Дуализм философии Ивана Ильина

2 380

Евгений Радомысельский

«Дуализм (от лат. dualis), дуальность — двойственность, дополнительность:

Дуализм, в философии — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа…), несводимые друг к другу или даже противоположные». (Википедия)

Часто указывают и особенность применения термина дуализм:

религиозный и этический дуализм.

«Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определённой группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла. Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла». Википедия.

Дуализм в христианстве существовал с его возникновения. Считалось, что существуют одновременно Божьи силы добра и дьявольские силы зла. И в обществе обязательно надо противодействовать дьявольским козням и людям, которые одержимы «дьяволом».

Наиболее сильно и значимо он проявился в религиозных верованиях «катаров» 12-13 веков.

«Несмотря на то, что название «катары» используется много столетий, оно, скорее всего, не является самоназванием. В текстах катаров для самоидентификации широко использовались термины «Добрые люди» (фр. Bons Hommes) или «Добрые христиане»[2].

Николас Вебер утверждает, что к катарам причисляли все дуалистические религиозные движения позднего средневековья. Иногда катаров также подразделяли по местности их обитания, что отражалось в их названии, например, «катары из Дезенцано» или «альбанцы из Дезенцано»[3].

[Католическая (папская) власть жестоко расправлялась с еретикам при помощи закованных в железо крестоносцев. Е. Р.]

Для крестового похода против альбигойцев характерны жестокие расправы с мирным населением (Безье в 1209 году, Марманде в 1219 году), а также огромные массовые костры, где сжигали христиан — в Минерве (140 сожжённых в 1210 году), Лаворе (400 сожжённых в 1211 году). Однако местное население, для которого война носила как религиозный, так и национально-освободительный характер, оказывало активное сопротивление крестоносцам, поддерживая своих законных графов.

[2 и 3 — источники информации Википедии, статьи "Катары"]».

Подобный дуализм мы можем наблюдать в сказочной русской литературе (в сказках, в былинах, некоторых произведениях Николая Васильевича Гоголя…). Это интересно и безобидно.

Другое дело, если такой прикрытый дуализм становится этической и религиозной основой воспитания детей и существования взрослой России.

За научно-философскую основу этого процесса в России принимаются труды философа Ивана Александровича Ильина (1883 – 1954). Он становится популярным и модным [религиозным и политическим философом (Википедия)] нашего капиталистического общества. Надо заметить, что Иван Александрович ярый монархист, хотя приветствовал отречение Николая II и признал смену власти.

«Сначала Ильин воспринимал Февральскую революцию как освобождение народа. Вместе со многими другими интеллектуалами он в целом одобрял это и поддерживал Временное правительство России. Однако постепенно он разочаровался и к тому времени, когда Октябрьская революция завершилась, рассматривал это как катастрофу.[30] В Московской государственной конференции, созванной Вторым правительством Керенского, приняли участие действующие и бывшие члены Думы, представители всех основных политических партий, коммерческих и промышленных организаций, профсоюзов, армии и академических учреждений.[31] Ильин предупредил аудиторию, около 2600 человек: "Революция превратилась в корыстное разграбление государства". Осенью он написал под псевдонимом Юстус "Куда катится революционная демократия?", "Отказ господина Керенского", "Чего ожидать?", "Кошмар" и "Кто они?"[21]

Как антикоммунист,[3] Ильин изначально симпатизировал Адольфу Гитлеру, но его критика тоталитаризма не была принята нацистским режимом.

(Он видел в итальянском, а затем и в немецком фашизме — реальную силу борьбы с взбунтовавшимися народами и странами.

В 1934 году его отказ выполнять нацистские директивы по распространению пропаганды привел к его увольнению из Российского академического института (созданного лидерами эмиграции в Берлине, 1923 - 1943), лишив возможности трудоустройства.[4] Финансовая поддержка Сергея Рахманинова в 1938 году позволила Ильину остаться в Швейцарии, хотя ему и запретили работать или заниматься политической деятельностью.[5] Этот этап ограничения заставил его глубже погрузиться в исследования, охватывающие эстетику, этику и психологию.[6]

(30,31, 21, 3, 4, 5 и 6 — ссылки на источники информации Википедии, статья "Иван Ильин")».

«О сопротивлении злу силой» — книга философа И. А. Ильина — его ответ учению Л. Н. Толстого и его последователей (о «непротивлении злу силой»), написанная в 1925 году. Относится к берлинскому периоду творчества философа.

