Лавров троллит секретаря ООН, сравнивая его с завхозом — видео в Телеграм Конта

Добрый помощник музы Истории Клио. Миф о "паспортном рабстве" жителей села в СССР

10 819



Есть один очень давно эксплуатируемый либералами миф - про паспорта у крестьян во времена СССР.

Мол, только в 1974 году власть наконец соизволила выдать всем жителям сельской местности паспорта. А до этого они ВСЕ были исключительно на положении рабов, которых Советская власть нещадно и кроваво эксплуатировала! И место своего рабского существования покинуть не могли!

Ни больше, ни меньше.

В 2008 году члены пресловутого и не к добру упомянутого общества "Мемориал"*** на телевидении (!!!) с пафосом, заламывая руки, прямо живописали о "страшной участи крестьян в годы СССР", которые, не имея паспортов, ни куда не могли выехать, были привязаны вечно жить на селе...

В то время мало кто интересовался этой проблемой и, естественно, такие "откровения" вызвали самый настоящий шок!

Ну, как же - трудно представить себе жизнь без паспорта! Банальная проверка документов, удостоверение собственной личности, покупка авиабилетов и т.д., и т.п. - все завязано на паспорт. А тут, десятилетиями, люди паспортов не имели!!! Клятые большевики!

Немного из Истории.

Следует понимать, что паспорт, как таковой, существовал не всегда вообще в мировой Истории. Те же, допустим, загранпаспорта у жителей сельской местности Российской империи в начале ХХ века вообще отсутствовали. Люди рождались, вырастали, жили и умирали в одной деревне, так и не покидая ее пределов и не помышляя о какой-то загранице. Тут поездка раз в год на ярмарку в какой-нибудь уездный центр становилось событием просто мирового масштаба! Вспоминали потом целый год - до следующей поездки.

Пример паспортной книжки казака от 1908 года. Источник изображения - https://southklad.ru/forum/viewtopic.php?t=15676#gallery-3

Ставшей вполне привычной сегодня паспортной системы до ХХ века не существовало совсем. Еще в средние века, с XV века, в той же Европе паспорт представлял собой "дорожную грамоту". Были и "чумные паспорта", "военные паспорта" - ловить дезертиров и т.д.

До конца XIX века паспорта обходились без фотографии. Чтобы как-то распознавать, что человек, предъявивший документ именно тот и есть, что указано в паспорте, стали описывать людей.

Например, указывалось - возраст 50 лет, нос с горбинкой, волосы темные и т.д. Описание было довольно скупым на содержание, не так и просто было определить, кто перед тобой стоит.

В России, при Петре I, для того, чтобы отслеживать передвижения тех, кто покидает место своего жительства, было введено требование иметь при себе прокормежное письмо. Это был рукописный документ, выдаваемый волостной администрацией крестьянам, которые, по тем или иным причинам, покидали пределы своей волости. С прокормежным письмом крестьяне шли в губернскую канцелярию, где получали паспорт, чтобы свободно перемещаться по стране.

Вот, для примера -

"...1773 году февраля 21 дня дворцового села Измайлова от управительных дел отпущены Селинской волости деревни Костиной крестьяня Тихон Григорьев, Никифор Евсевьев, Горы Михайла Федотов, Ляхова Исай Яковлев для прокормления в разныя города и уезды с вышеписанного числа впредь на два года. И для взятья печатных пашпортов явится в Московской губернской канцелярии.

А ростом оныя крестьяня: Тихон два аршин шти вершков с половиною, волосом тёмно-рус, глаза карие, нос прямой, лицём чист, ус пробиваетца; Никифор дву аршин четырёх вершков, волосом и бородою светло-рус, глаза карие, нос прям, лицём чист;

Михайла дву аршин трёх вершков, волосом тёмно-рус, глаза карие, с небольшими веснушками, ус и борода пробиваютца;

Исай дву аршин трёх вершков, волосом светло-рус, глаза серые, нос прям, ус и борода пробиваютца, на обеих ногах по три пальца срослись.

В публичном наказании не бывали, из благополучных мест..."

Паспорта при этом получали только мужчины. Женщин просто вписывали в документ.

Ни в Европе, ни в России до начала ХХ века паспорта не были такими массовыми, какими являются ныне.

К слову - те же либералы, что костерят вовсю Советскую власть, обычно оценивают паспортную систему, как инструмент "полицейского государства". Мол, наличие паспорта позволяет легко отслеживать перемещение гражданина и т.п. Паспортная система, по мнению либералов, делает гражданина страны весьма зависимым от произвола чиновников. Ну и т.д. Чего же тогда не обвиняете в этом своих кумиров с Запада? Ааа, это, как сейчас говорят - другое.

Ведь, вообще, родоначальником создания единой паспортной системы для всех жителей страны стала такая милая сердцу русского дворянина в начале XIX века Франция.

Это случилось в период 1789-1799 годов - времени Великой Французской революции. Тогда и возникло понятие "полицейское государство".

