Дневник изслҌдователя
21.09.2017
06.30. Вчера ничего не писал. Был замотан в делах. Думал. Читал свои старые записи.
Как я выяснилось я писал, что
"Монтень считал, что дело имеешь скорее с толкованием толкований, нежели с толкованием предметов.
И прежде всего, потому, что не решен первичный вопрос: кто мы и как мы произошли? Как у нас появились коды для обмена информацией? Кстати и зачем обмениваться этой информацией в принципе?
Если предположить, что все-таки мы произошли от обезьяны, то возникает закономерный вопрос: как же такой сложный коммуникационный аппарат сформировался, причем сам по себе, без влияния извне? Из опытов нам известно: что, сколько человек не обучал обезьяну – она не превращалась в человека, хотя трудов положено было много.
Если предположить, что человек – это все-таки божий замысел, то тут все ясно, чтобы ответить на все вопросы, связанные с происхождением человека и кодами его взаимодействия – надо просто постичь этот замысел. В общем и целом дело за малым – постичь!
Если предположить, некое внеземное происхождение – тоже все просто – обратиться к первоисточнику и вопрос станет более ясным и понятным. Осталось найти первоисточник.
Все, что нам относительно известно об эволюции человека – то это то, что он как бы движется в своем развитии. Глянув на формулу движения (смотрим на нее только потому, что ничего лучшего нет под рукой на данный момент, чтобы смотреть)
видим, что даже для какого-то упрощенного и абстрактного вычисления некого пути движения, надо для начала знать So, то есть начальную точку пути. Собственно говоря нам не известно наверняка и время движения – данные разняться, причем на десятки тысячелетий (а то и млн лет). В таком случае мы понимаем, что и начальной скоростью, да и ускорением можно смело пренебречь.
Не менее занятным являются и вопросы о происхождения языка (как символической системы) и письменности (как знаковой системы). Символы формируют сознание, сознание формирует символы. Символическая реальность появляется вместе со словом. Конечно, на ум приходит вопрос о первичности курицы и яйца.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог» (Иоанн 1:1)
Вопрос в рамках этой первичности можно решить – только выйдя за рамки системы, начав утверждать, что первично было яйцо, ибо оно было уже динозавров, а динозавры якобы жили ранее, согласно эволюционной теории, которая не в состоянии объяснить многих феноменов бытия. Тут в пору присмотреться к теореме Гёделя повнимательней и вкусить все разнообразие рассуждений о неполноте.
Вероятно, можно очень осторожно утверждать, что язык – это продукт разума , который представляет набор вербальных кодов. Письменность – это технология, позволяющая хранить рассуждения о рассуждениях. Письменность делает язык объектом реальности. По своей сути это технология технологии. Утверждают, что Платон пророчил своеобразное «оскудение ума» в связи с распространяем практики письма. Письменность как бы отнимет у человека знания, чтобы сохранить их как воспоминания".
Чего я только не писал?! Ранее.
10.00. Начал просматривать «Установление длины метра». Любопытно. И даже очень.
18.20. В своем экземпляре разыгрался: выделял, подчеркивал, маркировал. Записывал вопросы и идеи.
21.15. Снова посмотрел книгу барона Ж.Кювье. Любопытный, однако, барон. Мир, который описывает этот занимательный персонаж, мне кажется, сильно отличается от нашего. Во всяком случае с точки зрения наносов. Хотя, думается, барону было бы интересно узнать о наносах в Питере, Пскове и пр. Кстати, барон упоминает, что они там активно что-то копают и расчищают в Париже, Марселе и пр.
Снова упоминания Египта. Он там изучал все и кости, и мумии, и картинки. Пишет так: «Я знаю, что иные натуралисты сильно рассчитывают на тысячи лет, которые они легко накопляют почерком пера, но в таких вопросах мы можем судить о том, что могло бы произвести долгое время, лишь мысленно умножая то, что произвело более короткое. Поэтому я пытался собрать самые древние документы о формах животных. Нет других, которые по древности и по изобилию равнялись бы египетским». Кстати, «Мой ученый товарищ, Жоффруа Сент-Илер, придавая большое значение такому исследованию, собрал в гробницах и храмах Верхнего и Нижнего Египта сколько только мог мумий животных. Он привез забальзамированных кошек, ибисов, хищных птиц, обезьян, крокодилов, голову быка. Между этими животными и теми, которых мы видим теперь, конечно, разница не больше, чем между человеческими мумиями и скелетами нынешних людей». Интересно, где все эти мумии? И кто сейчас их сравнивает/не сравнивает?
22.09.2017
09.45. Позвонил Ден: обещал прийти. Голос, правда, был слабоват и не шибко радостен.
12.00. Снова просматривал «Время и календари» [М.,1961]. Очень толковая глава (с.66-116) о календарях. Хорошие четкие определения. Собственно предмет календаря: закономерности системы счета больших промежутков времени. Календарь – это «непрерывная система счисления времени, отвечающая на вопросы «какое число», «какой день недели», сколько прошло дней, месяцев, лет» и позволяющая людям регулировать и планировать свою жизнь и деятельность» (с.66). Для календарей важна сезонность.
Интересно, что из-за несоизмеримости трех основных календарных периодов – суток, месяца и года – невозможно построить календарь, идеально согласованный с видимым движением Солнца и Луны. Хотя можно «подобрать такое сочетание этих периодов, при котором календарный счет времени будет непрерывным, независимым от наблюдателя и достаточно близким к истинному»(с.67).
Это веселенькое слово подобрать настраивает на истории о метре. Секунды подбирали, метры подбирали. Но когда подбираешь – знаешь же ответ, с которым должен согласоваться результат. А откуда был ответ?! Откуда было понимание, что такое вообще возможно?!
Надо вчитаться на досуге в календари: там точно много чего для меня будет неожиданного.
18.45. Ден пришел. Никакой. Надо что-то придумать: не отпускать же его, голубчика.
19.30. Начал выдавать задания. Как бы в шутку. Но первое же задание – написать метафору вдруг как-то изменило ситуацию. Мысль забилась в черепную коробку. Дена. Предложил заполнить причинно-следственную матрицу. Оставил его писать. Пусть подумает: дома все равно у него не получится с малым выделить время для этого. Пусть пьет чай и думает. Причинно-следственную матрицу сделать не смог. Сказал, что будет думать дома (конечно, сомневаюсь я в этом).
20.00. Попросил написать 5 основных выводов. Ха, и забрал его экселевские таблички прямо вместе с компом. Надо было забрать на матрице – заполнил бы ее как миленький.
20.40. Попросил нарисовать образ. Сидит рисует. Тараканам тоже выдал мелки.
21.00. Предложил написать короткое эссе (от руки): «Мое отношение к саженям». Ну, и почерк. Будет мне горе.
22.00. Загрузились во вкусности. Жуем. Бумажки отложили. Ржём. Об всем и своем сажневом идиотизме тоже.
22.30. Итак, я вынудил Дена сделать мои задания (метафорки и все такое). Кое-что любопытно. Завтра на свежую голову разгребу. И сделаю что-то типа диаграммы сродства или… впрочем как карта ляжет.
Продолжение следует
Оценили 4 человека
6 кармы