Этот труд Ильин посвятил «белым воинам, носителям православного меча, добровольцам русского государственного тягла». Они составили существенную часть русской эмиграции, и у многих еще теплилась надежда, что настанет час, когда им снова придется взяться за оружие ради освобождения России от «большевистского ига». Однако в этой среде достаточно влиятельной идеологией оставалось толстовство, центральным посылом которого была теория «непротивления злу». Именно против «сентиментального морализма» графа Льва Толстого и его последователей и выступил Ильин[1].

«Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое живущее в нас страстное тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Зло является противодуховной враждой. Однако «вражда ко злу не есть зло».

«Николай Бердяев написал критическую статью «Кошмар злого добра» в которой утверждал, что книга Ильина с предлагаемыми им методами может внушить только отвращение к добру и христианству[2].»

Ссылки 1 и 2 на источники информации Википедии, статья "О сопротивлении злу силою".

По поводу увлечения некоторых политиков и, даже президента, философией Ивана Александровича Ильина хочется заметить, что пока это их личное дело, то — пожалуйста, сколько угодно. Но когда философия Ильина распространяется на общественное информационное пространство, то уважаемые господа, будьте аккуратнее с цитатами: не вырезайте из текстов Ивана Александровича то, что вам хочется. Ведь произведения Ильина в свободном доступе и комментаторы могут посвятить читателей и слушателей в полном объёме мысли философа, которая вам может не понравиться и скомпрометировать любителя усечённо его цитировать.

Так, привожу цитату из статьи «Чем привлек президента Путина философ Ильин» сайт "MKRU", автор: Андрей Камакин.

Кто это? «Обозреватель отдела политики "Московского комсомольца", политический аналитик. В журналистике - с начала 1990-х годов. Работал в информационном агентстве, федеральных газетах и журналах. С 2015 года - в "МК".» - ссылка в "MKRU".

«Цитаты из Ильина, которыми украшают свои выступления высшие российские чиновники, по большей части вырваны из контекста.

Вот сравнительно недавний характерный случай. «Мы неуклонно будем ориентироваться на усиление воспитательной составляющей школьного образования, обобщая и тиражируя лучший педагогический опыт, — говорит, выступая на заседании президиума Госсовета, министр просвещения России Сергей Кравцов. — Считаем эту работу исключительно важной, ведь еще Иван Ильин, наш выдающийся русский философ, говорил: «Образование без воспитания не формирует человека».

В оригинале эта мысль выглядит так (о чём нас просвещает Андрей Камакин ): «Образование без воспитания не формирует человека, … а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он — бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный — и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей».

Главнейшей же задачей воспитательного процесса Иван Ильин называл «преодоление больных уклонов русской души», в том числе «бунтов, заговорщичества, утопизма и интернационализма».

Словом, иногда лучше молчать, чем цитировать Ильина. А еще лучше — относиться к его публицистике не как к кладезю мудрости, а как к «Вредным советам» Григория Остера — читать, но поступать ровно наоборот. Ну, в том случае, конечно, если мы не хотим установления «воспитывающей и возрождающей диктатуры». Конец цитаты из статьи Камакина.

Возникает вопрос: правомерно ли посвящение имени Ивана Ильина «Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) — один из ведущих вузов России в сфере гуманитарных и социальных направлений, высшее учебное заведение в Москве.)[5]. (Ссылка на: Учебно-научный центр «Высшая политическая школа имени Ивана Ильина»)

Возглавляет РГГУ Дугин, Александр Гельевич. Это — "советский и российский философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель. Кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук. Профессор, в 2009—2014 годы — и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова". (Википедия)

Александр Гельевич — Замечательный плодотворный учёный и общественный деятель, только не ясно почему он так разбрасывается с темами своих исследований (от философии и социологии до оккультизма и христианства) и делится с Википедией опытом о котором сожалел.

«В 1980-е годы Александр Дугин придерживался радикально антисоветских и антикоммунистических взглядов. По словам самого Дугина, он водил своего маленького сына «плевать на памятники Ильичу», о чём впоследствии сожалел (очевидно, что это происходило, когда маленькому Артуру было лет 4-5, в конце 80-х годов).

Очевидно, что его научные интересы соответствуют востребованности в них определённого властного и состоятельного круга людей, которые с восторгом воспринимают не точные научные знания, а скороспелые - "жёлтые" и "высосанные из пальца".

