"Фашист пролетел"

21 1297

А.Пластов. Фашист пролетел.  1942

О Пластове, как об одном из самых значительных художников 20 века, заговорили после появления его картины «Фашист пролетел».            Она занимает особое место в творчестве художника. Первоначальное название «Немец пролетел» написана Пластовым в 1942 году. 

Позже он говорил о внутренних мотивах, побудивших его, живущего в тылу человека, написать эту картину: «Осень (надо понимать, 1941 года. – Е. А.) тогда у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная. И вот что-то [пришло] непомерно свирепое, невыразимое по жестокости. Надо было сопротивляться. Надо было кричать, чтобы проснулись даже мертвые. Надо было это чудовище показать во всем его обличье». 

На картине обычный осенний пейзаж. На косогоре золотятся берёзки, словно пронизанные солнечным светом. Тёплое солнце ласково пригревает землю. Чудесный тихий день и смерть ребёнка, вой собаки, убитая корова с телёнком. Полотно взывает к праведному возмездию, где «ярость благородная вскипает как волна».

 Нет сомнений, что эти чувства отчаяния, ощущения беды охватили в то время великое множество порядочных людей. Мать автора этих строк, тогда юная девушка, прожившая всю войну в тылу, в Ярославской области, вспоминала, что, просыпаясь каждое утро, она испытывала какую-то непонятную горестную тягость, которая с первым же мгновением дня овладевала душой, и сразу в сознании вспыхивало:  «Ах да, война идет!» И так каждое утро такую же душевную тягость испытывала вся страна, точнее, все порядочные люди до самого победного мая 1945 года.

 Действительно, это была необычайная война, и не только по масштабам потерь и ожесточению, но и по нравственному напряжению души целого народа, который вдруг ощутил реальную опасность для своего существования на Земле. Это была истинная война за независимость и свободу. Вместе с тем людьми владело чувство, что они столкнулись с какой-то иной, чудовищной, будто сказочной вражеской силой, которая обрушилась на них с нечеловеческой жестокостью и поразительным машинным бездушием. 

Пластов отразил обыденную, повторяющуюся тысячи раз сцену той войны с нелюдями. Такими  же как на картине, в немецких самолётах     с черными крестами на фюзеляже и включенной сиреной. В одиночку и парами, на бреющем полете, безнаказанно и хладнокровно, даже без видимой для военного дела пользы, гонялись за одиноким, бегущим по полю новобранцем; безжалостно расстреливали толпы безоружных беженцев: женщин, детей, с их скотиной и жалким скарбом: точно, как на учении, клали бомбы на санитарные поезда с отчетливо видимыми сверху красными крестами на белом поле.  

Этого пришельцам невозможно было простить, и тогда миллионы людей вдруг испытали непривычное в их обыденной жизни чувство жгучей, незатихающей ненависти, желания во что бы то ни стало убить этого выродка, расстрелявшего невинного пастушонка и тем нарушившего элементарные законы человеческого общежития. Именно об этом и писал Пластов, а еще ярче он это сказал своей картиной.

Существует устойчивая легенда о том, что полотно «Немец пролетел» способствовало… открытию в 1944 году Второго фронта. Действительно, картина была привезена в 1943 году в советское посольство в Тегеране, где состоялась встреча лидеров антигитлеровской коалиции и было принято окончательное решение об открытии Второго фронта и высадке десанта во Франции. Картина Пластова висела в комнатах, где работали и отдыхали премьер-министр Великобритании Черчилль и президент США Рузвельт, и якобы она произвела на них неизгладимое впечатление своей безыскусностью и трагизмом. И хотя, думаю, тронуть сердца этих людей, в своей деятельности исходивших исключительно из прагматических соображений, было непросто, но кто знает, какой может быть последняя песчинка, после падения которой рушится скала? 

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)


Евгений Анисимов

https://aria-art.ru/

Геополитическая борьба на истощение

Ровно через тысячу дней украинского конфликта два главных игрока: Россия и США, - не считают себя достаточно истощёнными, чтобы идти на уступки. Киев не даёт им шансов на какой-либо мир...

Правда спасает жизни. Ложь убивает

Текст, прежде всего, к тем, кто остался на украине. Давайте поговорим откровенно. Больше десяти лет я рассказываю вам исключительно правду. Никто и никогда не смог поймать меня на вранье (исте...

Обсудить
  • :thumbsup: :fist:
  • :thumbsup:
  • Европейская психология: "Это, только мы - люди, а по земле, под крылом, бегают какие то мерзкие животные, позорящие само понятие "человек". За хладнокровное их уничтожение, мне господь, только спасибо скажет... Радостно мне давить этих тараканов". Кстати, читая хохлятские TG каналы (специально пару держу, не удаляю), поражаюсь силе их ненависти. С психологией этой картиной - сходство огромное.
  • :pray: :thumbsup:
  • Виноват, но это для ххлов -- про то, что картина Пластова подвигла открытие второго фронта. Это они верят в сказки. Вы же прекрасно знаете причины открытия фронта -- это Сталинград и набирающее движение Сопротивление в Эуропе. ЗЫ. А Пластов так себе художник, ничего особенного.Обыкновенный соцреалист и пропагандист. Ну есть и есть, пусть будет и дальше. Просто как вариант силы воздействия на эмоции с помощью полотна и красок.