Вернемся к СССР. Первоначально в Советском Союзе многие годы не было единого паспорта.

Только в 1932 году вышло Постановление ЦИК и СНК СССР "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов".

В тексте постановления указали и причину необходимости паспортной системы -

"...В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов..."

Раньше личность можно было удостоверить с помощью других документов. Это были трудовые книжки, затем удостоверения личности со сроком действия в 3 года. Далее для подтверждения личности стали пользоваться свидетельством о рождении или браке, справками домоуправлений и сельсоветов, служебными удостоверениями, профсоюзными билетами и т.д.

Всем прекрасно известны стихи В.В.Маяковского о "серпастом и молоткастом". Но они относились лишь к заграничному, дипломатическому паспорту -

...С каким наслажденьем

            жандармской кастой

я был бы

    исхлестан и распят

за то,

   что в руках у меня

            молоткастый,

серпастый

     советский паспорт...

Из ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТАХ -

"...1. Все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта.

2. В местностях, где введена паспортная система, паспорт является единственным документом, удостоверяющим личность владельца.

Все же прочие документы и удостоверения, служившие видом на жительство, отменяются как недействительные.

Паспорт обязателен для предъявления:

а) при регистрации владельца паспорта (прописка);

б) при поступлении на работу в предприятие и учреждение;

в) по требованию милиции и других административных органов ...

...11. Лица, обязанные иметь паспорта и оказавшиеся без паспортов или временных удостоверений, подвергаются в административном порядке штрафу в размере до ста рублей.

Граждане, прибывшие из других местностей без паспорта или временного удостоверения и не выбравшие в течение установленного инструкцией срока паспорта или временного удостоверения, подвергаются штрафу в размере до 100 рублей и удалению распоряжением органов милиции.

12. За проживание без прописки паспорта или временного удостоверения, а также за нарушение правил прописки виновные подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 100 рублей, а при повторном нарушении правил прописки подлежат уголовной ответственности..."

Либералы на это реагируют естественно - Ааа, посмотрите! Паспорта только для жителей городов, рабочих поселков, совхозов. А вот жители села, колхозники были лишены права получать паспорт. А без него не могли перебраться в город или в другую местность! Это же конкретное рабство!

Все обстояло совершенно не так - паспорта получали желающие учиться в профтехучилищах, в институте, те, кто хотел поступать в военные училища. Естественно, паспорта получали и те, кто собирался работать на вновь построенных предприятиях - индустриализация шла полным ходом.

Паспорта в условиях города нужны были и для осуществления контроля - из сельской местности в города поехали десятки тысяч людей.

Но стоит и понимать, что туда же потянулись и всевозможные криминальные, антисоветские элементы. Это же понятно - так легче и проще затеряться. Люди съезжались из самых разных мест страны, друг друга не знали, можно было слиться с массами трудящихся и спокойно делать свои "темные" делишки.

А в сельской местности все люди были на виду, хорошо знали друг друга, каждое новое лицо привлекало внимание. Получалось, что на селе паспортный контроль совсем и не требовался.

Не было никакого закона о не выдаче паспортов сельскому населению. Если житель села ехал жить и работать в город - по прибытии к новому месту он получал паспорт в органах милиции.

А если приезжал, допустим, погостить к родственникам, паспорт был вообще не нужен - достаточно было справки из сельсовета, в которой удостоверялась его личность.

А вот если у человека не было ни паспорта с пропиской, ни временного удостоверения, вот тогда по его персоне и возникали вопросы у кого следует.

Обязанность получать паспорт была не у всех и не везде в СССР. Но вот ПРАВО получить паспорт, было у каждого. Если он, конечно, был нужен.

Примеры паспортов.

Обратите внимание, что написано в графе "социальное положение" и когда паспорт выдан. Любопытно и графа "на основании какого документа выдан паспорт" -

Источник изображения - http://cs317324.userapi.com/v317324204/62f5/ub5qqOYh7lY.jpg

А этот паспорт от 1937 года, выдан крестьянину на 1 год. Потом можно было продлевать.

Источник изображения - http://cs317324.userapi.com/v317324204/62fc/vofUWhF0Y0Q.jpg

А вот еще - это уже после войны, 1950 год. Опять смотрим на социальное положение -

Источник изображения - https://vk.com/wall-207018383_6490

А это вообще нечто - паспорт в 1948 году получила ... 60-летняя крестьянка-единоличница -

Источник изображения - https://ru-polit.livejournal.com/21817417.html?view=comments

А "единоличник" - это крестьянин, у которого было отдельное самостоятельное хозяйство в СССР и его обычно противопоставляли колхознику. И были лозунги в свое время о борьбе с "единоличниками".

Еще раз в конце, как вывод - Паспорта могли получить все, это было правом каждого. Но не для всех это было непременной обязанностью и многие, кто родился и всю жизнь прожил в селе, никуда не собирался уезжать - даже и не собирался паспорт получать.