Тогда Александр дружил с Эдуардом Лимоновым. (Лимонов — не корректный писатель. Председатель КГБ Ю. В. Андропов в декабре 1973 года назвал Лимонова «убеждённым антисоветчиком». В 1974 году эмигрировал из СССР, уехав в США. Причиной к этому, по свидетельству самого Лимонова, послужило поставленное сотрудниками КГБ условие: при отказе быть «секретным сотрудником» — эмиграция на Запад.)

Дугин со вместе с ним в 1993–1998 годах основал «Национал-большевистскую партию» (признана экстремистской организацией в РФ и запрещена)и стал её идеологом. В 1998 году Философ вышел из НБП по собственной инициативе.

... как сказал Лимонов, «чего спрашивать с Дугина, он же сказочник». Более того, кое-кто полагает, что вообще все дугинское мифотворчество можно понять, только исходя из колебаний внешнеполитической конъюнктуры.[16] — Тимур Полянников. "По тропам Химеры, или размышления о евразийстве и «новом мировом порядке»" «Континент», 2002 г.

С приходом к власти Владимира Путина начался новый период в политической деятельности Александра Дугина — из радикальной оппозиции он перешёл на позиции лояльного отношения к действующей власти. (Очевидно, что модное новаторство Дугина правого толка; знание философии Ивана Александровича Ильина и замечательные ораторские способности выдвигают его на первое место в профессуре России и Москвы).

По мере стабилизации политической ситуации в стране Дугин всё больше обращается к научной сфере. … В декабре 2007 года Дугин читал лекцию о «четвёртой политической теории», которую он противопоставляет трём идеологиям XX века — либерализму, коммунизму и фашизму.

Четвёртая политическая теория отвергает все вышеуказанные субъекты, что представляет собой одно из важнейших положений этой идеологии. Она настаивает, что ни государство, ни раса, ни класс, ни индивидуум не являются и не могут являться её субъектом. В таком случае встает справедливый вопрос — тогда кто же? По мнению А. Г. Дугина, субъектом теории является Dasein (см. Мартин Хайдеггер). Это весьма сложный для перевода термин, однако его отдаленный смысл примерно таков — «присутствие в мире», некий корень человеческой экзистенции, через который человек способен познать смысл бытия. «Дазайн» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие». В немецком языке Dasein - это просторечный термин, обозначающий "существование". (Википедия)

С сентября 2008 года Дугин становится профессором МГУ им. М. В. Ломоносова и возглавляет Центр консервативных исследований — общероссийскую социологическую организацию, ставящую своей целью развитие и становление консервативной идеологии в России с опорой на научные кадры. В 2009—2014 годы Дугин читает на соцфаке МГУ курсы лекций по «структурной социологии», этносоциологии, социологии геополитики, социологии международных отношений. После интервью донецкому агенству Anna-News, в котором он призвал «убивать, убивать и убивать» тех, кто допускает «зверства на Украине», и последующей медиа-кампании Дугин был уволен из МГУ.

В работе «Евразийский Путь как национальная идея» Дугин пишет:

«Разные исторические и философские школы спорят о том, кто является, в последнем счёте, субъектом истории. Этот вопрос остаётся открытым. Но когда мы говорим о стране, об исторической общности, о культуре, о форме специфической цивилизации, мы подразумеваем, что субъектом истории, который мы рассматриваем, является «народ». Типы государственности, хозяйственные механизмы, культурные модели, идеологические надстройки меняются, сменяют друг друга и поколения. Но нечто остаётся постоянным сквозь все эти трансформации. Эта постоянная величина, живая в течение долгих веков и на обширных пространствах, и есть народ. Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство — лишь форма, народ — содержание».

Философской основой этой теории являются, во-первых, хайдеггеровский Dasein, на базе которого создается новый политический субъект, который противопоставляется, как коллективизму, так и индивидуализму; во-вторых, в основе теории постмодернистская атака модернистских политических проектов, прежде всего либерализма, который, по Дугину, в данный момент доминирует и становится все более тоталитарным, через обращение к пре-модернизму, перемешиванию и примирению левых и правых политических течений, путем объединения их лучших идей и отбрасывания их недостатков: «От правых — никакой ксенофобии, никакого расизма или иерархии между людьми; от левых — никакого атеизма, материализма. Да — социальной справедливости и культурной идентичности» [101] — отсылка к работе «Luis Razo Bravo. Aleksandr Dugin on Donald Trump and the Fourth Political Theory (англ.). YouTube (3 октября 2020)».

