Буду писать о живописи. Потому, что люблю её безмерно.
А пока - ироничный эпиграф:
Русский и английский подход к искусству .
Мир - (в том числе и искусства) стоит на трёх китах ( выловленных Львом Николаевичем Толстым и запущенным в океан русского, да и мирового творчества в энциклопедической статье под названием " Об искусстве"). Какие же это "киты"?
1. Техника исполнения.
2. Смысл.
3. Гуманистическая направленность.
Оскар Уайльд выбросил последнего кита сразу. ("Манеры важнее Морали"?) Его известная сентенция - "Форма превыше смысла". Но китов пока что два...(?)
Потом он подумал и изрёк: "Все искусство абсолютно бессмысленно". (?)
Китов осталось... Один.?
Потом Уайльд подумал ещё... и решил окончательно: "Всё искусство абсолютно бесполезно".
Киты пропали.????????????????.
Итак, искусства не существует.
Вот об этом "Несуществующем" и хочу поговорить.
Курский худграф широко известен в узких кругах специалистов. В советское время Курская художественная галерея имени Дейнеко обладала неисчислимыми богатствами в бесконечных комнатах старого дворянского особняка со скрипучими деревянными полами,лестницами, переходами, чарующим запахом старых дней и бодрящей прохладой. Все имена художников, составляющие славу России, присутствовали в залах. Основу коллекции составляли собрания князей Барятинских, баронов Ребиндеров , семейства Боткиных и других, избравших себе место жительства в Курской губернии ( Белгород входил в неё).
Замечу мимоходом, что в краеведческом музее Курска сколько помню, висел молельный коврик и сабля имама Шамиля, сданная им князю Барятинскому, как победителю Шамиля и как символ победы русского оружия на Кавказе. Но это уже совсем другая история...
Часть первая.
Учащиеся Курского худграфа десятилетиями воспитывались на этих художественных сокровищах. Ныне сокрытых от глаз посетителей... возможно... частично и расхищенных в жуткие 90-е. Талантливые преподаватели учили студентов с опорой на эту классику. И сложился свой крепкий Курский стиль.
В разное время наша семья поддерживала по мере наших скромных сил художников в тяжёлые годы, когда картины не были нужны широкому кругу советских людей, озабоченных выживанием в новых "диких" , навязанных нам условиях "дикого капитализма".
Представлю вашему вниманию работы нескольких ярких авторов.
Мэтр - старейший художник - Василий Васильевич Носов.
Родился в с. Лебяжье Курской области в 1937 году. Пейзажист. Член Союза художников России с 1975 года. Получил признание братьев по художественному цеху "Последний классик России". Вот как назвали его. Вот пример его полотен ( эскизы и картина маслом). Фото мои, далекие от профессионализма.
Этюд "Закат".
Зима. Старые деревенские сараи, брошенная собачья будка, покосившийся забор...Но на горизонте пылает яркий закат, освещая старую церковь... Художник сам - очень верующий человек.
Человек чистой души, прозрачной, как хрусталь.
Этюд на пленэре "Одинокое окно" передает сырость, промозглость Курской зимы. Ешё не замёрзла меленькая речушка, протекающая по старой купеческой части Курска. В холодной воде отражаются прибрежные неопрятные поросли. Грачи уже летят устраиваться на ночь. Но общую неустроенность и неприкаянность картины полностью преображает тепло и уют светящегося окна Родного Дома. Свет его, отражающийся в холодной воде, согревает всю атмосферу этюда.
Картина "Сумерки. Перелетают утки." Заболоченное русло старой реки. Камыши и тростник- излюбленное место гнездования уток. Вот на горизонте перелетает парочка..
О качестве катин и талантах художников говорит тот факт, что Илья Глазунов, будучи в Курске, выбрал и купил для себя картины В.В.Носова и другого Курского художника В.Сошникова (ВТОО "Союз художников России" Курское региональное отделение).
В. Сошников -
крайне закрытый автор, вдобавок, необыкновенный кузнец художественных изделий ( букетов ирисов, например).
Его картины в его собственном оригинальном стиле скорее абстрактны и составляют художественный контраст картинам Носова.
