МемуаристЪ Канал о Сталине. Когда написан Реквием Ахматовой о репрессиях в 1937 или в 1987

2 875

Правда ли Ахматова написала об ужасах репрессий в 1937 году? Уже в который раз пишут - да как же народ не заметил Большого террора! Вот же, Ахматова по горячим следам накропала гениальный «Реквием». Там же вся правда о злодействах Сталина! А если я Вам скажу, что эта грубая антисоветчина написана вовсе не в 1937 году? А в 1964-м? На волне разоблачений Сталина. А может и вовсе в 1987 году? Удивитесь - а напрасно.

История создания этого «Реквиема» любопытнейшая. По-моему, перед нами вовсе не гениальное произведение, а наглейшая антисоветская агитка. Причём сочинённая и опубликованная нашими прямыми врагами. Да-да, в ходе холодной недружбы, в Мюнхене.

Но как же, всем же известно! Гениальная поэтесса! Сама пострадавшая как невинная жертва, уж про членов семьи не говорю. Гениальная художественная правда людоедской советской эпохи! Давайте разбираться.

«И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь».

Забирает? Какая эмоция у девушки! Ложка - это маленькая ложь, если Вы понимаете о чём я! Меня вот не особо, банальная и унылая антисоветчина.

Можете кидать тапками, никогда не считал Ахматову великой поэтессой. Дело вкуса, конечно, но как по мне, писала она очень плохо, нудно, уныло и нескладно. У неё и «Реквием» ровно такой же.

Первое, что бросается в глаза, это никакое не единое художественное произведение. У него нет сюжета, нет единого стиля или формы. Это набор каких-то психических выкриков, полуграмотных виршей, совершенно бессвязных. Полное ощущение, выпотрошили ящик с надорванными бумажками с записульками разных годов. После чего сложили их вместе и немедленно тиснул и в антисоветскую печать.

Собственно, я подозреваю, что ровно так и было. Когда надо было в очередной раз полить грязью первое в мире государство рабочих и крестьян, на Западе так и поступили. Накидали разрозненные стишки Ахматовой, добавили пару собственных четверостиший сугубо антисталинской направленности и готово! Банальная и довольно топорная антисоветская пропаганда.

Подано это было так, что в 1964 году в антисоветских кругах за рубежом оказались некие частичные списки «Реквиема». Причём, без ведома Ахматовой, это специально оговаривалось. Ну конечно, так и представляю как кто-то подпольно везёт под подошвами ботинок через границу папиросную бумагу с самиздатовским списком Реквиема. Ну смешно же!

И тиснули в Мюнхене в очередном белогвардейском издательстве. Известны восторженные записки об этом сбежавшего ещё в 1922 году в Париж писателя Бориса Зайцева. Персонаж любопытный, после того как в Париж пришли фашисты - резко замолчал. Мол, я не про политику, я исключительно про религиозные сюжеты пишу.

Антисоветчик был известный и убеждённый, ну а как будет относиться к большевикам избалованный дворянчик и сынок крупного капиталиста? С некоторыми образчиками творчества сего деятеля знаком, как хотите - по-моему, там неявное, но вполне отчётливое сочувствие фашистам. Не утверждаю, сугубо личное ощущение.

Так вот месье Зайцев писал, прямо как по либеральной методичке:

«На днях получил из Мюнхена книжечку стихотворений, 23 страницы, называется «Реквием»… Эти стихи Ахматовой - поэма, естественно. Все стихотворения связаны друг с другом. Впечатление одной цельной вещи».

Да видел ли он тот «Реквием»? Какая, к шутам, цельная вещь? Или ему сказали, что вышло у пропагандистов не очень и эта самая чехарда в виршах сильно бросается в глаза. Потому надо с высоты писательского авторитета как раз объяснить, что перед нами цельное произведение. А кому это не видно совсем - так Вы в искусстве не разбираетесь, вон целый месье Зайцев пишет!

А Зайцев продолжает жечь сугубо пропагандистки и беспардонно натягивая бедную совушку на глобус:

«Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое? Воистину томов премногих тяжелей. Написано двадцать лет назад. Останется навсегда безмолвный приговор зверству».

