О том, как Павел Третьяков открыл миру русскую живопись

0 104

Третьяковская галерея – кому она не известна? «Третьяковка» – одна из главных достопримечательностей Москвы. В то же время она числится среди крупнейших мировых собраний изобразительного искусства. Третьяковская галерея располагает двумя зданиями в Москве: в Лаврушинском переулке и в Парке искусств у Крымского моста, напротив знаменитого Парка Горького. Здесь собрано более 180 тысяч работ русских и советских художников.

Характерно, что москвичи называют галерею «Третьяковкой». Употребление такого ласкательно-уменьшительного наименования – важный признак душевной близости. «Третьяковка» – не абстрактный музей, а в некотором роде личное достояние каждого жителя Москвы. На что, строго говоря рассчитывал основатель, купец и меценат Павел Михайлович Третьяков (1832 — 1898). Одно из важных условий завещания Третьякова, которое он составил и подписал 29 мая 1860 года, состояло в том, чтобы вход в галерею был бесплатным.

Кем же был Павел Третьяков и как он пришёл к мысли о создании коллекции, в конце концов, прославившей его имя?

Семья Третьяковых происходила из подмосковного города Малоярославца. Хотя Третьяковы не числились на Москве среди самых богатых, но были известны, как купцы успешные. Отец семейства, специализировался на торговле тканями и продовольствием. Когда эта торговля стала приносить хороший доход, он переехал в Москву, открыл лавку в Старом гостином дворе и поселился в Замоскворечье. Павел и Сергей Третьяковы с детства помогали отцу, а после его смерти продолжили отцовское дело. От торговли тканями братья Павел и Сергей Третьяковы перешли к более доходному занятию, собственно к производству текстиля. В Подмосковье они построили несколько бумагопрядильных фабрик, а потом ещё и предприятие по производству льняного полотна в Костроме. Состояние только Павла Третьякова после его смерти составляло около 4 миллионов рублей. Таким образом, материальное основание для того, чтобы начать коллекционирование картин у Павла Михайловича Третьякова имелось.

Следует также сказать, что братьям Третьяковым было свойственно отношение к Москве, как к своему дому. Они не просто проживали здесь и прирастали богатством, но также вносили существенный вклад в благоустройство родного и любимого города. Так, в 1870-х годах на деньги Третьяковых была проложена живописная и стильная улица в центре Москвы, в Китай-городе. Этот проезд соединял Театральный проезд и Никольскую улицу. Для этого в стене Китай-города были даже прорублены специальные ворота, стилизованные архитекторами под русскую старину. И эти ворота, и новый проезд назвали в честь братьев-меценатов Третьяковскими. До сего дня Третьяковский проезд – единственная улица в Москве, построенная на частные средства.

Но вернёмся к коллекции, которую Павел Михайлович Третьяков начал собирать в 1853-м году. Первые покупки были, как положено, не слишком целенаправленными: всего 10 картин общей стоимостью 86 рублей. Через год на Сухаревском рынке Павел Третьяков купил ещё 9 картин старых голландских художников за 900 рублей.

Как видим, первоначально живописные интересы Третьякова не были строго определёнными. Он, словно бы примеряясь, покупал самые разные изобразительные произведения в основном зарубежных художников. Русская живопись тогда любителей искусства не слишком интересовала. Хотя и до Третьякова находились энтузиасты. Вот, к примеру, чиновник Прянишников собрал около 150 картин исключительно русских художников. Это собрание Третьяков увидел в 1856 году. Хотя коллекция Прянишникова была достаточно неровная по качеству собранных картин, она, между тем, содержала несомненные шедевры, например, картины Кипренского, а также «Сватовство майора» П. Федотова.

П. М. Третьяков задумался, не купить ли ему коллекцию Прянишникова? Но коллекция стоила очень дорого, 70 тысяч рублей. Это натолкнула Павла Третьякова на три мысли. Во-первых, вложение денег в искусство – выгодно. Во-вторых, лучше не покупать чужие коллекции, а собирать свою. И, наконец, в-третьих, надо собирать картины русских художников.

Определив для себя целью собирание картин русских художников, Павел Михайлович поставил перед собой и другую цель: передать своё собрание любимой Москве. Задолго до смерти, ещё в 1860 году, было составлено завещание, в котором Третьяков сформулировал цель своей собирательской деятельности. Он хотел создать общественное и общедоступное собрание произведений искусства для того, чтобы приносить многим людям пользу, и всем – удовольствие.

Искусствоведам не сложно определить, когда родилось собрание Павла Третьякова. Им на помощь приходят расходные книги купца, сохранившиеся до сегодняшнего дня. По этим документам установлено, что 22 мая 1856 года П. М. Третьяков за 450 рублей приобрёл картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти художника В. Г. Худякова. Спустя несколько дней была приобретена и вторая картина авторства Н. Шильдера «Искушение». Картина стоила 150 рублей.

Собирание галереи стало взаимно обогащающим процессом. С одной стороны, художники запомнили имя Павла Третьякова. А как же иначе – богатый покупатель и потенциально крупный заказчик! Надо только ему понравиться. Так вкусы Третьякова начинают определять творчество художников: какие темы выбирать, в каком стиле писать картины? Случалось, Павел Михайлович напрямую заказывал художникам картины. Так, своей жене Вере Николаевне он подарил картину «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу», которую он заказал художнику Ф. А. Бронникову. Эта картина стала её любимой картиной. Таким образом Третьяков не только собирал картины, но и формировал русскую живопись.

Шли годы, собрание Третьякова выросло настолько, что для его размещения потребовалось в 1874 году построить отдельное здание в Лаврушинском переулке. В 1881 году галерею открыли для посещения публикой. Этот год считается годом открытия Третьяковской галереи.

В 1892 году П. М. Третьяков подарил свою коллекцию Москве. Картины и здание в Лаврушинском переулке были переданы в собственность Московской городской думы. Москва отблагодарила мецената за грандиозный подарок. Павлу Третьякову было присвоено звание Почетного гражданина. Самой галерее присвоили название «Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

До того времени никто не делал ни Москве, ни другому русскому городу такого подарка. Это оценили и художники, избрав в 1893 году П. М. Третьякова действительным членом Петербургской Академии художеств. Подарок Третьякова обратил на себя внимание даже царственных особ. В апреле 1895 года царь Николай II принял решение открыть и в Санкт-Петербурге музей русского искусства. Музей разместили в Михайловском дворце и предполагали сделать его крупнейшим собранием русской живописи, и тем самым превысить достижение П. М. Третьякова. Это было ещё при жизни Павла Третьякова. Вероятно, его такая конкуренция только обрадовала. Музею присвоили имя императора Александра III. Сейчас он называется Русским музеем.Павел Михайлович скончался в 1898 году 16 декабря. Его труды и заботы положили начало значительной и авторитетной коллекции русского изобразительного искусства. Имя П. М. Третьякова таким образом неразрывно связалось и с Москвой, и с культурой России.

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

УНИЗИЛ РУССКУЮ ДЕВУШКУ И СКРЫЛСЯ: СЫНА ГЛАВЫ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ ОБЪЯВИЛИ В РОЗЫСК

СК России разыскивает иноземца за нападение на русскую посетительницу бара. Агрессора идентифицировали как сына главы армянской диаспоры. Подозреваемый пустился в бега.Иноземца, который...