«Дикие звери, населяющие Италию, имеют норы, у каждого есть свое место и свое пристанище, а у тех, кто сражается и умирает за Италию, нет ничего, кроме воздуха и света, бездомными скитальцами бродят они по стране вместе с женами и детьми, а полководцы лгут, когда перед битвой призывают воинов защищать от врага родные могилы и святыни, ибо ни у кого из такого множества римлян не осталось отчего алтаря, никто не покажет, где могильный холм его предков, нет! — и воюют и умирают они за чужую роскошь и богатство, эти «владыки вселенной», как их называют, которые ни единого комка земли не могут назвать своим!»
Так передаёт Плутарх содержание речей Тиберия Гракха. Тиберий понимал, что если не предпринять решительных мер, «владыки вселенной» займутся непосредственно сенатом, нобилями, латифундистами и прочими обидчиками. В Риме тогда ещё помнили историю, как плебеи в стародавние времена удалились на Священную гору и выбили из патрициев законное место в обществе и официальных защитников в лице народных трибунов. История мифическая, но народные трибуны же не с неба свалились, и уж конечно патриции не добровольно учредили эту должность. Заварушка, несомненно, была знатная, и продолжалась, по официальной истории, столетиями, пока плебеи не добыли себе равные с патрициями права, включая консульскую должность.
Ко времени братьев Гракхов эта проблема давно уже была решена, насколько ее вообще можно было решить, среди плебеев появились нобили покруче патрицианских, успокоившийся внутри себя Рим подчинил Грецию, уничтожил Карфаген и достойных соперников больше не имел. Тут-то и оказалось, что могущество Рима, вроде бы несокрушимое, опять подтачивается изнутри. Причиной стала концентрация богатства в руках немногих и отсутствие хоть каких-то социальных гарантий для «владык вселенной».
Пока Рим был маленьким, такой проблемы не могло возникнуть. Есть замечательная легенда, как Луций Квинкций Цинциннат, знатный патриций, был призван спасать Рим от сабинян. Времени на раздумья не было, Сенат заочно назначил Цинцинната диктатором и отправил к нему послов, которые застали его за обработкой земли на собственном участке. Само собой, Цинциннат победил всех врагов и вернулся в свою хижину, в которой и жил на том самом поле.
История хоть и мифическая, но масштаб событий в ней уловлен верно: в собственности Цинцинната было 4 югера земли (около одного гектара), что, действительно, позволяло иметь разве что хижину; весь эпизод с победой над сабинянами занял 16 дней, включая поход сенаторов к Цинциннату (а двигались, как можно понять, пешком), набор войска, марш, сражение, возвращение и триумф. То есть все это происходило на маленьком кусочке земли вокруг Рима, армия представляла собой народное ополчение, и величина его могла исчисляться в крайнем случае одной-двумя тысячами человек, а скорей всего, несколькими сотнями. Всё остальное — фантазии историков.
Конечно, были в Риме люди и побогаче, но принципиальной разницы между Цинциннатом и богатейшим из патрициев быть не могло.
Но когда Рим распространился за пределы Италии, и военные походы стали занимать месяцы, а потом и годы, с «владыками вселенной» стало происходить то, что описал Гракх: за время отсутствия их земли — формально общественные — захватывали богатеи, и простой римский гражданин, вернувшийся с триумфом из очередного завоевательного похода, мог не обнаружить ни своего дома, ни своей семьи. Как замечает Маркс, из всех древних писателей, свидетельствовавших о гражданских войнах в Риме, один только Аппиан прямо говорит, в чём была их причина: в земельной собственности. Земля и была тогда пенсией, гарантией того, что на старости лет не умрешь с голоду.
Однако сенаторы, то есть те самые люди, которые и отнимали земли у бедняков, завоевывавших для Рима все новые страны и богатства, пенсионной реформы не захотели. Как же! Поделиться состоянием с бедными?! Ишь чего захотели; так ведь уровень жизни понизится, новой виллы и лишний десяток красивых рабынь в постель не купишь…
Не у всех сенаторов тяжесть жадности перевешивала вес разума, имелись среди них и сторонники Гракха, понимавшие, что к чему, но их было меньшинство. Гракх и его приверженцы ясно осознавали: борьба сенаторов с реформами — это прямой путь к гражданской войне. Иначе бы они не бились до самого конца, отдав свои жизни ради блага Отечества.
Попытка Тиберия провести реформы кончилась тем, что сенаторы самолично расправились с ним и его сторонниками, убив их дубинами, камнями и обломками сенатских скамей. Древний закон, по которому в Риме запрещено было находиться вооруженным людям — итог печального опыта бесконечных внутренних распрей — тогда еще соблюдался.
Но вот младшего брата Тиберия — Гая, продолжившего дело брата, убивали уже оружием. Было настоящее сражение в стенах Рима, в котором сторонники Гракха потерпели поражение. Сам Гракх покончил с собой традиционным для римлян способом — велел рабу себя заколоть. За его голову была объявлена награда, да ещё какая — доставивший её получал столько золота, сколько весила голова.
И сражение в городе, и эта награда — за голову знатного римского гражданина, любимца народа, внука спасителя Рима, победителя Ганнибала Сципиона Африканского, дочь которого, мать Гракхов, весь Рим почитал за образцовую римлянку, — и последующий эпизод яснее ясного показывают, насколько велика была ярость и ненависть с обеих сторон, — такого накала она достигает только в гражданских войнах. И война уже шла, её первым эпизодом было убийство Тиберия. Разгорающийся костёр невозможно было потушить, война продолжалась целый век, пока не выгорело всё топливо, питавшее её.
Но мало кто тогда это понимал. Сенаторы и нобили или не видели этого по своей глупости, или не хотели видеть — они жаждали богатства и власти, не замечая, что сидят на разгорающемся костре. А когда огонь начал поджаривать, было уже поздно.
Так вот, один из охотников за головой Гая Гракха — имя его история не сохранила — отыскал тело, отрубил голову и с торжеством понёс её в сенат. Но не дошёл. По дороге на него напал некто Септумулей и отобрал голову. Что случилось с тем, кто её первым нашёл, — неизвестно. Однако вряд ли он отдал её без боя, разве что Септумулей, подкравшись, не шарахнул его сзади по башке. Гражданская война уже полыхала, в средствах не стеснялись.
Септумулей решил, что золота за голову Гая будет маловато. Поэтому он выгреб из головы внутренности и залил её свинцом. И сенат эту освинцованную голову принял и выдал за неё столько золота, сколько она весила!
Дальнейшая судьба Септумулея также неизвестна. Но что-то мне подсказывает, что после этой истории жизнь его была недолгой…
Тело Гая было брошено в Тибр, имущество конфисковано, и было даже запрещено вдове его оплакивать. То есть с ним поступили как с самым страшным государственным преступником.
А ведь он пытался спасти Отечество от гражданской войны…
Всего было убито, казнено, изгнано около трёх тысяч человек.
Это и есть гражданская война. Вот именно так она и происходит. А запускающий её механизм — это глупость правителей. Победи в противостоянии братья Гракхи — и римская история была бы совсем другой. Но там, наверху, боги как будто решили извести Рим под корень, и поскольку снаружи сделать это было невозможно, они принялись долбать его изнутри.
Продолжение следует
Оценили 0 человек
0 кармы