Девятнадцатое и двадцатое столетия стали настоящим прорывом не только в области промышленной и научной революции, но и гуманитарных дисциплин: именно в это время, по сути, были впервые чётко сформулированы и классифицированы такие области человеческих знаний как социология, политология, экономика и иные. По состоянию на сегодняшний день, мы видим как новые дисциплины не только продолжают своё активное развитие, но также и ещё два немаловажных явления: научные дисциплины срастаются друг с другом, образуя новые ответвления науки, а также расширяют область своего применения. Почему это важно? Потому что это рано или поздно может дать нам свежий и неожиданный взгляд на, казалось бы, неразрешимые вопросы и проблемы современного мира. Давайте рассмотрим вполне конкретный пример, связанный с психологией.
Психология, как известно, является наукой, занимающейся вопросами развития и функционирования психики человека. Эта наука стремится дать ответы на вопросы, связанные с человеческой моралью и образом мышления, а также выявить законы психической деятельности. Начав с описания ментального аспекта человеческой сущности, психология довольно быстро разрослась, обретя множество школ и направлений, которые не только строили свои теории касательно того, как работает и устроена психика, но стали обсуждать и то, как и почему она может давать сбои и быть подвержена патологии. Психология научилась выявлять и чётко различать расстройства психики, сделав большой рывок в области медицины — так, появилось понимание того, что многие болезни тела могут быть вызваны не из-за физиологических, а из-за психологических факторов, поэтому обезболивающие и иные таблетки лечению не поспособствуют, потому что нужно в первую очередь лечить голову.
Следующий шаг вперёд был сделан, когда психология увидела, что проблемы психики конкретного человека часто напрямую связаны с социумом, в котором этот человек проживает (как мы знаем, человек — существо социальное), а также с его семейным прошлым: ребёнок, который подвергался в детстве регулярным избиениям и унижениям со стороны одного или обоих родителей (дисфункциональная семья) вряд ли не будет иметь проблем с самооценкой и общим психическим состоянием во взрослой жизни. Обычно, такие вот забитые родителями люди просто воспроизводят подобные модели поведения уже в своих семьях, продолжая данный порочный круг, разорвать который бывает не под силу даже при помощи грамотного специалиста.
В начале прошлого века в Европе сложилось устойчивое мнение (особенно в германском мире), что в человеке нужно «сломать» наивного ребёнка для того чтобы вырастить взрослого, который был бы готов ко всем тяготам и лишениям реального мира. «Ломка», само собой, предполагала регулярные порки и избиения родителями детей за любую провинность, которую они могли допустить: подобная практика действительно поломала (уже в прямом смысле этого слова) и изуродовала не одну человеческую судьбу, а также судьбы последующих поколений, которые родились в подобном вот климате. Самый яркий пример, когда избиение ребёнка превращается в нечто большее чем просто поломанную судьбу — жизнь Адольфа Гитлера. Регулярно избиваемый своим отцом Алоисом, Гитлер быстро научился ненавидеть окружавший его мир и, как мы знаем, данная его ненависть имела самые неожиданные и далеко идущие последствия чуть ли не для всего мира.
Как иронично это не звучало, но особенности детства Гитлера (как и многих других диктаторов) зачастую ускользают от внимания многих историков и политологов или же не раскрываются в полной мере: например, многие объясняют его ненависть к миру в целом и к евреям в частности тем, что Гитлер не состоялся как художник и вдобавок жил в состоянии крайней нужды, из-за этого считая, что евреи обирают немецких простофиль. Данное мышление ошибочно, потому что озлобленность и низкая самооценка Адольфа возникли как раз в результате нездорового детства в дисфункциональной семье, где мальчику с младых ногтей объясняли и словом, и ремнём, чего он на самом деле в этой жизни стоит. Без этого феномен Гитлера правильно понять и осмыслить попросту невозможно!