Долгое время В.Сошников предпочитал не продавать свои картины. Поэтому показываю лишь одну -этюд "Сельский пейзаж".
С этого этюда пошел тот стиль его письма, который очаровывает зрителя. Вкус художника, чувство меры и врожденная интеллигентность приковывает взор к его творениям. И рождает в душе зрителя сопричастность к творчеству...
Ученик и последователь В.Сошникова - художник С.Г. Гашевский.
Пишет крайне многослойные, трудоемкие полотна.
Вот одна картина: "Путешествие". Требует объяснения. Поездка на речном пароходике. Яркие брызги воды на иллюминаторе ... В тумане виден берег, поросший тростником, отражающийся в мутной речной воде. Окрест лежит густой утренний туман...
Часть вторая.
"Поэзия маслом"
Курский краеведческий музей ранее занимал бывший дом Владыки Курской епархии.
С виду маленький, внутри он просто поражал бесконечными залами, потолками, переходами в новые уровни и помещения, которым конца я, школьница, не находила. Только казалось, что это конец экспозиции музея - и далее ничего нет, как открывалась какая-нибудь маленькая дверь ... и вот - ещё зал. Более всего это здание напоминало мне описанное Стругацкими в романе "Суета вокруг дивана" здание института ВНИИЧАВО. Только у Стругацких снаружи здание все равно описано несколько большим, чем крохотный Курский особнячок.
Внутри музея очень много места было отдано предметной демонстрации дворянского быта с большим собранием мебели, благо в этой губернии было откуда её свозить. Об усадьбах можно написать отдельно. Их знает вся страна. Назову только одну- Марьино - фамильное гнездо князей Барятинских, ныне - известный санаторий.
Контрастом выставлены были полные, в натуральном размере, интерьеры крестьянских изб. И этого в области до сих пор хватает... Без малейших изменений условий и привычек быта. Теснота изб поражает. Как жили на головах друг у друга...? Как и сейчас в таких наследственных хатках живут....?
Но крепкое крестьянское нутро даёт о себе знать и в художественном.
Я говорю о самом нежном, поэтическом художнике с железным крестьянским характером, позволившим художнику выстоять мерзость социального перелома 90-х, не уронить себя и доказать свой талант не больше, ни меньше, Миру.
Это Николай Петрович Меньшиков.
Много времени художник отдает преподаванию, учит новых художников. Много пишет и стремительно растет над собой.
Его картина "Курское поле" - куплена Третьяковской Галереей. Его полотна очень востребованы. Как в Европе, так и в Китае. И конечно - у нас в России.
Недавно была его выставка в Белгороде.
Пишет он широкими мазками, играет с тонами но никогда его картины не выходят за пределы гуманизма, я имею в виду- во всем видна его любовь, любование родными местами . От его картин, как и от любого настоящего произведения искусства, сразу возникает душевный подъем и хочется жить! Радоваться! Только небо, только ветер, только радость впереди!
Покажу несколько эскизов.
"Два города".
Показана старая часть Курска с мазанками, вся - на холмах и в низинах, в старых корявых садах. Тень заката уже лежит на древних домиках. А на горизонте, в лучах уходящего солнца - сияет новый микрорайон высоток из белого кирпича.
Эскиз на картоне "Вечер".
Деревня. Яркая, контрастная, тем не менее- поэтичная и умиротворяющая.В окно льётся теплая летняя ночь. Непритязательный сельский натюрморт. Яркий и позитивный.
Этюд "Оттепель".
Все в тумане, туман ест снег, черные грачи на снегу. Курские куртинки среди полей. Берёзки и кусты терна. Тростник. По снегу видны следы (художника на пленэре).
Большая картина из триптиха "Крестьянские добродетели: Хлеб, Молоко, Яйца".
Фото натюрморта " Яйца" (только что снесенные, выложенные на грубый стол в сарае). Старая глиняная кринка, банка солёных грибов. Интересна техника изображения соломы.
Ниже натюрморты" Хлеб" и "Молоко".
На этом позвольте завершить первую часть статьи. Во второй части расскажу о более молодых но не менее талантливых художниках Курска.
Оценил 21 человек
48 кармы