Ну, а кто хотел - тот и получал паспорт.

Но никакого т.н. "паспортного рабства" не было и в помине в Советском Союзе.

Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.

________________________________________

*** - Общество "Мемориал" Верховным судом России 28 декабря 2021 года ликвидировано и признано НКО-иноагентом.


Разные победы. Разные подходы

Некоторые наши коллеги полагают, что господство частной собственности предполагает сугубо индивидуалистический подход в выстраивании производственных, личных и политических отношений, э...

Путь бандеровской "Волыны"

Сергей Волынский, с погоняловом «Волына», может стать картиной украинского командира. Уважения от подчиненных нет, есть ненависть за поборы, есть брезгливость за употребление и торговлю...

Легенда о СВО

The Economist пишет, что Зеленский якобы собрался в 2025 году провести выборы. Мотивируют это тем, что, мол, ему для полного счастья не хватает уровня поддержки в 45% (который рисуют пр...

Обсудить
  • 1 женщина из дер. ПОПОВИЦА- Асеновградская Община, Пловдивский округ - она бабушка моей знакомой ! 1 Лицева част-обложка КАРТА ЗА САМОЛИЧНОСТ 2 стр. 2 - Данни о притежателя
  • Был у меня Советский Паспорт. За 2 года доставал 3 раза: устраивался на работу, слетал в отпуск, сдал уходя в Армию. Больше и не нужен был.
  • Врать нехорошо. Когда заявляется часть правды с претензией, что она полностью описывает реальность, тогда и лгут. Вот, почитайте. "колхозники в раннем СССР находились в положении хуже, чем было положение крепостных в XIX веке. Современные исторические исследования показывают это предельно содержательно*. * «Научный проект «НАРОД И ВЛАСТЬ: История России и ее фальсификации»,Выпуск 4, НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ СТАЛИНИЗМ И КРЕСТЬЯНСТВО, Сборник научных статей и материалов круглых столов и заседаний теоретического семинара «Крестьянский вопросв отечественной и мировой истории», Москва, Издательство Ипполитова 2014, стр. 49-50. ( https://www.vestarchive.ru/images/stories/sb.4.pdf )" Кстати, если уж брать отсылки к истории, то говоря о "чудовищной эксплуатации рабочих промышленными капиталистами", следует задаваться вопросами – 1) а почему тогда в дореволюционные времена рабочая жизнь не состояла из сплошных бунтов и стачек, а для революции оказалось необходимой война, что Русско-японская, что Первая мировая? 2) а почему тогда до революции рабочие не бежали от "чудовищной эксплуатации" в крестьяне, в деревню, откуда они и вышли, а, наоборот, шли в город и оставались в нем? наверное, потому, что в рабочих им все же жилось лучше. Или крестьяне в царской России имели восьми часовой рабочий день, ежегодный отпуск и прочие блага цивилизации, а вот рабочих эксплуатировали нещадно? А вот после революции, при большевиках, рабочим действительно жилось получше, и во время города питерские рабочие, например, собирали продуктовые посылки и отправляли их в деревню. Такие свидетельства тоже есть.
  • Кстати, покинуть деревню они могли, и паспорт получить – если становились рабочими, стране для индустриализации рабочие были нужны.
  • Некоторые трудности с тем, чтобы переселиться из села в город, были. Говорить, что каждый, как только захотел, мог из деревни куда угодно уехать — неправильно. Неправильно, впрочем, и перегибать палку в противоположную сторону: любимые нашими либералами «крепостное право», «рабство» — явный перебор. Народ из села вполне, хоть и с некоторой натугой, переселялся. Все города заселены и промышленность поднята этими переселенцами из деревень, которых «не выпускали».   А что же было? А были сталинские колхозы, устав которых был устроен так хитро, что они могли держать в себе лишнюю рабочую силу, а не выкидывать её на голодную смерть. Поэтому произошедшее в результате коллективизации повышение производительности труда в сельском хозяйстве не привело к появлению масс готовых на всё ради куска хлеба обездоленных людей. Да, люди не были особенно довольны тем, что им не так просто выбраться из села, но постепенно, по мере готовности промышленных предприятий, готовых поглотить освободившуюся на селе рабочую силу, они (особенно молодые) перебирались в города, а когда уменьшился дисбаланс городского и сельского населения, ограничения на переселение в город были сняты.   В результате мы не видели ужасов европейского раскрестьянивания, когда толпы вытолкнутых из сельского хозяйства бывших крестьян готовы на всё — и на работу в самых чудовищных условиях, и на то, чтобы быть пушечным мясом для внешней экспансии, а многие просто умирают. А кто­‑то, вместо того, чтобы умереть самому, становился преступником и убивал других. Кстати, при реализации столыпинской реформы нас ждало как раз вот это вот всё. В общем, благодаря сталинской коллективизации и дозированному выпуску людей из села мы без крутого такого веселья обошлись… то­‑то либералы злобствуют.