• РЕГИСТРАЦИЯ
Маразмус Нольэмоций
23 января 16:30 1295 1 13.43

За кадром "Ну, погоди!"

 В 1969 году мультипликатор Геннадий Сокольский снял один из эпизодов выпуска №1 мультжурнала "Весёлая карусель". Авторами сценария 2,5-минутного мультика были Александр Курляндский, Феликс Камов и Аркадий Хайт. Сюжет режиссёрского дебюта Сокольского —противостояние Волка и Зайца.

 Руководство "Союзмультфильма" решило, что этот сюжет можно развить. Курляндский вспоминал, что ему с Хайтом и Камовым предложили "написать сценарий уже не коротеньких сюжетов, а большого (по меркам мультипликации) десятиминутного фильма."

 Студия не решилась доверить постановку нового творения начинающему режиссёру, и тогда пригласили Вячеслава Котёночкина. Он пришёл не один, а с художником-мультипликатором Светозаром Русаковым — талантливым мастером, уже сотрудничавшим с ним раньше.

 "Сценаристы изначально принесли такое огромное количество смешных заявок, что хватило бы на несколько фильмов сразу. Бери, что хочешь, любую тему", — вспоминал Русаков. Но изначально планировали отснять всего три-четыре серии. В 1971 году вышел четвертый и, как предполагалось, последний выпуск "Ну, погоди!". Вскоре он получил несколько престижных премий, в том числе в Италии. А зрители начали заваливать "Союзмультфильм" письмами с просьбами продолжения приключений Волка и Зайца. "Ну, погоди!" не стали закрывать.

Интересные факты о создании нестареющего шедевра советской мультипликации.

Первые герои были внешне совсем иные, но мы отталкивались именно от этих типажей. У меня до сих пор сохранился эскиз Волка, утвержденный худсоветом. Но, что любопытно, этого волка я встретил еще в 41-м году. Я увидел такого типа в Новосибирске, где мы с мамой оказались в эвакуации.
Мороз тогда стоял зверский, но я решил сходить на новый фильм. Пришел в кинотеатр, а там очередь. И вдруг лезет такая фигура - «свой», новосибирский! А мы - эвакуированные, вроде как уже второй сорт. Я взял его за шкуру, притянул к себе и говорю: «Слушай, джентльмен, куда лезешь?» Если бы вы видели его реакцию! «Это я джентльмен?! Как ты меня назвал?!» И он остался у меня в памяти на всю жизнь.(Светозар Русаков)

 А Котёночкин однажды увидел на улице длинноволосого парня со слегка выпуклым брюшком и прилипшей к губам папиросой, в кепке с пуговкой. И тоже запомнил его надолго. Впоследствии режиссёр и художник объединили свои впечатления об этих случаях, так и получился Волк.

Фирменную шаркающую походку Волка разработал мультипликатор Виктор Лихачев.

Он был самокритичен до безобразия. Аниматоры работали в студии сдельно: сколько сцен нарисуют, столько и получат. А Виктор, если не был удовлетворен итогом, мог скомкать все листы и выбросить, а потом просидеть за столом еще несколько дней.
На создание новых персонажей у нас было не так много времени, а чтобы слегка менять Бегемота, особых усилий прикладывать не приходилось. Ничего особенного в нем не было. А вот в одном из выпусков на пляже появилась Свинья с массой бюстгальтеров. Вот это, я считаю, находка! Уж и не вспомню, кто из нас это предло­жил, но как сыграло! (Светозар Русаков).

 Множество зверей попадает в кадр всего на пару секунд. Например, в первом выпуске, когда на Волка падает забор (при этом задним концом трезубец должен был пробить Волка насквозь), за ним паникует компания — тинейджер Гусь, свинья, медведь и стеснительная Лиса.

 Котёночкин вспоминает, что жалко было смотреть на лицо Папанова, когда в роли Волка он обнаружил всего два слова: "Ну, погоди!". Долго вздыхал: "Где же тут артисту развернуться?" Но отказываться не стал. Позже у Папанова появилась еще одна реплика: "Ну, Заяц, погоди!". В "морской" серии, когда на палубе Волк сражается с чемоданом, репертуар актёра пополнился репликой: "Ну, чумадан, погоди!". А потом Волк в наряде Деда Мороза спел: "А ну-ка, давай-ка плясать выходи..."

