Мысли к 150-летнему юбилею Ф. Шаляпина.

21 620

"...Фёдор Иванович Шаляпин всегда будет тем,что он есть: ослепительно ярким и радостным криком на весь мир: вот она - Русь, вот каков её народ - дорогу ему, свободу ему".

( Из письма А.М. Горького к Н.Е. Буренину , сентябрь 1911 года)


С шипением и треском поют старые пластинки… Звучат бархатно-горьким голосом Шаляпина:

- Эх ты ноченька, ночка тёмная, ночь осенняя....

В голосе певца - то самое важное, что не выразить словами, но это видит глаз и слышит ухо. Всё то, чем живёт и что вмещает в себя русская душа...

- Прощай, радость, жизнь моя, знаю, едешь без меня…

Незатейливая мелодия народной песни и тёплый, задумчивый голос Фёдора Ивановича. Вот они, те самые воспоминания, что делают разлуку переносимой, растворяют горечь расставания светом того, прошлого, но и вечного мига пронзительного счастья. Кто ещё мог бы так спеть? В звуках и словах русских песен передаётся нам способность переплавить горе и слёзы в ясное и высокое, дающее силы пережить и переломить судьбину... А ведь сам-то Фёдор Иванович, разве не был он голосом народа? Разве не о себе он пел? Не его горький опыт юности впечатывает себя в наши души? Души слушающих потомков? И разве не слышим мы доносящийся со старых пластинок посыл, дающий силу и власть над собой, дарующий каждому способность с честью пережить, вынести текущие или грядущие испытания?

«Я помнил, что меня ждёт у крыльца моя русская тройка с валдайскими колокольчиками, что мне спать некогда, - надо мне в дальнейший путь» (Ф.И. Шаляпин).

Фёдор Иванович прожил всего 65 лет (1873-1938г.г.), но они вместили в себя и скитания, и бесконечную преданность музыке, невообразимый труд и талант, вложенный в обновление ни более, ни менее – мирового оперного искусства, неутомимую жажду жизни и бесконечный путь наверх… Но не в бытовом смысле, обычном для западной культуры, а в извечном русском смысле – путь к высотам духовной культуры. Потому-то именно Шаляпин остаётся доныне столпом русского оперного, да и не только, искусства. Ему выпало на долю стать одной из узнаваемых скреп русской идентичности. И только уникальными вокальными данными певца объяснить это невозможно, хотя его способность охватывать музыкальный образ во всей целостности была уникальна. Много мы знаем великолепных русских басов до Шаляпина, много их было и потом, но символом и путеводной звездой на историческом пути России пришло быть именно ему.

«Медведь, водка, балалайка» – уничижительная троица лже-ярлыков, злобно навешанных Западом на нашу Родину.

Но в то же самое время вся мировая культура стоит на русских китах, выплывших из всех сфер общечеловеческой деятельности. Бесконечна череда великих имён: Вернадский, Павлова, Рахманинов, Шишкин, Толстой, Достоевский, Станиславский… да сколько их! В том славном ряду творцов и реформаторов, поднявших человеческий дух на новую высоту, стоит и имя Шаляпина.

Казань, 13 февраля 1873 года в доме крестьянина Ивана Яковлевича Шаляпина случилась радость – родился сын, нарекли Фёдором.

Интересно прочитать о детских и юношеских годах жизни певца в мемуарных записках «Страницы из моей жизни», отполированных ярким и образным пером душевного друга Фёдора Ивановича - писателя Максима Горького. На всю жизнь название - Суконная слобода, место, где прошло детство Фёдора - осталось для певца символом всего дикого и тёмного, необузданного, полного предрассудков и жестокого. Впрочем, не такие ли нравы описывал в своих очерках знаменитый публицист Гиляровский? Но «Суконная слобода» не сумела затянуть в себя, завладеть душою и жизнью мальчика Фёдора – в том горел светлый огонь таланта, указующий как стрелка компаса на добро и истинный путь его призвания.

Иногда смешно, но чаще - жутко - читать рассказ певца о приключениях (иногда перераставших в злоключения) и подлинных трагедиях, выпавших на его долю. Как он, повинуясь зову музыки и таланта, покинул родной кров ради влекущей, околдовывающей мишуры странствующей оперы, попал на самое дно жизни и едва не сгинул там.

Дороги завели молодого Фёдора в Тифлис, где так круто изменилась его жизнь. Там он встретил своего первого учителя - известного в прошлом тенора Дмитрия Андреевича Усатова. С робостью явился Фёдор к Усатову на прослушивание.