Ну что сказать, в коротких строчках этого самого антисоветского месье художественности больше, чем в Реквиеме. Вот поручили бы ему что-нибудь эдакое про Сталина накропать, гораздо лучше вышло бы. Но с Зайцевым всем было понятно, враг прямой и явный, чего его слушать. А там-то целая Ахматова!

Ладно, допустим семья поэтессы от органов пострадала. Толком архивно-следственные дела никто не видел. Даже с приговорами до конца непонятно. За контрреволюцию судили, за организацию подпольных групп антисоветских, за участие в сугубо террористических группах.

Понять где там правда, где доносы коллег-завистников по поэтическому цеху, а где перегибы органов сегодня уже почти невозможно. Впрочем, сомневаться, что сожитель Ахматовой Пунин и её сын от Гумилёва были вполне открытыми врагами Советской власти не приходится.

Первый раз-то и сожителя и сына арестовали еще в 1935 году. Выпустили через неделю, даже не предъявив обвинения. Дело понятное - донос кого-то из коллег, обиженных тиражами. Это же прямые деньги, у литераторов за тираж и не такое писали.

Ровно то же с моим прямым прадедом было. Правда, не в тридцать седьмом, а в разгар Великой Отечественной. Мужчина был немолодой, с мединститутом оказался в эвакуации. Жил с семьёй на квартире.

И очень хозяйке не нравилось, что молодые комсомолки до ночи занимаются, свет жгут. Ну и написала. Мол, заехал какой-то антисоветчик, поп и вообще к нему день и ночь другие попы ходят. Наверное, замышляют как Сталина извести.

И да, таки арестовали. Потому что попы, и правда, ходили. Ровно потому, что заканчивал когда-то прадед Высшую духовную академию в Казани. А людей с таким образованием было в сороковые по пальцам пересчитать. Так что попы не зря ходили, звали в большие областные начальники церковные.

Ничего, разобрались, что ничего против советской власти прадед не имел. Только одну, крайне чудную вещь попросили сделать перед освобождением. Чтобы дочки принесли свои комсомольские билеты. Потому что прекрасная хозяйка квартиры в доносе написала, что дочки свои билеты сожгли.

Ничего не переломились, принесли показали билеты. И был прадед отпущен, просидел на казённой койке пару дней. Ничего хорошего, конечно, но справедливость состоялась. Никаких вопросов к нему потом у советской власти не было, больше того, директором школы после Победы был.

Арест 1935 года сожителя и сына Ахматовой, явно, ровно из той же серии. Тут надо ещё на время посмотреть, это же сразу после убийства Кирова. Нешуточное событие для всей советской страны. По-сути, второй человек по партийной линии после Сталина. Так что органы пребывали в нешуточном волнении, проспали же!

Повторюсь, тогда родню Ахматовой отпустили через неделю. А вот в 1938 году Лёву Гумилёва арестовали снова. И почему-то следствие показало, что была и антисоветская агитация и участие во всяких организациях нехороших. Могла быть и ошибка, а могло быть и по-настоящему. Судить трудно.

Так что горе матери понятно. Но раскатывать беду одной семьи на целую страну как-то странно. Ну не было у нас столько антисоветчиков Гумилёвых. Опять же, не расстреляли и в лагерях не сгноили. Больше того, занимался своей историей, хотя и в довольно странном ключе. Все эти байки про пассионарность и прочее.

Так что Ахматовой, как матери, наше сочувствие. А вот выставлять конкретное дело осуждённого как эталонное, как Сталин замучал всю страну - как-то подленько даже. Не находите?

Ещё любопытнее, в Мюнхене опубликовали в 1964 году какие-то разрозненные куски. Знаете когда впервые полный «Реквием» появился в советской печати? Правильно, в 1987 году, когда уже упоённо принялись ломать Советский Союз. Не удивлюсь, что иные добавления к «Реквиему» ровно тогда же и были написаны. При том, что самой Ахматовой уже два десятка лет как не было на свете.

Впрочем, сама Ахматова гадостей про родную страну написала достаточно. Существует довольно спорная, но приписываемая Ахматовой, запись «Реквиема» на плёнку. Когда и кем она была записана толком неизвестно. То ли середина шестидесятых, то ли фальшивка восьмидесятых, сказать сложно.

