В настоящее время церковь, обвиняя советскую власть в гонениях, как-то забывает о том, что воевала против советской власти на фронтах Гражданской войны, при этом упоминает: мол были полевые священники, а то, что это были воинские формирования умалчивает.
Церковь начала борьбу с советской властью с 18 ноября 1917 года, когда Поместным собором и патриархом Тихоном в 1917-1918 годах было обнародовано 16 антисоветских посланий. Духовенство с удовлетворением встретило начало Гражданской войны, выступая на стороне белогвардейцев и интервентов, благословляя их на борьбу.
В боях участвовали религиозные полевые части, например в Сибири — «Полк Иисуса», «Полк Богородицы», «Полк Ильи Пророка». В составе армии Колчака воевали добровольческие формирования «Дружины Святого Креста», они формировались для защиты православной веры и борьбы с большевиками. В строю они должны были носить восьмиконечный крест на униформе. «Вагонные церкви» на фронте поддерживали моральный дух войск.
Фото из открытого доступа
Начало борьбы
2 Декабря 1917 года Поместный Собор издал послание «Ко всем чадам православной российской церкви».
В нём собор указывал, что Октябрьская революция является «преступлением перед Верой», что она оскорбляет Христа и идёт от антихриста. Последние слова послания гласили: «Будем просить Господа о прощении, — покайтесь! И сотворите плоды покаяния. Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путём междуусобия, вернитесь на путь Христов!».
В газете «Церковность» от 11 февраля 1918 года протоиерей Иоанн Восторгов писал: «Борьба, борьба и борьба — вот наш и ваш долг. Тем же, кто решится в нынешнюю страшную годину идти безтрепетно на защиту Церкви против штыков и выстрелов современных насильников, советуем для укрепления духа поисповедоваться и причаститься. Ибо наступило грозное время. Смерть смотрит нам в очи. Аминь».
Фото из открытого доступа
В чём большевики допустили оплошность, так это в том, что слишком мягко относились к реакционерам в рясах – арестовывали, а потом отпускали, впрочем, как и патриарха Тихона, который открыто призывал к борьбе с советской властью.
Участие церкви в мятежах и боевых действиях
Во время боев в Москве священники предоставили юнкерам свои храмы в качестве огневых точек, расположив на колокольнях пулеметы. После поражения юнкеров они продолжили своё «святое» дело. Не было ни одного белогвардейского заговора, ни одного мятежа, в котором бы не участвовали церковнослужители.
Церковь радостно встретила мятеж белочехов, ставший началом Гражданской войны, а епископ Екатеринбургский совершил по этому случаю торжественное богослужение и в проповеди заявил, что белочехи совершают «великое дело возрождения России».
Также благодарственными молебнами священноначалие встретило интервентов Антанты. Священники помогали Колчаку и Деникину загонять крестьян в белую армию, для чего были созданы агитпункты в виде церквей-вагонов.
В монастырях готовились антисоветские мятежи. Так полковник Сахаров, руководитель белогвардейского мятежа в Муроме, укрывался в Спасском монастыре у епископа Муромского Митрофана.
Ярым антисоветчиком был епископ Ярославский Агафангел, который предоставил белой гвардии все монастыри в Ярославской епархии, сделав колокольни монастырей прекрасными огневыми точками. Впоследствии во всех монастырях были обнаружены целые склады с оружием.
В Сибири по инициативе епископа Сильвестра были организованы белогвардейские религиозные части, как «Полк Иисуса», «Полк Богородицы», «Полк Ильи Пророка», под Царицыным воевал «Полк Христа-Спасителя», состоящий исключительно из лиц духовного звания.
«Крестоносные» части на юге России активно создавал протоиерей Востоков.
Интересно, а на какие деньги всё это делалось? Понятно, что на церковные, вот только зачем было большевиков обвинять в изъятии церковных ценностей, им наверно и десятой доли не досталось в 1922 году. К тому времени уже всё, что можно было вывезли за границу.
Об этом скоро выйдет отдельная статья, и вы узнаете, кто на самом деле обобрал церкви.
Ограбление Патриаршей ризницы
В январе 1918 года была ограблена Патриаршая ризница в Москве, похищены ценности на сумму 30 миллионов рублей. Московский епископ Никандр стал распространять слухи, что это сделали большевики, за что и был арестован. После того, как были найдены настоящие преступники (уголовники) и всё украденное было возвращено, то церковь попросила освободить Никандра – освободили, а не надо было этого делать.