 "Знай я о его вокальных способностях пораньше, он бы у меня давно запел, но мне это стало известно только после выхода на экран фильма "Маленькие истории большого города", где Папанов неотразимо исполняет известный романс "Пой, ласточка, пой".
 Когда Анатолий Дмитриевич приходил на студию, там всегда стоял хохот. Две трети его рабочего времени занимала разминка: он собирал народ и травил анекдоты, байки... А во время записи я частенько приглашал художников-мультипликаторов понаблюдать за его неподражаемой мимикой, за жестами. Потом они использовали это в своей работе, когда рисовали Волка" (Вячеслав Котёночкин).

 "Что же ты мне такую нездоровую популярность создал? — пожаловался однажды ему Папанов. — Стоит мне выйти из подъезда, как ребятишки нашего двора начинают кричать: "Ну, Волк, погоди!", прохожие оборачиваются... Иду, пряча лицо в воротник. Процедура, заметь, повторяется ежедневно, и не только в нашем дворе".

 В своей книге воспоминаний "Ну, Котёночкин, погоди!" режиссёр описывает один забавный случай. В 1964 году Хрущёв затеял реформу русского языка. Согласно предлагаемому новому правописанию надо было писать, например, не "заяц", а "заец". По этому поводу шли бурные дискуссии в газетах. По инициативе Папанова, в 8-й (новогодний) выпуск «Ну, погоди!» была включена насмешка именно над этим случаем.

 Волк, на котором нет ничего, кроме трусов, падает по милости Зайца с большой высоты в сугроб. Вокруг — горная местность. В горах даже громкий голос может вызвать лавину, но Волк об этом не думает и орёт во всю глотку : «Ну, заец!!» Со склона на Волка падает для начала ком снега. Он, испугавшись, рычит потише: «Нуу, зааеец…». А потом уж вовсе шепотом: «Ну, заиц…».

 Но от схода лавины это его не спасло, и Волк несётся вниз, пытаясь убежать от нее(здесь пародируется один из фильмов про Джеймса Бонда, "На секретной службе ее Величества"(1969).

 Клара Румянова рассказывала о том, как ей впервые дали прочитать сценарий и посмотреть эскизы персонажей к «Ну, погоди!».

 «Я посмотрела на своего зайчика и поняла, что парень должен быть очень ловкий, даже если он боится волка, не показывает ему этого, и он должен быть победителем и хитрым очень».
Вначале был написан только один фильм, и никто не предполагал, что будет серия. До "Ну, погоди!" я уже двадцать лет озвучивала мультфильмы. В том числе работала и с будущим режиссером знаменитого мультсериала Вячеславом Котеночкиным. Когда он задумал "Ну, погоди!", то сразу так и сказал: "Даже пробовать никого не буду, Папанов - волк, Кларочка - зайчик".
 11-ю серию, где наши персонажи оказались в цирке, я сделал после разговора с Никулиным.,- рассказывал Котёночкин.- Мы приехали в Кишинев с Уфимцевым (режиссер, который сделал "38 попугаев" и др.) на какой-то фестиваль. Стоим около гостиницы, ждем такси. Вдруг рядом тормозит желтая "Волга", вылезает водитель в кепке-восьмиуголке. Мы направились к машине, думая, что приехали за нами. Пригляделись — ба! Это же Никулин!
Вечером, сидя у него в гостях, я сказал, что мечтаю сделать какой-нибудь цирковой фильм, и предложил ему стать сценаристом. Он ответил: "Нет, я не умею писать. Если хочешь, я буду рассказывать байки о цирке, а ты выбирай и сочиняй что хочешь..." Мы так и не собрались, но серия о цирке всё же появилась.

 Придирки цензоров иногда были просто курьёзными. В 12-м ("музейном") выпуске Волк попадал в Египетский зал и прятался в саркофаге с надписью «Рамзес IІ». На сдаче фильма чиновники сказали: «С Египтом мы сейчас дружим, как бы не было международного скандала!» К счастью, это замечание не повлекло за собой монтажную переработку киноленты.

 Сейчас начинают что-то высматривать в наших фильмах, искать какие-то подтексты, фиги в карманах. «Признай­тесь, вы же это не просто так сделали!» Но никаких подтекстов, никакой политики не было! Нам весело работа­лось, оттого и кино получалось смешным. (Светозар Русаков)

 Проработка фонового материала у Русакова всегда отличалась тщательностью – сказывался интерес художника к этнографии, истории мировой культуры и его неизменное внимание к деталям. Кроме того, все фона после их поступления из фонового цеха (где они изготавливались по образцам художника-постановщика) Русаков дорабатывал собственноручно для каждого фильма.

