Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592)
Хотите превратиться из популярного блогера в философа? Читайте Мишеля Монтеня. Сборник его размышлений «Опыты» в нашу эпоху one-man-media кажется очень современным, хотя был издан в конце XVI века. Главы «Опытов» похожи на посты в инстаграме, а сам Монтень так же открыт для читателей, как Саша Митрошина или Данила Поперечный для подписчиков. Филолог Мила Витива перечислила 7 причин, по которым Монтеня можно считать протоблогером и учиться у него письму.
Причина № 1: писал в свободной форме вне литературных жанров
Монтень писал «Опыты» в форме, которую придумал сам, — так он создал жанр эссе. Потом у этого жанра появились свои правила, но сам Монтень в книге их не соблюдал. Например, в эссе автор должен придерживаться одной темы, а у Монтеня глава «О средствах передвижения» может включать размышления о чувстве страха, щедрости государей и жестокостях конкистадоров при покорении Нового Света.
Писатель менял темы внутри одной главы, наблюдая за полетом собственной мысли. Это похоже на создание разговорных или текстовых сторис: они связаны друг с другом по смыслу, но от одной к другой предмет разговора может меняться.
Блогер увидел собаку и снял ее; вспомнил о собаке, которая была в его детстве; поделился размышлениями о том, как его воспитывали. Так и Монтень: начинает с разговора о стихах Вергилия, а в итоге задумывается о супружестве и любви.
Выбор тем для глав в «Опытах» еще меньше поддается систематизации. Здесь соседствуют размышления о Катоне Младшем и эмоциях, о славе и законах против роскоши. Ни одна глава не связана с другими.
Причина № 2: сделал себя объектом размышлений
Единственное, чем объединены главы «Опытов», — личность автора. Самое важное в этом тексте — характер и взгляды Монтеня и то, как они проявляются с разных сторон в процессе осмысления разнообразных вещей.
Разговор может идти о государстве или литературе, но перед читателем всегда один и тот же человек, который пытается разобраться в себе. Так и тексты блогеров: чему бы ни был посвящен конкретный пост — его читают из-за личности написавшего.
Сделать себя главным объектом произведения было неожиданным решением для писателя в XVI веке. Образ автора тогда не был так важен. Художественный мир в произведениях Франсуа Рабле или Эразма Роттердамского никак не отражает их индивидуальные черты. Даже публицистика мыслителей Возрождения (например, «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы) посвящена размышлениям об абстрактном человеке и не включает личный опыт автора.
Сравнить Монтеня можно только с Данте, который за двести лет до этого создал «Божественную комедию» и сделал себя главным героем этой поэмы. Однако это было художественное произведение: вместо реальной биографии в нем появилась мифологизация отдельных событий жизни поэта. Кроме того, что Беатриче умерла, а Данте проходил тяжелый период жизни («очутился в сумрачном лесу») о том, что происходило в действительности, в поэме не говорится.
В предшествующей литературной традиции «Опыты» Монтеня находят параллели с «Исповедью» Блаженного Августина. Он тоже опирался на собственную биографию, чтобы доказать правильность своих воззрений, но в центре произведения для Августина был не он сам, а его общение с Богом. И только Монтень решил говорить в первую очередь о самом себе.
Большинство современных блогеров помещают в центр своих публикаций самих себя. Они высказываются как эксперты в определенной области (даже если это не так) и дают советы, нанизывая их на историю собственной жизни.
Мишель Монтень пишет:
«Другие творят человека; я же только рассказываю о нем и изображаю личность, отнюдь не являющуюся перлом творения, и будь у меня возможность вылепить ее заново, я бы создал ее, говоря по правде, совсем иною».
Писатель выбрал предметом изображения себя, потому что считал, что нужно писать о том, что хорошо знаешь. Он решил посвятить «Опыты» изменениям собственных взглядов и характера, за которыми внимательно наблюдал.
Нужно учесть, что психологизм в литературе появится только в середине XVIII века в произведениях Руссо, Ричардсона, Стерна. Лишь тогда писатели обратят внимание на чувства и мысли человека и его нравственные поиски. До этого персонажи романов или пьес проявляли себя лишь в поступках, а об их внутренней жизни читатель мог только догадываться. Монтень же за несколько столетий до появления психологизма писал:
«Я хочу, чтобы по моим писаниям можно было проследить развитие моих мыслей и чтобы каждую из них можно было увидеть в том виде, в каком она вышла из-под моего пера».
Он открывает читателю свою внутреннюю жизнь во всех ее аспектах. Из «Опытов» можно узнать о его отношении к любви, дружбе, литературе и т. д. Монтень делает акцент не на предметах, о которых говорит, а на его отношении к ним. Так он пытается понять, что же он за человек — прямо как современные популярные блогеры, за развитием характеров которых сотни тысяч подписчиков наблюдают в режиме реального времени.
Причина № 3: писал о личном
Монтень в «Опытах» не просто делится взглядами, а привносит в текст детали собственной жизни. Они становятся иллюстрациями к размышлениям писателя, дают возможность понять, почему он пришел к тем или иным выводам, и позволяют узнать его не только как мыслителя, но и как человека.
Каждая глава «Опытов» посвящена одному аспекту жизни, о котором хочет поразмышлять Монтень: «О педантизме», «Об одном упущении в наших порядках», «О дружбе». Но благодаря каждому очерку можно узнать что-то и о самом Монтене. Например, глава «О педантизме» начинается с того, что писатель рассказывает, как в детстве пытался найти причину неприязни к педантам и глубоко образованным людям. Читая об «упущении в порядках», можно познакомиться с отцом Монтеня и правилами, которые тот установил в хозяйстве. А рассказ о трудах Этьена де Ла Боэси — лучшего друга писателя — предваряют его размышления о дружбе в целом.
Такой способ повествования похож на современный сторителлинг в блогах: человек сначала делится историей из жизни, а затем на этом примере размышляет о проблеме или дает советы. Так построено большинство глав «Опытов».
Это делает размышления Монтеня более предметными и заставляет читателя не просто соглашаться с автором, но и подключаться к его опыту, сопереживать.
Причина № 4: опирался не на авторитеты, а на свое мнение
Возрождение было так называемой эпохой готового слова. Это значит, что в литературе ценилось не высказывание новых мыслей и создание новой формы, а искусное использование уже существующих. Монтень же в своем способе размышления куда ближе к современным людям, которые создают тексты для выражения собственной индивидуальности.
Несколько цитат Мишеля Монтеня
- Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.
- Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.
- Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.
- Не достигнув желаемого, они сделали вид, что желали достигнутого.
- Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее.
- Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, — ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.
Оценили 9 человек
25 кармы