К сожалению, даже сегодня таких вот семей в мире и в нашей стране более чем достаточно, хотя, казалось бы, история знает великое множество примеров того, к чему это может привести и примеры эти лежат на поверхности. Ведь если откровенно говорить, то занимаются подобные вот «мусорные» семьи как раз воспроизводством упырей, которые мало отличаются от Гитлера по своей базовой неприязни и мизантропии по отношению к людям. Его злоба печально повлияла на мир во многом благодаря ряду исторических случайностей, но ведь нет никаких гарантий, что благодаря ряду очередных случайностей мы не увидим нового Гитлера или Сталина (а его тоже нещадно бил родной отец), который попробует «отыграться» на всём мире за свою несчастливую жизнь.
Возникает резонный вопрос - откуда же берутся эти нездоровые отношения между людьми? Супружеская пара Уайнхолдов (Берри и Дженей), психотерапевты из Колорадо, в написанной ими в 1983 году книге «Освобождение от созависимости» объясняет, что около 98% нынешнего человеческого социума находятся в состоянии созависимых отношений. Согласно Уайнхолдам, «Созависимость определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве — стадии установления психологической автономии. Психологическая автономия необходима для развития собственного “Я”, отдельного от родителей». Созависимые люди склонны ко лжи, шантажу, насилию (как психологическому, так и физическому), чрезмерному контролю или, наоборот, подчинению. Из-за фундаментального нерешённого внутреннего противоречия, созависимые люди оказываются неспособны на нормальные партнёрские отношения, а часто вообще не могут заниматься какой-либо сложной деятельностью (такой как работа или поддержание связей с людьми), чувствуя постоянный упадок сил и отсутствие смысла в жизни. Очень часто происходит так, что созависимость приводит к таким осложнениям как алкоголизм и наркомания, так как созависимые пытаются хоть как-то изменить своё сознание, дабы избавиться от назойливого чувства неудовлетворённости и неполноценности.
В основе любой созависимости обязательно лежит иерархичность и необходимость подчиняться вышестоящей инстанции — возможно, возникновение созависимого общества уходит корнями в древность, когда бурный рост населения привёл к формированию первых организованных обществ, которые занимались решением таких проблем как обеспечение продовольствием и соблюдение порядка. Истинное партнёрство (и даже, в некоторой степени, коммунизм) было возможно в совсем небольших коллективах из нескольких десятков человек, где все друг друга знали и где конфликт интересов был минимальным и мог решиться на племенном собрании. Но по мере становления более крупных общественных единиц, где люди никак не могли знать абсолютно всех членов коллектива, появилась и проблема организации таких вот коллективов, которая была решена созданием иерархий и возникновением первых социальных неравенств. Со временем вожди превратились в царей и императоров, а шаманы во всемогущую церковь, но суть осталась неизменной — возникшая иерархичность и культура доминирования создали ряд норм, которые требовали подчинения (родителям, семье, старшим, церкви, государству, начальнику и т.д.), что, в итоге, и привело к становлению и развитию созависимости как массового явления.
В начале статьи я говорил, что в современном мире разные научные дисциплины срастаются, образуя новые области знаний. На мой взгляд, настало самое время расширить роль психологии в современных политических процессах. Политологи часто говорят о том, что в основе мировой политики лежит ряд институтов, которые и оказывают влияние на всё в ней происходящее. Институты при этом рассматриваются как некие монолитные структуры, в деятельности которых человек имеет второстепенное значение или не имеет его вовсе. Но ведь политические институты были созданы непосредственно людьми, а на их поддержание работают, опять же, вполне реальные люди, а не какие-то эфемерные сущности. И так как общество живёт в состоянии созависимости, то все созданные такими людьми организации и системы отношений будут неизменно иметь в себе элемент созависимости. Посмотрим, например, на ООН — изначально планировавшаяся как организация, где всё человечество будет представлено на равных основах, она сразу же превратилась в доминаторную структуру из-за наличия Совета Безопасности. По сути, пять наиболее могущественных мировых держав могут принимать все важнейшие решения, пренебрегая мнением остальных государств, превращая их работу и мнение в ООН в чистой воды фарс. О каком партнёрстве и равенстве может идти речь в данном контексте?
