, что эмпатия в современном мире тоже деградирует в связи с неравномерным развитием некоторых участков мозга, которые активно стимулируются за счет искусственных раздражителей (в том числе различных гаджетов, то есть симулякров деятельности). И если деградирует эмпатия – то деградирует способность эмоционального понимания другого, проникновения в его мир чувств и ощущений, а с ними и способность к познанию мыслей Других.
06.06.2017.
«Наш мозг способен формировать ложные внутренние миры других людей»[Крис Фрит «Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир», М.: Астрель: CORPUS, 2012].
(продолжение следует)
Оценили 5 человек
6 кармы