 14-й выпуск был снят после нескольких лет перерыва. За это время у сценаристов накопился новый материал, и сериал решено было продолжить. В новом выпуске действие происходит сначала дома у Зайца, а потом – в Доме юного техника. Волк забегает внутрь здания. Роботы его задерживают, подстригают, чистят одежду, завивают волосы, на хвост повязывают нелепый бант и т.д.

 Над этой сценой работал талантливый художник-мультипликатор Виктор Арсентьев. Во внешности Волка можно заметить отголоски модных тенденций 1980-х годов, когда была популярна химическая завивка волос и вычурность аксессуаров.

 Но Волк остается верен старым привычкам – не только брюкам клеш (отголоску 70-х), но и общей небрежности стиля «романтического хулигана», поэтому он избавляется от завивки, выкидывает бант и расстегивает ворот рубашки. Художник-постановщик «Ну, погоди!» Русаков признавался: «Наш Волк всегда старался быть модным, но постоянно опаздывал».

 В качестве саундтрека использовалась не специально написанная музыка, а просто известные на то время хитовые композиции, как отечественные, так и зарубежные. Особенно хитовой была композиция «Popcorn» (эпизод с дизель-молотом на стройке) Гершона Кингсли. Но в мультфильме используется версия от английского коллектива Elektrik Cokernut (альбом «Go Moog!»).

 Композиция, играющая во время титров- «Водные лыжи» (Vízisí), создана венгерским композитором Тамашем Деаком.

 В 14-м выпуске были использованы сразу три трека голландской группы Digital Emotion- "Get Up, Action", "The Beauty and the Beast" и "Go Go Yellow Screen".

 Котеночкин лично подбирал музыку для каждого выпуска и всегда попадал в точку. Правда, и здесь брали шлягеры, которые, как и мода, к концу съемок уходили. Но на экране это все смотрелось комично. Взять хотя бы эпизод, в котором Волк лезет по канату и насвистывает «Песню о друге» Высоцкого. И таких неожиданностей много.(Светозар Русаков)
 Многие студийные режиссеры считали наше кино несерьезным, примитивным, на потребу. У нас-де есть мастера, которые делают искусство, а «Ну, погоди!» - однодневка. Но самое любопытное, что когда эти глубокие умы ехали на встречи со зрителями, то в финале всегда показывали «Ну, погоди!» (Светозар Русаков)

Режиссёр и художник-постановщик "Ну, погоди!" за раздачей автографов берлинским поклонникам, 1978 год.


Эскизы Русакова к разным эпизодам мультсериала.

Больше веселых новостей в Telegram канале "Хультура": https://t.me/hultura

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    NATA-SHA Вчера 20:58

    Истории советского таксиста.

    Подвозила я недавно старенького дедушку. Вообще, довольно редко моими пассажирами оказываются пожилые люди. Это для нас, молодых, открыть Яндекс, вызвать машину и через пять минут уже ехать к точке назначения стало естественно. А для старшего поколения, видимо, такси так и осталось роскошью, которую нужно ещё и вызывать по телефону из бумажной записной книжки за час д...
    -->
    165
    NATA-SHA Вчера 20:47

    Сталин о будущем России.

    Иосиф Виссарионович Сталин на заре своей политической деятельности составил ряд замечаний и догадок по поводу будущего страны. Удивительным образом он сумел очень точно предсказать некоторые моменты, о который и пойдет речь в данной статье.Своими мыслями он поделился со знаменитой революционеркой Александрой Михайловной Коллонтай. Благодаря которой слова Сталина дошли...
    -->
    104

    Кто начал Вторую Мировую или чем русские отличаются от всех остальных народов...

    Совсем недавно была опубликована статья под названием "В чём был прав и о чём откровенно лгал предатель и перебежчик Владимир Резун, он же Виктор Суворов в своей серии книг"Ледокол". Многие читатели даже не удосужившись дочитать до конца сразу же стали обвинять меня за поддержку версии начала 2 й мировой, изложенной в книгах серии"Ледокол". Той самой версии, которую т...
    -->
    1306

    Реальная история похода группы Дятлова

    Ну вот и запущена в тираж печатная Книга уральского исследователя Станислава Ивлева "Реальная история похода группы Дятлова".  И поскольку есть любители электронного чтения, книга выставлена в на портале Издательства в электронном виде.https://ridero.ru/books/realnaya_istoriya_pokhoda_gruppy_dyatlova/Политика  Интернет - магазинов настолько лояльна, что до 2...
    -->
    229
    Василий Еремин
    18 марта 15:23