Ещё один характерный атрибут созависимости кроется в том, что люди не хотят рассматривать совершаемые ими поступки и действия как часть единого целого. Наоборот, происходит разделение поступков в зависимости от ситуации и окружения: на работе веду себя одним образом, дома — совершенно другим. Происходит намеренное подавление истинной сущности и создание фальшивого образа. Многие скажут: ну и что с того? Мол, какое значение имеет семья по отношению к профессиональной деятельности? Вспомним сексуальный скандал Билла Клинтона и Моники Левински, разразившийся в 1998 году. Президент США изменил своей супруге Хиллари Клинтон, вступив в половую связь с молодой практиканткой Левински. На суде Клинтон заявил, что не имел никакой связи, отвергая все обвинения, однако, наличие определённых доказательств показало, что Клинтон соврал. Данный случай из частной жизни может сказать очень многое: по сути, президент США предал собственную жену да ещё и соврал ей. Если он смог провернуть подобное с очень близким ему человеком, то неужели он не сможет также врать и обманывать миллионы американцев, которых он вообще лично не знает? Конечно сможет, и это исключительно проблема общества, что оно этого не хочет замечать. Я, например, считаю, что смещение с должности главы МВФ известного любителя девушек лёгкого поведения Доминика Стросс-Кана было абсолютно правильным шагом: если человек не может разобраться с собственной жизнью и, опять-таки, легко может предавать родных и близких, то как он сможет управиться с огромными денежными потоками, в которые вовлечены миллионы людей по всему миру?
Напоследок хочу спросить: что мы думаем, когда слышим новости или рассуждаем о политике? Очень часто в нашем лексиконе (особенно когда это касается международных политических отношений) мы употребляем такие слова и фразы как «управление», «контроль над стратегическими ресурсами», «захват власти», «геополитическая борьба» и прочие термины. Нам кажется вполне естественной война за влияние и могущество, противостояние с тем же Западом за контроль над Украиной или увеличение расходов на военные нужды ради того, чтобы нас «боялись и уважали». Куда менее естественной видится, например, безвозмездная помощь голодающим или развитие гражданской инициативы в рамках мирного отстаивания своих прав. Очевидно, что политика как таковая чуть ли не в наибольшей степени является продуктом созависимых отношений. Здесь как нигде выражены чёткие иерархии и тяга к доминированию, которые, правда, могут представлять реальную угрозу жизни и спокойствию миллионов людей. Проигравшая Первую мировую войну, Германия не смогла смириться с мыслью, что кто-то оказался сильнее её и непременно попыталась взять реванш за перенесённые унижения. Вся логика данных действий не выходит за рамки созависимых отношений, а точнее, полностью в них интегрирована. Последствия, как мы знаем, были катастрофическими. Похожая ситуация происходит и у нас в России после развала СССР — по сути, свои успех и счастье мы видим не в создании психологически здорового общества, а в возвращении имперского статуса и мщении США, при этом не задумываясь о возможных последствиях.
Цивилизация 21 века должна будет всё больше строиться на новых стандартах мировой политики — предки не сумели прийти к цивилизованному образу жизни без создания подавляющих иерархий, но благодаря проделанной предыдущими поколениями работе у нас появилась уникальная возможность освободиться от иерархичности и при этом сохранить достигнутые достижения и даже приумножить их. Партнёрство и сотрудничество более чем возможны сегодня, когда насилие как метод достижения целей встречает всё более резкую критику и осуждение, когда появляются такие уникальные структуры как Европейский Союз (в основе которого лежит равноправие всех его членов, невзирая на размер территории и экономического потенциала). Да, противоречий и преград всё ещё много, но сам факт существования таких формирований как ЕС подтверждает, что равноправие и сотрудничество на уровне целого континента возможны, а это уже очень много. Очевидно, что психология и психологи должны иметь значимое слово в происходящих процессах, так как все данные институты созданы и поддерживаются людьми и от состояния и образа мышления индивидов конкретно зависит состояние и принцип работы созданных институтов и организаций. Быть может, пора установить власть психологов, которые смогли бы направить человечество к более гармоничному состоянию?
Оценили 6 человек
11 кармы