О фазовом переходе сегодня не говорит разве что самый ленивый.
Признаки того, что мы вплотную подошли к самому концу капиталистической формации журналисты и блогеры находят сейчас в текстах от Карла Маркса до Нострадамуса.
Как следствие всех волнует вопрос — А что будет дальше? Какова следующая формация после нынешнего фазового перехода? Инклюзивный капитализм? Социализм? Что?
Кое-где в СМИ высказывается идея о том, что следующей формацией будет возврат человечества к феодализму, но на новом фундаменте – некий воинственный новый феодализм.
Сама идея цикличности, точнее, замкнутой циркуляции фазовых переходов глобальной социально-экономической системы, конечно, не нова, а даже очень-очень стара. И современная наука (и не только она) ломает головы и строит социальные конструкции – куда же двинется человечество после того, как текущая спираль капитализма, которая раскручивается уже с угрожающей скоростью, наконец, выстрелит. Даже теорию инклюзивного капитализма сочинили (попытка соломки подстелить).
Да – точка бифуркации. Да – фазовый переход.
Но вот пятимся ли мы к воинственному феодализму – это большой вопрос. Наши древнейшие предки на разных континентах и в разных культурах тоже высказывали свои теории о Цикличности Мировых Эпох.
Например, в Древней Индии это называлось Циклами Юг – Сатья-юга (Золотая), Трета-юга (Серебряная) и Двапара-юга (Бронзовая) и Кали-юга (Железная).
Согласно этой древней доктрине Циклов мы с вами сейчас живем в темные времена Кали-юги (Железная). Она описана так: добродетель почти исчезла, в мире остается только одна четверть добродетели, которая медленно уменьшается до нуля в конце Кали-юги. Люди постепенно обращаются к злу и их жизнь наполняют болезни, апатия и гнев. Бушуют стихийные бедствия. Люди живут в муках и страхе перед бедностью. Религиозные обряды почти не совершаются. Все существа деградируют. Изменится весь мир, без исключения. Мировая душа во времена Кали – черного цвета.
(перевод Алексей Михеев) The Mahabharata, Книга 3: Vana Parva, Tirtha-yatra Parva, раздел CXLVIII, Kisari Mohan Ganguli, tr. [1883-1896]
Древние европейские предки во многом думали аналогично.
До нас дошла поэма «Труды и дни» греческого поэта Гесиода (примерно750—650 гг до н.э.), в котрой он описывает Пять эпох человечества – Золотую, Серебряную, Бронзовую, Героическую, Железную.
Нашу нынешнюю – Железную эпоху — Гесиод описывает примерно так: люди живут тяжелым трудом и страданиями, брат нападает на брата, дети к родителям относятся без почтения. Плохие люди используют ложь, чтобы их считали хорошими, люди больше не испытывают стыда или негодования по поводу проступков и боги отвернутся от людей «не будет помощи против зла».
Землю теперь населяют железные люди.
Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий.
Заботы тяжелые боги дадут им.
Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.
Дети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Похожую теорию о четырех эпохах человечества в своей книге «Метаморфоз» излагает более поздний европейский философ – римский поэт Овидий (1 век до н. э. – 1 век н. э.).
Его теория похожа на «Пять эпох Гесиода», за исключением того, что у него нет самой любимой эпохи Гесиода — Героической (у него она между Бронзовой и Железной).
У Овидия – справедливость, добро и мир определила Золотая эпоха, а во все последующие – эти свойства постепенно утрачивали свою роль и значение в мире. Уже в Медную (Бронзовую) эпоху, люди стали склонны к войне, но не к нечестию. Но пришла Железная эпоха – люди разграничивали народы границами, научились искусству навигации и добычи полезных ископаемых, люди стали воинственны, жадны и нечестивы. Правды, скромности и верности нигде не стало.
Последний же был — из железа,
Худшей руды, и в него ворвалось, нимало не медля,
Все нечестивое. Стыд убежал, и правда, и верность;
И на их место тот час появились обманы, коварство;
Козни, насилье пришли и проклятая жажда наживы.
Мне не кажется, что описание древними нашей железной эпохи кому-то может показаться несовременным. По-моему, в самую точку угодили древние философы.
А теперь – если поверить на слово древним индусам – то следующей эпохой после нашей темной Кали – следует опять Золотая Сатья-юга.
Ну как же! – скажете вы – мы не оперируем такими глобальными эпохами. Речь сейчас идет только о том, каким образом бряцает железными «-измами» наша мрачная Кали-юга.
Хорошо, давайте рассудим. Как известно – законы физики за деньги не продаются. Мы легко воспроизводим на лабораторном столе процессы, которые идут во всей остальной Вселенной. На условном столе – даже если этот стол адронный коллайдер – но воспроизводим же! Если законы физики одинаково работают во всей Вселенной, почему не предположить, что эти законы также работают и в человеческом обществе – а именно, принцип фрактальности в мировых социальных процессах – если большие эпохи движутся по определенному циклу, то логично предположить, что внутри каждой эпохи социальные процессы движутся аналогично, а не как им придется – вспять, перпендикулярно, в свободном падении и пр.
И получается интересная картина – общества, которые продолжат путь по спирали капитализма будут и дальше пытаться слопать все, до чего дотянутся. А общества, которые выскочат (когда выскочат) из этой спирали – обречены на светлое будущее.
Оценили 20 человек
28 кармы