    Действия КГБ по сокрытию и уничтожению массового захоронения в Пятихатках

    Историческая справка:В результате военных действий в Польше к началу ноября 1939 года Красная Армия взяла в плен около 240 тысяч польских военнослужащих. Из них 39 тысяч удерживались в советских лагерях. Часть из них руководство НКВД разместило в Козельском, Старобельском и Осташковском лагерях НКВД для военнопленных. Нарком Берия обращается к Сталину с предложением: ...
    -->
    439

    НЕСГИБАЕМЫЙ ОФИЦЕР. 15 марта исполнилось 94 года Юрию Васильевичу Бондареву

    Несгибаемый русский офицер. Таким его знают все. Офицер Юрий Бондарев всегда был первым. Вспомним звёздные минуты жизни Юрия Бондарева времён перестройки. Знаменитое выступление перед всей перестроечной верхушкой и трусливо молчащей интеллигенцией — о перестройке как о самолете, который взлетел, но не знает своего маршрута. О стране, которая летит туда, не знаю куда, ...
    -->
    166

    Проклятое наследие большевиков

    В моем родном городе при большевиках в этом домике обитал горком КПСС и исполком. И все умещалисьВо время работы в газетке, афтор часто бывал здесь на совещаниях. На одном из них второй секретарь горкома КПСС взглянул на часы и обеспокоенно закричал: - Мужики, давайте закругляться! Через пятнадцать минут "Рабыня Изаура" начинается.После победы демократии здание горком...
    -->
    1021
    Борис Васильев 18 марта 23:44

    Он не нищенствовал, а продавал иголки

    Мне выдавали на дорогу в школу восемьдесят копеек: на троллейбус туда и обратно. В хорошую погоду я старался их сэкономить и шёл пешком.На половине дороги, как раз, если погода была хорошая, обычно весной, на перекрестке улицы Кропоткина и улицы Ленина, я проходил мимо инвалида.У него не было рук, всё лицо был в шрамах, на месте глаз были ямки пустых глазниц.На нем б...
    -->
    469
    Жора ЛИНИЯ СТАЛИНА
    17 марта 19:57

    Кто развалил Советский Союз и зачем? Почему спустя 30 лет российская экономика всё никак не «взлетит»? ИНСАЙДЕРСКАЯ РЕНТА (Часть 5/6)

    Если когда-нибудь вы задавались этими вопросами, то позвольте вам представить новую статью Максима Лебского, где вы найдёте все необходимые ответы. Это один из лучших, наиболее выверенных и подробных материалов, когда-либо написанных для ВБ. Так что просим любить и жаловать.СОДЕРЖАНИЕ:Введение1. Зарождение капитализма в Советском Союзе2. «Шоковая терапия»3. Формирован...
    -->
    1308
    Жора ЛИНИЯ СТАЛИНА
    18 марта 22:44

    Кто развалил Советский Союз и зачем? Почему спустя 30 лет российская экономика всё никак не «взлетит»? СЫРЬЕВАЯ СУПЕРДЕРЖАВА (Часть 6/6)

    Если когда-нибудь вы задавались этими вопросами, то позвольте вам представить новую статью Максима Лебского, где вы найдёте все необходимые ответы. Это один из лучших, наиболее выверенных и подробных материалов, когда-либо написанных для ВБ. Так что просим любить и жаловать.СОДЕРЖАНИЕ:Введение1. Зарождение капитализма в Советском Союзе2. «Шоковая терапия»3. Формирован...
    -->
    702
    NATA-SHA 18 марта 21:20

    Роман Смищук: советский солдат, перед которым отступали немецкие танки.

    Может ли пехотинец уничтожить танк? Да, хотя это и сопряжено с рядом трудностей. Особенно если речь идет о тяжелых хорошо бронированных танках последних лет войны. А легко ли поверить в то, что один человек способен уничтожить несколько танков, заставив их отступить? Едва ли Герой Советского Союза Роман Смищук сам верил в такую возможность, пока не оказался перед лицо...
    -->
    440
    Sergio 18 марта 19:03

    Александр Солженицын-опровержение лжи коммунистов и поцриотов

    "Литературная Газета», 2003, октябрь, № 43, стр. 3Вспыхнувшая вдруг необузданная клевета, запущенная во всеприемлющий Интернет, оттуда подхваченная зарубежными русскоязычными газетами, сегодня перекинувшаяся и в Россию, - а с другой стороны оставшиеся уже недолгие сроки моей жизни - заставляют меня ответить. Хотя: кто прочел мои книги - всем их совокупн...
    -->
    262
    NATA-SHA 18 марта 17:05

    Сколько советских генералов убежало из немецкого плена.