Когда в начале 20-х годов в стране, разорённой гражданской войной начался голод, советская власть обратилась к церкви с просьбой дать взаймы государству предметы из золота, серебра и драгоценных камней для закупки продовольствия.
Патриарх Тихон в ответ на просьбу приказал ничего не давать безбожникам, после чего был арестован и осуждён, а ценности стали изыматься на принудительной основе, хотя всё это имущество уже принадлежало государству, поскольку было национализировано.
Заявление патриарха Тихона
16 июня 1923 осуждённый Тихон подал следующее заявление:
«Обращаясь с настоящим заявлением в Верховный Суд РСФСР, я считаю необходимым по долгу своей пастырской совести заявить следующее:
Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причём враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям.
Как то: обращение по поводу Брестского мира в 1918, анафематствование в том же году власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922.
Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном Заключении Верховного Суда.
Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, то есть освободить меня из под стражи.
г. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции.»
Патриарх Тихон, 16 июня 1923
25 июня 1923 года Верховный суд освободил его, а не надо было.
В Советском государстве не был расстрелян, арестован или осуждён ни один священник за то, что он был священником. Не было такой статьи.
Советская власть боролась только в врагами, при этом было не важно во что они были одеты – в военный мундир или в рясу. Священники пользовались правами обычных граждан и никаким гонениям не подвергались.
Конечно, церкви было трудно принять то, что она лишилась собственности, отсюда и ярость. К тому же церковь не могла самостоятельно содержать храмы, прихожан было мало, доходы не покрывали расходы, а советской власти не нужны были нахлебники. Зачастую церкви закрывались, если священники занимались контрреволюционной деятельностью.
Я уже во многих статьях упоминаю, что народ не любил церковь, потому что как таковой единой церкви не было, ещё при патриархе Тихоне она раскололась на «обновленцев» и антисоветчиков «тихоновцев», после 1927 года появились «сергиане», «иосифляне» и «викториане», которые друг с другом воевали за церкви, натравливая друг на друга прихожан. Народ предпочитал молиться дома.
Брошенные храмы переходили в ведение государства, которое не знало, что с ними делать, поэтому использовало под склады, мастерские или отдавало гражданам под клубы, это решали местные органы.
О храме Христа Спасителя
Почти в каждой статье мне ставят в упрёк Храм Христа Спасителя: мол вот какую красоту разрушили. А то, что эта красота стояла заброшенной 5 лет никто наверно не знает. Эта храмина никому не была нужна, ни одна община не соглашалась взять этот храм и платить за него. Большевикам этот символ романовского величия тоже был не нужен, тем более, что в стране в 1931 году шла индустриализация и коллективизация, да и моральные ценности уже были другие.
Несколько слов о храме Христа Спасителя. Раньше в XIX веке на этом стоял древний Алексеевский монастырь, в котором находился уникальный двух шатровый храм. Наверно не каждый знает, и то, что люди называли его церковью Малюты Скуратова.
Григорий Скуратов-Бельский был ближайшим сподвижником Ивана Грозного. Возможно, и не случайно Николай I перенёс храм на это место, чтобы построить юбилейный монумент к 300-летию дома Романовых, на костях самого яркого представителя двора Рюриковичей.
Здания Алексеевского монастыря были снесены. Существует легенда, что игуменья монастыря Клавдия прокляла место строительства храма, напророчив, что ни одна постройка не простоит на нем дольше полувека, а на месте строительства будет «лужа». Первый храм Христа Спасителя строили 44 года, простоял 48 лет, в 1931 году он был взорван, а на его месте построен бассейн «Москва».
Старожилы москвичи считают это место проклятым и гадают сколько простоит второй храм. Не пишите мне больше про эту храмину, этот новодел простоял 48 лет и не представлял никакой исторической ценности, мне жаль уникальный монастырь.
В заключение
Религия в СССР не была запрещена, именно Сталин в 1943 году разрешил избрать патриарха и переименовать церковь в Русскую православную церковь.
Епископат во главе с патриархом Тихоном начал вести открытую борьбу против власти, в том числе и на фронтах Гражданской войны. А как на войне поступают с врагом? Власть вынуждена была применить жёсткие репрессивные меры против преступников.
А церкви не мешало бы помнить имя своего основателя – Сталина, вот уж кто действительно достоин канонизации.
Не пропустите новые публикации
Оценили 11 человек
17 кармы