В чём политические причины отсоединения католиков

0 461

Зародившееся на периферии римской империи христианство через триста с лишним лет стало обретать статус официальной религии. Свой путь в Рим вероучение начало через эллинский мир, поэтому первоначальным его языком был греческий. До 325 года христиане в той или иной форме подвергались гонениям, однако император Константин I избавил их от этой участи.

Он же перенес столицу огромной державы на восток - в древнегреческий город Византий, который позже стал называться именем самодержца.

Пока единое государство не распалось в 395 году на две части со столицами в Риме и Константинополе, епископы империи провели два Вселенских собора для поддержания согласия во всем христианском мире. Однако провозглашённые постулаты единой, святой и апостольской церкви после развала государства не выдержали испытания временем.

Культурные расхождения

Различия между Римом и Константинополем, связанные как с языковой разобщенностью, так и с внешнеполитическими условиями, стали влиять на взаимоотношения внутри тогда ещё единой церкви. Западная Римская империя говорила преимущественно на латыни, Восточная - на греческом языке.

Стоит отметить, что первоначально термин "католичество" имел греческое происхождение и являлся, по сути, эквивалентом православия. Им обозначали всеобщность в качестве эпитета святой и апостольской, то есть истинной церкви.

В свою очередь, ортодоксами (православными) называли всех христиан, поскольку с греческого слово переводилось как “правильное мнение”. Таким образом подчеркивалось отличие христиан от язычников, гетеродоксов (от heteros - другой, и dokeo - верю).

Со временем части некогда единой империи стали понимать друг друга все меньше. Уже с V века мало кто в Риме мог говорить по-гречески. Так, влиятельный для латиноязычного мира богослов Блаженный Августин (354-430) почти совсем не знал эллинского языка. Латынь была официальным языком Византии вплоть до VII века, после чего о ней стали забывать.

Сохраняемая общность

Помимо лингвистической разобщенности на Рим и Константинополь влияли внешние факторы, до поры до времени их объединявшие. Византийские епископы действовали внутри централизованного государства, в котором единство христианского мира воплощалось в фигуре императора.

В то же время священнослужители Рима существовали в условиях коллапса империи, вызванного варварскими нашествиями.

Но именно эти различия, которые первоначально способствовали сплочению христианского мира, затем стали его разобщать. До середины VIII века римские епископы видели в византийском императоре естественного союзника против варваров и избегали открытого разрыва с Константинополем.

Папские амбиции

Римские священники с VI века присвоили себе титул глав церкви — пап. При этом западные богословы ссылались на святого Петра, который был первым епископом. Пользуясь отсутствием на Западе сильной светской власти, папы стали независимыми церковными и мирскими правителями в Риме и его округе.

Папство укрепляло свою власть над епископатом и всей церковной иерархией. Уже Григорий I (590—604) именовал себя вселенским главой церкви, отказывая константинопольскому патриарху в подобном титуле. Папские амбиции встречали сопротивление как внутри церковной иерархии, так и со стороны главы восточной церкви и византийского императора.

Надвигающийся раскол

К IX веку между двумя империями с различным политическим строем, языками и конфессиями было мало общего. В это время произошло столкновение между папством и патриархией, ставшее началом раскола. Конфликт был связан с именами патриарха Фотия, с одной стороны, и папы Николая I — с другой.

В 857 году византийский император Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвёл на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Николай I не согласился с этим, предъявив также ряд территориальных претензий, сославшись на их незаконное отторжение в прошлом. Михаил III ответил отказом.

Кроме того, папа пытался подчинить своему влиянию церковь во вновь обращённых славянских странах, в частности в Болгарии. На этой почве возник острый спор, приведший к фактическому размежеванию западной и восточной церквей в области догматики.

Великая схизма

В середине XI века папство заметно усилилось, в союзе с норманнами и германцами ему удалось частично вытеснить Византию из Южной Италии. Понтифик Лев IX назначил в Сицилию своего архиепископа, что грозило Константинополю опасностью потери целой епархии.

В ответ на это патриарх Михаил Кируларий перешёл в наступление, распорядившись о введении богослужения по греческому образцу в латинских церквях Константинополя.

Кроме того, он предупредил епископа Южной Италии о том, что Рим "отступил" от догматической и культовой ортодоксии.

Папа Лев IX не оставил эти события без внимания, отправив патриарху грозное послание, в котором предостережения перемежались с угрозами. Однако Кируларий не отреагировал на выпады в свой адрес.

После этого папа прислал в Константинополь своих легатов (послов) с требованием восстановить "законные права" папства на Иллирию и Болгарию, но патриарх попросту отказался вступать с ними в переговоры. Тогда посланники Рима возложили на алтарь храма святой Софии папскую буллу, в которой Кируларий и его последователи объявлялись еретиками.

Патриарху ничего не оставалось сделать, кроме как созвать собор, который охарактеризовал легатов как "нечестивых людей", "пришедших из тьмы запада в царство благочестия". Посланники папы и он сам были преданы анафеме. Впоследствии эти события, произошедшие в 1054 году, были названы Великой схизмой (расколом).

Хотя церкви разошлись ещё в XI веке, датой окончательного разрыва между православием и католичеством можно считать 1204 год, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Последующие попытки сближения успехом не увенчались. Взаимные анафемы, провозглашенные еще в 1054 году, были сняты с обеих церквей только в 1965 году после встречи папы Павла VI и Константинопольского патриарха Афинагора I.

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...