Чтение совершенно угнетающее. Нет там ни силы, ни ощущения собственной правоты. Пропитой голос крайне странной тётеньки, который нудно подвывает про «чёрных марусь». На мой вкус, творчество душевнобольных. Нет, я не утверждаю, что Ахматова была с прибабахом, но ощущение от чтения ровно такое.

Тем не менее из этой неталантливой антисоветской агитки (сугубо моё мнение культурно ограниченного человека) пытались сделать чуть ли не гимн разрушения СССР. В 1980 году британский пропагандист сэр Тавенер создаёт чуть ли не рок-оперу «Иисус Христос суперзвезда» только сугубо антисоветскую.

Называется это гениальное творение «Ахматова Реквием». Много религиозных мотивов, сама Ахматова представлена то ли девой Марией, то ли Марией Магдалиной, разобрать сложно. Плюс на это навертели религиозные гимны.

Задумано было хитро, но не взлетело. Таланта не хватило. Гениальным обличением советских зверств эта самая маленькая опера для сопрано и баритона так и не стала. Впрочем, попытки петь «Реквием» продолжаются даже один из академических детских хоров сегодня вынужден эту самую антисоветскую унылость петь.

И да, само собой, этот самый неизвестно кем и когда написанный «Реквием» включили в школьную программу. Ну как не залить школярам в головы каким плохим был товарищ Сталин и как страшно страдали от него невинные деятели искусства.

Главная моя претензия даже не в том, что эти дурные стишки Ахматовой вовсю продвигало ЦРУ. А мне показалось именно так. И не в том, что на нашу историю возводится сугубо пропагандистская вражеская напраслина. Нет, главная претензия - стили неталантливы.

«Реквием» - просто очень и очень слабые вирши. Можно хоть в три ряда поносить в них советский строй и нашу историю, лучше они от этого не становятся. И сдаётся мне, не сказать о них лучше самой Ахматовой. Которая в «Реквиеме» сама же написала:

«Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином,

И манит в чёрную долину.

И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему

Уже как бы чужому бреду».

МОИ КНИГИ, ПЕРЕВОДЫ, ПЕСНИ

ПОДДЕРЖАТЬ

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • То, что Сталин – Великий государь России, у меня сомнений нет. Судить о трудных и непростых временах, с нашего времени, глупо. В этом стихотворении Ахматовой есть такие строки: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Это и про нас: и в радости, и в горе, надо быть со своим народом. Слава тем кто в перестройку не сбежал из страны, выживал, а потом и поднимал...
  • Большая Российская энциклопедия: "РЕ́КВИЕМ (лат. requiem, от requies – покой, упокоение), заупокойная месса; высокий жанр концертной музыки, траурная оратория. Термин появился в эпоху барокко, применяется только к траурной оратории, католич. богослужение по традиции именуется Missa pro defunctis (Месса за усопших). Набор текстов и их последование в обоих случаях непостоянны. Обычно в Р. входили: интроит (входной антифон) «Requiem aeternam» («Вечный покой [даруй им, Господи]»; отсюда назв.); «Kyrie» (распев 6-го тона); градуал «Requiem aeternam»; тракт «Absolve Domine» («Избави, Господи, [души всех усопших верных]»), секвенция Dies irae (в композиторском Р. её отд. строфы часто оформлены в обособленные разделы); офферторий «Domine Jesu Christe» («Господи Иисусе Христе»), «Sanctus» (его раздел «Benedictus» иногда в качестве отд. части); «Agnus Dei»; коммунио (причастный антифон) «Lux aeterna» («Свет вечный»); Р. мог заключать также респонсорий «Libera me» («Избави меня, [Господи, от смерти вечной]»)." - Столь длинную цитату я сделал для того, чтобы показать, что это, грубо говоря, набор молитв-текстов. так что Зайцев был прав. А то, что автор не любит Ахматову - не повод писать про нее пасквили. Я тоже небольшой любитель Ахматовой, считаю ее ниже Цветаевой. Однако не отрицаю таланта Ахматовой, и ее Реквием (кстати, опубликован впервые без ее ведома) в 1963 г, в Израиле, по-видимому, именно оттуда и попал к Зайцеву.