Протодиакон Андрей Кураев считает, что во взглядах Дугина присутствует оккультизм. Дугин, как пишет Кураев, «…опаснее любой Блаватской (потому что умнее и образованнее). Как и у Блаватской, это попытка переварить Православие в каббалистику. Достаточно вспомнить его статью „Мессианство Каббалы“. Неприкрытая апология террора, жажда превратить Православие в революционно-террористическую идеологию также не вызывают желания сближаться с этим человеком. Ну зачем притворяться „старовером“ — и при этом рекламировать наркоту?» [131] — отсылка к работе Андрея Кураева: «о евразийстве и Дугине». (2019).

К 2022 году западные СМИ начали периодически называть Дугина «мозгом» Кремля, а его идеологию — доктриной российской власти [94] - "Фашизм, эзотерика, троллинг. Справедливо ли связывать идеи Дугина с идеологией Кремля". BBC News Русская служба. (2022).

Биофизик Борис Режабек [140], анализируя защиту Дугиным диссертации, которая прошла 20 декабря 2000 г. в Ростовском государственном университете и называлась «Эволюция парадигмальных оснований науки (Философско-методологический анализ).» [141] Приводит примеры анекдотических, по его мнению, ошибок в школьном курсе физики, которые он увидел в диссертации. Также, по мнению Бориса Режабека, она содержит абсурдные высказывания в области философии: «так, Лейбниц и Ньютон для него — „полупрофаны“, поскольку не до конца посвящены в идеи розенкрейцеров; Архимед и Евклид с Пифагором виноваты в том, что человечество научилось мыслить не только в категориях власти и подчинения; к тому же, по Дугину, критерии науки „ясно связаны с англо-саксонским ареалом, в первую очередь с Англией“, а это уже, считает Борис Режабек, „очевидно пахнет зловредным влиянием атлантистов. О том, что наука Европы начиналась прежде всего в Академиях Италии, он как бы и не подозревает“»[142]. Присуждение Дугину учёной степени Борис Режабек называет «фарсом».

(140 - Борис Режабек — учёный-биофизик, специалист по бионике, биофизике сложных систем и биокибернетике (см. Справочник «Биофизики России». Режабек Борис Георгиевич, 141 - Дугин, А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки Архивная копия от 26 июля 2007 на Wayback Machine : Философско-методологический анализ : автореф. дис. … канд. филос. Наук; и 142 — Режабек, Б. Мёрзлая земля евразийца Дугина. Архивная копия от 29 июня (2009).

Итак, дорогие читатели, я Вам рассказал о дуализме философии и о религиозном и этическом дуализме, когда люди творили суд и расправу над себе подобными, только на том основании, что им казалось что подсудимые принадлежат к миру зла. Прошли века и прокурором становится не священник, а философ. Он воюет с просвещением, потому что ему кажется, что обученные люди будут хитрить и обманывать. Его эстафету подхватывает профессор, который убеждает учащихся, что старые, известные нам идеологии — социализм (коммунизм) и, существующий сейчас, либерализм устарели и им на смену должна прийти новая - четвёртая общественно-экономическая система, в основе которой лежит неведомый "Dasein". Под его влиянием всё человечество избавится от своих недостатков и придёт в прекрасное будущее без них. Надо думать, что учителями народов Земли станут выпускники Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)?

А как обстоит дело с распространением учения Дугина в других регионах России?

Хорошо, ... до последнего времени.

В Санкт-Петербурге в альма-матер педагогов, в РГПУ (Российском государственным педагогическим университете) имени А. И. Герцена рассказали, что закрыли свой центр Ивана Ильина.

«Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге закрыл «Центр культурного наследия И.А. Ильина и цивилизационного развития» из-за отсутствия активной деятельности. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе вуза, отвечая на вопрос об удалении информации о центре со своего сайта. Там отметили, что центр проработал два года с 2021, а в штате сотрудников числился всего один человек. Активную деятельность центр не вел. Именно по этой причине он и был закрыт в 2023 году.

Кроме того, закрытие произошло после того, как студенты московского РГГУ выступили против создания учебно-научного центра имени Ивана Ильина под руководством Александра Дугина.

В петиции против создания центра Ильина при РГГУ студенты потребовали переименовать школу и дать им возможность проголосовать за новое название.

На критику студентов отреагировали в Госдуме. Депутат Владимир Исаков попросил министерство науки и высшего образования и Генеральную прокуратуру РФ проверить законность создания научного центра, а депутат Денис Парфенов попросил ректора РГГУ переименовать структуру.

В свою очередь спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал «неуместными» споры вокруг центра Ильина и их перенос в политическое поле.

Ранее философ Дугин назвал петицию против школы Ильина вмешательством спецслужб Запада».