- Что же, давайте покричим, - предложил преподаватель. Каково же было изумление Фёдора, к тому моменту уже изуверившегося в людях, когда знаменитый учитель предложил обучать его бесплатно, мало того, используя свои связи, устроил Шаляпину стипендию для проживания в Тифлисе, помогал с устройством антрепризы, обучал хорошим манерам, ввёл в общество, дал рекомендации … Усатов оказался не только талантливым учителем, но и добрым опекуном.

Жизнь молодого Шаляпина круто изменилась. Пришёл успех, более ни разу не изменивший Фёдору Ивановичу.

Далее были Москва, С-Петербург, «Аркадия», тесно застроенный деревянной «роскошью» увеселительный парк, где на деревянной эстраде под открытым небом устраивались концерты шансонеток, а известный на всю Россию антрепренёр Лентовский ставил оперы-буфф и феерии, Панаевский театр… Вот там-то молодого Шаляпина услышал Направник, главный дирижёр Мариинского театра. Фёдор Шаляпин был приглашён на прослушивание. Пока долго и неспешно принималось решение в отношении зачисления молодого баса в штат самого главного оперного театра России, Шаляпин много и с успехом концертировал. Его приняли в свой круг многие известные люди того времени, очарованные и покорённые его голосом и артистизмом: Мамонт Дальский, В.И. Качалов, Фигнер…

Наконец заветная карточка в руках Фёдора – «Артист Императорских театров»! Но действительность огорчала. Казённость, скука, театральная многовековая пыльная рутина душили молодого певца. И друзья, и сам Шаляпин чувствовали, что половина его дарования не раскрылась. Один голос и певческий талант уже не удовлетворяли ни исполнителя, ни слушателей. Нужна была актёрская игра. И в этот момент, как по заказу судьбы, на Шаляпина упал взгляд промышленника-мецената Саввы Мамонтова.

Вот именно тогда и родился тот самый Шаляпин, о котором мы с восторгом и придыханием говорим даже спустя столько лет.

Человек, прекрасно знающий и понимающий искусство во всех его формах, тонкий ценитель, глубокий ум, самородок режиссёр-реформатор, пропагандист русской оперной музыки, русской живописи - вот портрет Саввы Мамонтова, писанный яркими красками на полотне мирового искусства, русской жизни. Вообще, Савва Мамонтов открыл и поддержал такое количество русских талантов, что список займёт многие страницы. Врубель, Коровин, Нестеров, Васнецовы, Шаляпин – лишь верхушка айсберга.

Фёдор Шаляпин сделал тогда невозможное – променял сцену Мариинки на подмостки московской «Частной русской оперы», владельцем которой и был Мамонтов. Здесь за несколько лет (1896-99г.г.) Фёдор Шаляпин прошёл ту школу актёрского мастерства, которая растворила двери его души и выпустила в мир вторую половину его дарования - актёрскую.

Всеобъемлющий охват репетиций в Частной опере Шаляпина поражал. Обладая внутренним чутьём, Мамонтов сам проводил их, поясняя певцам их задачи, обсуждая режиссуру и декорации.

Для лучшего понимания образа Бориса Годунова Мамонтов познакомил Шаляпина с историком В.О.Ключевским. Двадцатитрёхлетний певец и пожилой профессор истории часто беседовали, прогуливаясь в парке. По словам Фёдора Ивановича, ему временами казалось, что рядом с ним идёт не Ключевский, но хитрый и расчётливый интриган боярин Василий Шуйский, посвящающий его в страшные тайны своего времени.

Далее по предложению Шаляпина на сцене театра Мамонтова была впервые поставлена опера Римского-Корсакова «Псковитянка». Образ Ивана Грозного –« ханжи, но Грозного» (по объяснению Мамонтова) - созданный на сцене Шаляпиным, до сих пор живёт в исполнении современных певцов.

В «Частной русской опере» декораторами работали многие впоследствии прославленные художники. Тесное общение с ними, постоянные посещения в их обществе Третьяковской галереи развили в Шаляпине дремавший художественный талант. Яркость, смелость коровинской живописи, лаконичность, чёткость рисунка Серова позволили Шаляпину достичь законченности и экспрессии в его образах на сцене. Он научился искусству грима, перевоплощения, столь необходимые истинному артисту. Впоследствии Шаляпин мастерски лепил свои поясные портреты, оттачивая, примеряя им то или иное сценическое лицо. Так создавал он свои незабываемые образы.

Фёдор Иванович, под руководством Мамонтова, стал смелым реформатором сценического костюма, образа, манеры игры. Ходульные приёмы актёрства, обветшалые в веках представления об опере, как только о «бельканто», вольности дирижёров с партитурами, особенно в части ритма (конечно, по просьбе исполнителей), неуважение к народившейся русской классической и оперной музыке – вот тот многоглавый змей, на битву с которым Савва Мамонтов снарядил Фёдора Шаляпина.

И тот выиграл сражение!

Московские спектакли «Частной русской оперы» потрясали замшелые устои мировой оперы. Впервые в представление ворвалась психологическая игра персонажей, исторически достоверные или феерически прекрасные декорации. На первом представлении оперы Римского-Корсакова «Садко» зрители разразились неудержимыми овациями при виде декораций «морского дна» по эскизам К.А.Коровина и С.В.Малютина. На всех спектаклях публика впервые оказывалась лично вовлечённой в события, происходившие на сцене, такова была игра актёров, в первую голову – Ф.И. Шаляпина!

Тут следует сказать, что на репетициях Мамонтова очень часто присутствовал молодой родственник его жены Константин Сергеевич Алексеев, впоследствии обретший мировую известность под именем Станиславский.

В 1919 году Фёдор Иванович, тот, кому рукоплескал весь мир, победитель итальянской оперной «клаки», певец, сумевший реабилитировать и дать «путёвку в жизнь» несправедливо освистанной ранее опере Бойто «Мефистофель», кумир миллионов и миллионов, триумфально выступавший на сценах всех главных театров мира с операми русских композиторов, посетил Вторую студию МХТ вместе в дочерью Ириной, чтобы посмотреть игру А.К.Тарасовой, коей он прочил большое будущее. Что, впрочем, и случилось.

На обратном пути у Шаляпина с дочерью состоялся знаковый разговор о новой «системе Станиславского».

«- «Бессознательное» творчество никуда не годится, актер должен быть мастером, создавать образ, ежеминутно помня, что он на сцене. Нести правду через актера-творца, а не через актера-человека, вот это и называется искусством. В этом, мне кажется, мы расходимся с Костей Станиславским; я не совсем понимаю все эти замысловатые выражения: «войти в круг» или какое-то «зерно», — словом, так называемая система. Мне кажется, по системе играть на сцене нельзя, вот в рулетку — можно. Костя Станиславский говорит, что с меня написал систему. Не знаю. Но я никогда не играл по системе, а вам он это так рассказывает «нарочно».

… Мы шли некоторое время молча, потом Федор Иванович снова заговорил.

— Удивительно, почему это МХТ любит все так упрощать на сцене, причем как-то «играет» простоту, а получается сплошь и рядом фальшь. Вот «Горе от ума». Чацкий — это же «кудрявый» человек, а МХТ его «прилизал», вряд ли это верно. Вот иногда замечаю, как актер «просто» держит себя на сцене, как он «небрежно» отстегивает пуговицу на жилете, или «просто» свистит, или «просто» отгоняет муху; а я вижу, как он всю эту простоту придумал, и вдруг все это становится таким «сложным»; мелкие будничные детали заслоняют образ и мешают основной линии. Вообще же в театре нельзя убивать театральность и романтику, без них театр не театр. Актер должен суметь обмануть публику, но так, чтоб она этот обман пережила бы как высшую правду. И плакать на сцене не надо, это крайнее нарушение художественной меры, надо, чтобы публика плакала оттого, что увидела твои слезы, которых, в сущности, нет. Вот так надо обмануть публику, тогда это мастерство, а твои личные слезы никому не интересны, да и грим и костюм испортишь. Ни к чему это! Потом надо играть так, чтобы было соблюдено чувство меры; шепот, и тот должен быть слышен, то есть ни одно слово не должно пропасть. А если для «настроения» некоторые актеры начинают «шептать» так, что я, сидя в третьем ряду, ничего не слышу, то это вообще никуда не годится. Слово надо любить так же, как и фразу. Русская речь кованая, и каждое слово имеет свой вес. И еще хочу сказать, что нельзя забывать, что ты художник и рисуешь картину, нужны живые краски, а не мертвая фотография — протокол.

— Очень хорошо, если актер сам находит образ и умеет воплотить его и внутренне, и внешне; но если он этого сам не может преодолеть, то ему должен помочь режиссер. Режиссер должен уметь показать актеру то, чего от него добивается, наглядно показать. Это не значит, что актер должен слепо повторить рисунок, так как, разумеется, данные актера и режиссера часто не совпадают, но режиссер должен показать актеру, от чего надо оттолкнуться.»

Это говорил актёр и певец, полностью реформировавший оперное искусство, триумфально объездивший весь мир, гордо неся ему русскую музыку… Он своею жизнью доказал справедливость своего мнения, своё право на слово.

Может быть, сегодня, в день его юбилея, к этим заветам Фёдора Ивановича стоило бы прислушаться и современным актёрам и режиссёрам, погрязшим в эпатаже и внешних эффектах? Может есть смысл отворотить с кривой колеи российского столичного театрального искусства и вернуться к истокам? Тем более, что проложена эта колея не нами… А теми, кто нас не понимает.

***

В США проходили гастроли Шаляпина. Американские газеты того времени писали, что вот, к нам едет мировая знаменитость, стенобитный бас Шаляпин. Но он приехал, спел – и ни одной стены не разрушил! Даже стакана не разбил… Зритель разочарован!

Как не вспомнить тут сказку Дж.Родари «Джельсомино в стране лгунов»?

Чарующий мягкий тембр баритонального баса Шаляпина, тонкость его игры, искусство перевоплощения… всё это пустяки, главное – стену голосом пробить!

Вот он, вкус тех, кого мы ныне зовём «англосаксы».

Позже, когда Шаляпину пришлось заново зарабатывать на жизнь после биржевых крахов 1929 года, он принял приглашение выступить на острове для узкого круга «избранных».

В молчании и тайне доставили певца на яхте к берегу маленького острова, принадлежавшего, как сказали, какому-то американскому миллиардеру. Держали Фёдора Ивановича одного в пустой комнате. Подали безвкусный обед. Из окна были видны пальмы, песок и прибой…Да только пальмы и цветущие кусты все были искусственные, запылённые, ни единой живой травинки… Шаляпина пригласили в большую комнату, где уже находился аккомпаниатор. Зрители сидели в полумраке, невидимые Шаляпину. Тягостное молчание повисло в воздухе. Шаляпин запел… Впервые певец столкнулся с полным отсутствием реакции зрителей. Давящая атмосфера мешала, душила. Наконец, закончив петь, Шаляпин поклонился и вышел…

Вот такой случился концерт, вызванный любопытством … кого? У певца не было ответа.

Теперь много рассуждений о природе разности Запада и России. Может быть, этот рассказ Фёдора Ивановича прольёт свет на природу этой разницы и розни?

***

А сегодня мы чествуем горячо нами любимого сына русской земли, положившего жизнь на алтарь настоящего искусства, сделавшего всё, чтобы русскую оперу признали и полюбили во всём мире, целеустремлённый талант которого обогревает и поддерживает нас и по сей день. Человека, известного всем культурным людям Земли, великого русского певца, неподражаемого баса, Шаляпина.

С днём рождения, со 150-летием, дорогой Фёдор Иванович!

Портрет Ф.Шаляпина кисти Бориса Михайловича Кустодиева

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • Ныне, к сожалению, в российских театрах господствует полное обезьянничание с англосаксонских шаблонов, как это и было и до великого певца и человека Федора Ивановича Шаляпина. А посему российская опера просто загибается. Хорошо, если, только, до появления певца и актёра такой же мощи. Впрочем, двух Шаляпиных не рождается. А жаль...
  • Браво ! :clap:
  • :thumbsup:
  • Русская культура - не часть мировой культуры, она гораздо выше её. Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Джек Лондон, Марк Твен и др., для них стояла одна задача - привлечь как можно больше читателей. Их произведения интересны, увлекательны, но всё это потребительский товар. Разве можно это же сказать о "Войне и мире" Льва Толстого или "Братьев Карамазовых" Фёдора Достоевского? Они писали не на потребу читателя, они заставляли пересмотреть внутренний мир читателя.
  • "Казань, деревня Омётово," У вас неточность. Шаляпин родился во флигеле дома по ул. Рыбнорядской (ныне ул. Пушкина). Это центр Казани. Не было и нет никакой деревни Омётово. Была деревня АмЕтево. Ныне, по принадлежности к разным реестрам — жд ст Ометьево, остановки общ транспорта Аметьево, ныне микрорайон. Трансофрмировалось название в разные периоды от основателя деревни Ахмета. Как-то так.