    За всю войну в плен к нацистам попало 78 генералов РККА, из которых к 1945 году погибло 26 человек. Сбежало из плена шесть советских военачальников. Двое присоединилось к партизанским отрядам и продолжило воевать. Четверо перешло линию фронта и было проверено органами НКВД на обстоятельства пленения, а также наличия фактов сотрудничества с немцами.Партизаны с генераль...
    -->
    342
    Особое Мнение 18 марта 16:04

    Намедни-1946: Холодная война. «Москвич». Враги Ахматова и Зощенко. Эвита. Золотые зубы

    Большинство россиян чувствуют по-настоящему «своей» историю от времени послевоенного СССР. Тогдашняя державность - явный образец для подражания особо патриотичных элит. Так что эта эпоха - тоже прошлое, ставшее настоящим. И её «события-люди-явления» все чаще воспринимаются сегодня актуальными, почти вечными феноменами нашей жизни. ...
    -->
    138
    NATA-SHA 18 марта 13:40

    Сергей Тихонов: как погиб «вождь краснокожих».

    Комедия «Деловые люди», основанная на произведениях О.Генри, вышла на советские экраны в 1962 году. Среди других гениальных актеров, снимавшихся в фильме, особенно выделялся один – мальчик, сыгравший роль Джонни Дорсета, «вождя краснокожих». Мальчика звали Сережа Тихонов. Сереже не суждено было состариться, он погиб совсем молодым.Юное дарованиеТихонов Сергей Михайлов...
    -->
    542
    NATA-SHA 18 марта 13:36

    Виктор Богомолов: почему телохранителя Жукова называли "волкодав".

    Виктор Богомолов, обеспечивавший в период Великой Отечественной войны и после её завершения личную охрану первого лица государства и военных деятелей высокого ранга, за проявленный превосходный уровень мастерства помимо прочих почётных наград получил орден Красной Звезды.ВолкодавПрозванный коллегами «Волкодавом» Виктор Богомолов поистине обладал всеми качествами прису...
    -->
    448
    Михаил 18 марта 11:11

    Как берёзки СССР сгубили

    Есть один вопрос, вызывающий большое неудовольствие у господ товарищей. Прямо скажем – не любят товарищи этого вопроса.А задавать его надлежит, когда товарищи начинают с наслаждением витийствовать о том, что красные лучше, потому, что де белые страну «прошляпили» (они говорят гнуснее, но есть на свете эвфемизмы, помогающие нам не уподобляться обезьянам). Раньше я пыта...
    -->
    333
    Дед Мороз 18 марта 10:24

    В СССР продукты были качественнее, чем в современной России

    И вот почему:Советские ГОСТы - показатель качества!Сегодня вспыхивает множество споров по поводу сравнения текущего качества продуктов питания относительно Советского.Так как в СССР производство любых продовольственных товаров должно было отвечать критериям госстандарта - ГОСТ, которые разрабатывало само государство.Сегодня же, аналогами ГОСТов выступают некие ТУ.Кста...
    -->
    1118
    Славик Яблочный 15 марта 23:16

    Оккупированные с амнезией..

    Как Прибалтика обогатилась на Советской властиПрибалтика первой покинула состав СССР, устремившись в объятия западных друзей. Сегодня три бывшие советские республики являются беднейшими странами в составе ЕС, а их руководство все мечтает взыскать с России счет за так называемую «оккупацию», деликатно забывая, что некогда они были в буквальном смысле слова куплены Петр...
    -->
    2538

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ГЛАЗАМИ ДРУЗЕЙ И ВРАГОВ

    КАДЗУО НОНОМУРО — профессор Японского университета «Хитоцубаси».«Темпы промышленного развития СССР, намечаемые новым планом, вдвое превышают темпы роста экономики США, где они составляют в среднем 4 процента в год. Этот означает, что разрыв в промышленном развитии между США и СССР сократится еще больше в связи с вдвое быстрым развитием промышленности СССР.» (1966 г.)....
    -->
    377
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика