Давно собирался написать об этом человеке удивительной судьбы. Даже начал публиковать серию очерков «Русские, которых больше знают за границей, чем в России». Но до Ульянова, самого, пожалуй, крупного представителя русской исторической науки за рубежом, очередь не дошла. Фамилия не вдохновляла. Между тем, сегодня актуальность рассказа об историке Николае Ивановиче Ульянове и его пророческих выводах резко возросла. И вот почему.
Н.И. Ульянов
Николай Ульянов родился в 1904 году гор. Санкт-Петербурге. В 1927 году окончил исторический факультет университета, затем – аспирантуру. Уехал на Север, преподавал в Архангельске. Там написал и в 1932 году издал книгу «Очерки по истории народа Коми-Зырян». В 1935 году за этот труд ему была присуждена ученая степень кандидата исторических наук. А в 36-м Ульянова арестовали. В это время он возглавлял кафедру истории народов СССР Ленинградского историко-лингвистического института, преподавал в Военной академии им. Н. Г. Толмачёва и в ЛГУ.
Поводом для ареста послужила его статья «Советский исторический фронт», в которой он критиковал партийный тезис об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма. А еще он заявлял, что наша историческая наука быстро шла к своему вырождению.
15 октября 1936 года Николай Ульянов был осужден Особым совещанием коллегии НКВД СССР за «контрреволюционную троцкистскую пропаганду» на 5 лет лагерей. Его отправили на Соловки, а потом перевели в Норильск.
Накануне войны Ульянов вышел из заключения. После ее начала был мобилизован на рытье окопов под Вязьмой. Так попал в плен, из которого бежал, добрался до Ленинградской области, где нашел свою жену и вместе с ней прожил в одном из сел под Ленинградом. В 1943 году они были принудительно отправлены на работы в Германию. После войны уехали в Марокко, со временем Николай Иванович начал печататься в эмигрантских изданиях. С 1955 года преподавал в Йельском университете.
Умер в 1985 году, похоронен на кладбище этого университета.
Главным научным трудом Н.И. Ульянова является «Происхождение украинского сепаратизма» - исследование, вызвавшее наибольший интерес и резонанс в мире.
Судьба этой работы тоже удивительна, ее путь к читателям -извилист.
Во время войны Ульянову довелось быть свидетелем чудовищной жестокости, которую проявлял по отношению к русским полицейский отряд, сформированный из украинских националистов. А потом аналогичную картину он наблюдал в лагерях для перемещенных лиц. В США Ульянов не смог издать свою книгу, все издательства, в которые он обращался, ее отказались печать. Это удалось сделать лишь в 1966 году. Однако вскоре почти весь тираж кто-то скупил и уничтожил. Сохранилось лишь несколько авторских экземпляров. И только в 1996 году книгу Ульянова опубликовало издательство «Вагриус». Теперь она выложена в интернете и несколько раз переиздана.
На Украине эта книга официально входит в число запрещенных.
Рекомендую прочесть ее как русским, так и жителям Украины, отвернувшимся от нас, и не принятых западным миром. И вы увидите, что некоторые выводы ученого оказались пророческими. Он, например, предсказал, что после падения советской власти в СССР возникнет идеологический вакуум, которым воспользуются сепаратисты и самым болезненным будет культурный разрыв с соотечественниками, отрезанными от Родины (1).
Историк с самого начала объясняет читателям, почему исследуемое им явление уникально и является сепаратизмом, а не национализмом и почему «самостийники» плохо относятся к русским.
Приведу в заключение лишь две цитаты (с первых страниц книги) – весьма актуальные сегодня:
"Ныне украинское самостийничество дает образец величайшей ненависти ко всем наиболее чтимым и наиболее древним традициям и культурным ценностям малороссийского народа: оно подвергло гонению церковнославянский язык, утвердившийся на Руси со времен принятия христианства, и еще более жестокое гонение воздвигнуто на общерусский литературный язык, лежавший в течение тысячи лет в основе письменности всех частей Киевского Государства, во время и после его существования. Самостийники меняют культурно-историческую терминологию, меняют традиционные оценки героев событий прошлого".
«Именно национальной базы не хватало украинскому самостийничеству во все времена. Оно всегда выглядело движением ненародным, вненациональным, вследствие чего страдало комплексом неполноценности и до сих пор не может выйти из стадии самоутверждения. Если для грузин, армян, узбеков этой проблемы не существует, по причине ярко выраженного их национального облика, то для украинских самостийников главной заботой все еще остается доказать отличие украинца от русского. Сепаратистская мысль до сих пор работает над созданием антропологических, этнографических и лингвистических теорий, долженствующих лишить русских и украинцев какой бы то ни было степени родства между собой".
(1) Подробнее об этом в книге профессора П.Н. Базанова «Петропольский тацит» в изгнании». СПб. 2018.
Н
Оценили 2 человека
4 кармы