Хан ван Меегерен на суде
Это было одно из самых странных судебных дел в истории Нидерландов. Обвиняемый, по делу 1947 года, был художником, который подделывал картины на миллионы долларов. Но он не спорил о своей невиновности - на самом деле его жизнь зависела от доказательства того, что он совершил мошенничество. Кто был этот художник, и почему он доказывал на суде свою виновность, чтобы сохранить жизнь?
Это был один из самых странных процессов в голландской истории. Ответчиком по этому делу 1947 года был художник, который подделал картины на миллионы долларов. Но на этом суде художник доказывал не свою невиновность. Наоборот, его жизнь зависела от доказательства, что это именно он подделал картины.
Как и многие другие художники, Хан Ван Мегерен стал подделывать картины, потому что его собственные работы не были востребованы.
Озлобившись на мир искусства, ван Мегерен решил выставить своих недоброжелателей дураками. Он изучил все, что мог, о художниках прошлого — их биографии, их методы и их материалы.
Художник, которого он выбрал для подделок, был художником 17-го века в стиле барокко Йоханнес Вермеер. Амбициозный выбор. Вермеер прославился своей невероятно детальной техникой исполнения бытовых сцен. Тайно работая в течение шести лет, фальсификатор совершенствовал свои навыки, копируя многочисленные работы и нарабатывая практику.
Он создавал свои собственные краски, для большего сходства с красками, доступными во времена Вермеера. Он покупал холсты 17-го века, делал собственные кисти, и состаривал свои картины, примененяя синтетические смолы, нагревая их, чтобы смола высохла и краска растрескалась.
Экспертиза могла бы обнаружить синтетическую смолу. Но в то время подобные экспертизы были довольно не точными, и их делали не часто. Даже сегодня доказательство подлинности картины сильно зависит от оценки искусствоведов. Так что вопрос подлинности зависел от субъективного мнения экспертов и их репутации.
И вот тут ван Мегерен действительно перехитрил мир искусства. Изучая биографию Вермеера, Мегерен выяснил, что, как считают историки, у Вермеера был ранний период, связанный с религиозной живописью, под влиянием итальянского живописца Караваджо.
Ведущий специалист по Вермееру, Абрахам Бредиус, был большим сторонником этой теории, хотя ни одна из этих работ не всплыла на поверхность. И вот ван Мегерен решил ее создать.
Он называл картину "Ужин в Эммаусе".
Искусствовед Бредиус объявил подделку ван Мегерен шедевром творчества Вермеера. Подделка ван Мегерена не вполне соответствовала техническим стандартам Вермеера, но эти несоответствия можно было списать на условия создания картины: это была ранняя работа, написанная еще до того, как художник выработал свой стиль.
С печатью одобрения от мира искусства, подделка была продана в 1937 году за более чем 4 миллионов долларов в сегодняшних деньгах. Успех вдохновил ван Мегерена подделать и продать еще больше картин через различных арт-дилеров. Как бы невероятно это ни звучало, мир искусства продолжал верить в их подлинность.
Когда нацисты оккупировали Голландию во время Второй мировой войны, Герман Геринг, один из главных генералов Гитлера, стремился добавить Вермеера в свою коллекцию произведений искусства, награбленную со всей Европы.
Ван Мегерен подчинился, продав ему якобы раннюю картину Вермеера под названием " Христос с грешницей."
С концом войны, закончилась и удача Ван Мегерена. После победы союзников он был арестован за продажу нацистам бесценной вещи голландского наследия— акт предательского сотрудничества карается смертью. Чтобы доказать, что картина не была национальным достоянием, он в деталях, шаг за шагом, объяснил как подделывал картины.
Но тут он столкнулся с неожиданным препятствием— тем самым экспертом, который помог ему провернуть эту аферу. Стремясь защитить свою репутацию, Бредиус защищал и подлинность картины.
Желая доказать свои способности, ван Мегерен приступил к работе над "новым" Вермеером. Когда он представил фальшивку суду, они, наконец, поверили ему. Он был оправдан за сотрудничество с нацистами — и приговорен к году лишения свободы за мошенничество.
Хотя были доказательства, что ван Мегерен действительно сотрудничал с нацистами, ему удалось убедить общественность в том, что он специально обманул Геринга. Это превратило его в народного героя, обманувшего нацистов.
Благодаря этой новообретенной известности, его личные работы стали ценными сами по себе — настолько, что позже их пытался подделать его собственный сын.
Одни и те же картины прошли путь от почитаемой классики до презираемых подделок. И в итоге признаны произведениям искусства, за мастерство и известность художника копииста.
Оценили 34 человека
51 кармы