Сообщение: газета.ru 27 апреля 2024

И тем не менее, Дугин верно заметил, что в современной социологии недостаточно изучен «народ» и все его свойства. И только Уильям Грейвз (американский учёный) в ряде работ произвёл это исследование на 50000 людей — испытуемых в середине 20 века. А ведь многие политические изменения в мире следуют за изменениями внутри конкретного «народа». Возможно, что Грейвз слишком схематично изложил результат своих исследований. При более подробном изучении «народа» будущие социологи смогут более точно предсказывать эти изменения. Это даст человечеству необходимую стабильность и эффективность.

Возможно, что развал СССР и события в 1991 — это следствие массового изменения «народа СССР». Можно было наблюдать в тот период, что приоритеты людей, прессы, правительства… изменилось от темы труда к теме торговли и наживы. Как не вспомнить слоган Александра Дугина: «Государство — лишь форма, народ — содержание».

P. S. Моя бабушка — выходец из посёлка Чихачёва Ивановской области, не знала премудрости философии, но о дуализме в религии имела своё представление. Встречая двуличное поведение людей она говорила: «Богу молится, а чёрту кланяется».

Она умерла во время блокады Ленинграда. Её жизнь я описал в произведении «Венерин способ омоложения. Или: путь от религиозного послушания и терпения к рабочей солидарности и активному участию в партии Ленина». О ней мне рассказала моя мама, когда я немного подрос.

Сейчас есть возможность посмотреть про использование этой присказки. Оказывается она вошла в список — «В.И. Даль. Пословицы русского народа».

Эта работа написана при помощи Википедии и статей интернета, при моём горячем желании разобраться в том: «Что, есть что?» 29.04.2024

© Copyright: Евгений Радомысельский, 2024

Свидетельство о публикации №224042901289

Белоусов упорно зачищает гнездо Шойгу в МинОбороне

Пригожин был прав?Каждый день новости. Причём одна удивительное другой.Как только Путин снял Шойгу с Минобороны и назначил Белоусова, так Ремович начал зачищать гнездо что свили люди Шойгу в Миноборон...

Невоенный анализ-64. Выборы и риторика. 23 мая 2024

Текущий расклад по украине такой: 1. Амеры понимают, что не вывозят и им не нужен очередной Афганистан под самые выборы, поэтому пытаются топить за «замораживайте любой ценой». 2. С моме...

В КРЫМУ ПАРА "ЖДУНОВ" ЖДАЛА СКОРОГО ПРИХОДА НЕБРАТЬЕВ И ПРИЗЫВАЛА "ВЕШАТЬ МОСКАЛЕЙ"

Многие месяцы алкоголики мучили своих соседей, грозя расправой русским. В Евпатории сотрудники ФСБ задержали семейную пару, которая терроризировала соседей. Муж и жена включали нацистские песни...

Обсудить
  • Да, да, Ильин очень, очень дуалистичен - с одной стороны он просто мудак, а с другой основоположник фашизма(в виде военной диктатуры).
  • Дуализм философии Ильина заключается в противоречивости его мышления. С одной стороны он утверждает: «вражда ко злу не есть зло», и это ПРАВИЛЬНО :exclamation: т.к. на Руси ЗЛО = ЗЕЛО = чрезмерность = выход за пределы разумного = сумасшествие. А вражда к сумасшествию - это и есть «преодоление больных уклонов русской души». С другой стороны он противоречит этой правильной = здравой (на Руси ПРАВ = ЗДРАВ: поправиться - выздороветь; он прав правё(хо)шенек - здоров) собственной мысли, перечёркивая её приветствием силового подавления народных бунтов, напрочь забыв о том, что: «Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство — лишь форма, народ — содержание»! Соответственно, если народ бунтует, значит государство допустило БОЛЬНОЙ УКЛОН в своей деятельности по ОБСЛУЖИВАНИЮ НАРОДНЫХ ИНТЕРЕСОВ! Перевод слова министр, фр. ministre от лат. minister — слуга, а сейчас, уже совершенно очевидно, что слуги народа возомнили себя рабовладельцами и, таким образом, допустили ЗЛО = БЕЗ-ЗАКОНИЕ = БЕЗ-ОБРАЗИЕ = С-УМА-СШЕСТВИЕ (де-юре такого понятия как РУССКИЙ НАРОД - не существует ни в Конституции, ни в каком-либо законе РФ!!! Это как так-то?!)! А значит, народная вражда к этому злу - не есть зло :exclamation: