Сказы Истории. Большевики не устраивали гонений на Церковь, в 20-30-е годы было несколько Церквей, которые делили между собой храмы

5 1036

Понятие «гонения» на церковь появилось в 1992 году с лёгкой руки иноагентов из «Мемориала», которые стали изливать потоки грязи на Советский Союз.

До революции никакой Русской православной церкви в России, как самостоятельной религиозной организации не было. Существовало государственное ведомство Русской православной церкви — Святейший Правительствующий Синод. Он исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, являясь одним из государственных органов. Главой церкви был император, который утверждал церковные штаты, содержание клириков, назначение высших церковных чинов.

После революции только что возникшая церковь с избранным патриархом Тихоном (Беллавин) раскололась на несколько церквей.

То есть единой церкви не было. Кого же тогда гоняли большевики? Поэтому апологетам, прежде чем выдвигать обвинения, следует разобраться в истории церкви.

Репрессий по религиозному принципу в Советское время не было. Было лишение церкви права навязывать гражданам принудительно платные религиозные услуги

Запрета на религиозные проповеди не было, но проводить под видом проповеди антигосударственную пропаганду было запрещено, а ведущие преступную пропаганду церковники, подвергались заслуженному наказанию.

Церкви закрывались по причине нерентабельности, поскольку не могли сами себя содержать, так сказать, лишились государственной кормушки.

Поместный собор 1917 год. Фото из открытого доступа

Антицерковные выступления начались до революции

Ещё задолго до революции крестьянство, совершенно далёкое в то время от большевизма, было недовольно действиями церковных деятелей. Монастырские крестьяне эксплуатировались нещадно, а строптивые подвергались пыткам с дыбой, заковывались в оковы, сажались в темницы и замуровывались, видимо так пропагандировались христианские ценности

6 ноября 2017 года в Москве прошла заключительная историко-патриотическая конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность»

В докладе Алексея Рожнова, подготовленном группой исследователей, были приведены выдержки из документов.

Один из них - письмо бедного крестьянина, который так описывает действия церковнослужителей: «Бесстыдие их доходит до крайних пределов: за то, кто не даст ему положенного им, в храме даст выговор и лишение благодати Божией. Понятно, не все такие. А таким нет обуздания, и все это ставит на низшую ступень животного, и позорит нашу веру…».

Другой документ — выдержка из протокола заседания Государственной думы в 1909 г. Один из депутатов рассказывал: «Сельские священники… имеют порядочно земли, которая считается церковной, …доходы с этих земель они кладут в свои карманы; берут с живого, берут с мертвого, за крестины, за свадьбы, за погребение и т. д.»

Сразу после Февральской революции начались церковные погромы, крестьяне захватывали церковные земли и изгоняли священников, их число уже в апреле достигло нескольких десятков

Например, газета «Пензенские епархиальные ведомости» № 7-9/10 за апрель 1917 года писала:

«В Юго-Западном крае усиливается преследование священников крестьянами. Крестьяне требуют удаления священников. В одной Киевской губернии удалено уже свыше 60-ти священников. Из Житомира сообщают, что за последние две недели сельскими сходами составлено до 60-ти приговоров об удалении приходских священников. В Саратовской епархии по приговорам прихожан уволены 40 священников».

А по сообщению в газете «Русское слово» № 88 от 21 апреля 1917 года «ввиду крайне враждебного отношения… местного населения за его прикосновенность к бывшему охранному отделению» из Нижнего Новгорода был удален архиепископ Иоаким.

Когда большевики пришли к власти, то тоже не сразу стали ограничивать влияние церкви, Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви появился в официальной публикации только 23 января 1918 года (но принят был раньше 20-го)

Там, в частности было сказано, что:

- Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой.

- Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан и Советской Республики.

- Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

- Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

То есть церковь была лишена государственной кормушки, что и стало причиной ненависти священноначалия к новой власти.

В это время в Москве проходил Поместный собор Православной российской церкви, который начался15 августа 1917 года и закончился 7 сентября 1918 года, большевики его проведению не препятствовали.

Собор восстановил патриаршество, патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин), который 20 января провозгласил анафему (проклятие) советской власти.

Анафема советской власти

Патриарх Тихон Фото из открытого доступа

В анафеме были перечислены преступления гонителей – захват храмов и обителей, отвержение таинств, закрытие православных школ, но самое главное, обратите внимание -

захват имущества «под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа»

Как видите, анафема появилась вместе с Декретом и затронула святое – имущество церкви, которое патриарх почему-то называет народным достоянием.

Недавно вышла статья: "Как церковь стяжала богатство и поддерживала рабство на Руси" ЗДЕСЬ https://dzen.ru/a/Z2MAT-47CwzV...

В некоторых ваших комментариях написано, что у церкви не было никакого имущества, всё принадлежало государству. Здесь вы ошибаетесь.

Имущество церкви

До 1917 года церковь владела значительным имуществом и денежными средствами.

Земельные угодья. Были пожалованы церкви из государственных земель царскими указами, а также отдельными феодалами, поэтому к 1917 году монастырям принадлежало около 1 млн десятин земли, а общий объём церковного землевладения составлял 2,5 млн десятин, что равнялось 1% обрабатываемых земель в европейской части России.

Другие виды имущества. Церкви принадлежало немалое количество промышленных предприятий и торговых заведений, доходных домов, мельницы, винокурни, рыбный и лесной промысел.

Доходы церкви складывались из средств, получаемых из казны, прибылей от эксплуатации движимого и недвижимого имущества, процентов с капитала, сборов (кружечного, кошелькового) и сборов за требы.

Гигантские капиталы церкви насчитывали миллиарды рублей, в том числе за границей. При этом храмы строило государство и жалование тоже платило оно.

В выше указанной статье приведены цифры.

Теперь вам понятно почему была такая гневная реакция у патриарха Тихона.

Он призвал народ сплотиться вокруг церкви, но получилось, наоборот, его не поддержали даже его ближайшие коллеги-митрополиты, признав его проклятие не правильным и откололись от него.

Так, только что образовавшаяся церковь разбилась на несколько осколков.

Церковные расколы

Первые откололись обновленцы. Они раскритиковали позицию патриарха Тихона, даже пытались организовать на него покушение, стали сотрудничать с советской властью и забирать церкви. Обновленческая церковь была зарегистрирована в мае 1922 года, когда было объявлено об учреждении нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ), возглавил епископ Антонин (Грановский), возведённый обновленцами в сан митрополита.

Фото автора

Есть очень хорошая книга митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна(Снычёва), в которой он описывает тот, извините за выражение, беспредел, который творился в церкви. Только что образованная церковь после смерти патриарха Тихона разбилась на несколько осколков.

Местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский)

1. «Григорианство» возникло в 1925 году. Десять епископов во главе с архиепископом Григорием Екатеринбургским отделились от Сергия (Страгородского) и зарегистрировали свой Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС).

В 1927 году Сергий (Страгородский), наблюдая, как обновленцы захватывают храмы, заявил о своей лояльности советской власти и издал Декларацию, о том, что он и Синод включают себя в организм Отечества, чтобы вместе делить радости и неудачи. Было принято решение поминать представителей власти за богослужением, а ссыльных епископов не поминать. Декларация была разослана по всем епархиям. Это вызвало возмущение ссыльных епископов на Соловках, которые в ответ написали свою декларацию. От Сергия (Страгородского) стали отделяться сторонники патриарха Тихона.

2. Ярославский раскол заявил о себе в 1928 году. В него вошли пять архиереев Ярославской епархии во главе с митрополитом Агафангелом, не согласные с политикой Сергия (Страгородского). Агафангел считал, что он должен быть Местоблюстителем патриаршего престола, поскольку был старейшим по хиротонии.

3. «Иосифляне». Были сторонники патриарха Тихона и против советской власти. Возглавил их митрополит Ростовский Иосиф (Петровых).

4. «Викторианство». Возникло вместе с иосифлянским расколом, возглавил его епископ Глазовский Виктор (Островидов).

Как видите, три церкви были зарегистрированы: Московский патриархат, ВЦУ и ВВЦС, остальные две были в расколе.

Вы спросите почему? Обычный делёж власти и имущества. Самое неприятное то, что они настраивали друг против друга прихожан, а те шли отвоевывать храмы, и громили их при этом нещадно, порой это были самые настоящие побоища.

Об этом с печалью пишет митрополит Иоанн (Снычёв). Читаем на стр. 177

Фото автора

В 30-годы образовалось уже три течения в расколе – «Сергиане» (сторонники Сергия (Страгородского)), обновленцы, и «тихоновцы» (сторонники патриарха Тихона).

Именно «тихоновцы», а их было большинство, выступали с клеветой на советскую власть, поддерживали отношение с Зарубежной церковью, занимались контрреволюционной деятельностью.

Именно их арестовывали, ссылали и приговаривали к высшей мере наказания по статье 58-1 за контрреволюционную деятельность, согласно УК РСФСР.

Поэтому, страдали они не за веру и не за Христа, они тогда были политические преступники, священномучениками их сделали в 1990-е годы.

Что касается храмов, то обновленцы, да и «сергиане», зачастую, не могли содержать храмы самостоятельно, оплачивать коммунальные услуги. Народ не особенно стремился ходить в церковь, появились другие ценности. Постепенно храмы стали сдавать государству, которому они тоже были не особенно нужны, поэтому в них устраивали склады, зернохранилища, или отдавали молодёжи под клубы.

Сейчас интернет переполнен фотографиями взорванных или разрушенных храмов, это фото хрущёвского периода, выдают их за 20-30-е годы, что якобы это делали большевики. Нет, храмы разрушали при Хрущёве.

Я не говорю, что этого не было вовсе, но случаи были единичные.

Таким образом большевики не осуществляли гонения на церковь, как сейчас утверждают церковные апологеты, стараясь не затрагивать тему расколов.

А всё потому, что и сейчас церковь не едина и находится в расколе.

Не пропустите новые публикации

В ООН задан «еврейский вопрос»

Почему представитель Палестины заплакал во время заседания Совбеза ООН Постоянный наблюдатель Палестины при ООН Рияд Мансур со слезами на глазах зачитал послание врача из Сектора Газа, убитого ...

На главной новогодней ёлке России случился крестопад.

Очередной крестопад, причём в самом неожиданном месте — в центре Москвы, на Кремлёвской новогодней ёлке! С многострадального собора Василия Блаженного в очередной раз убрали символы Прав...

Обсудить
  • "... от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься."
  • :ok_hand:
  • Задачи религий. Предлагаю статью: "Сказы Истории. Как церковь стяжала богатство и поддерживала рабство на Руси" - mastodont — КОНТ, а также комментарии к которым присоединился, добавить свою информацию, подумать и сделать вывод. В благодарность за статью, предложу комментарий. Статья показывает суть как позднего христианства, так и суть атеизма. Поясню. Христианство, если говорить о старообрядцах, а если быть более точными, то истинно русско-славянской вере, то основой её является диалектико-материалистическое отражение действительности. Ибо люди жили в природных условиях, которые как раз и диктовали общественные производственные и бытовые отношения для выживания и приспособления к суровым условиям окружающей среды. А т. к. эти условия определялись законами природы, нарушение которых невозможно, а неподчинение им - смертельно опасно, то это диалектико-материалистическое отражение и позволило выработать общественные производственные и бытовые отношения, которые позволяли обществу не только выживать в суровых условиях, но и обеспечивать своё благосостояние и благополучие. Понятно, что и вера, способствующая становлению и развитию подрастающего поколения, должна быть диалектико-материалистической, ибо, если для младшего возраста нужны были сказки и т. д. для совестливого развития детской духовности, то для старшего возраста необходимы были знания, способствовавшие старовлению и развитию их как будущих тружеников, своим трудом обеспечивающими общественное бытие. Поэтому вера и была материалистической ибо слово религия переводится с латыни как совестливое отношение к чему-либо, или к кому-либо, т. е. к живой и неживой природе, человеку и обществу. При этом под Богом понималось наследие предков. А наследие предков - знания и опыт, накопленные ими для обеспечения жизни во благо обществу. Поэтому наследие предков, как совокупность знаний, позволяющих жить даже в суровых условиях, представлялось светом, позволяющим не вернуться во тьму животного состояния. А т. к. именно солнце давало свет и тепло, позволяющий жить людям, то наследие предков и соединилось с образом солнца. Понятно, что трудоспособные члены общества в соответствии с верой-религией должны были работать не только для обеспечения своего бытия, но и бытия детей и престарелых. Это и привело к формированию общественных производственных и бытовых отношений на основе социального равенства и справедливости, обеспечивющими бытие общества при смене поколений во благо обществу в целом и каждому его члену. При этом основой детского воспитания служила религия - советстливое отношение к живой природе, человеку и обществу. Именно это позволяло нашим предкам преодолевать любые невзгоды, прогрессивно развиваясь и защищая Родину от любых врагов. Если бв этого не было, то не было, как признано русофобами, и самого непокорного на земле народа. Ныне видим, что враг это учёл и сделал всё для того, чтобы разъединить, развратить и стравить славянско-русские народы, внеся новую религию, в которой верующие становились рабами божьими. А т. к. веру создали в угоду власть имущим, которые использовали её для разделения людей на господ и рабов, а для обоснования и освящения придумали бога как некую сверхъестественную непознаваемую сущность, то это как раз и показывает, что рабами люди стали не божьими, а господствующего класса. И именно статья к этому подводит. Следовательно, атеизм является отрицанием этой придуманной господствующим классом религии, которая своим социальным делением на рабов и господ отрицает совестливое отношение к такому аморальному явлению, и требует возврата к истинной диалектико-материалистической вере. Именно это и было доказано трудящимися в ходе гражданской войны за своё освобождение и права и свободы Человека и Гражданина. Это трудовой народ доказал как Победой над фашистами, которые хотели вернуть рабство, и превращением страны в сверхдераву, которая первая покорила Космрс, использовала мирный атом и уверено пошла по пути социального и технологического прогресса. Но на пути встали всё те же враги, ведшие против СССР и Советского Народа холодную войну, которым помогал и внутренний враг. И если либеральный переворот привёл к уничтожению СССР и Советского Народа, коммунистическую идеологию и социализм, довёл до русского креста - обнищания, деградации и вымирания, то это как раз и показывает истинного врага русского, да и не только, народа.При этом препятствуют общественному просвещению, превращая его в соедство понижения саморазвития, примирения с существующим положением и т. д. При этом церковь, как это ни странно: на словах вещая о добре и любви, проповедуя божественные истины - не убий, не укради, не прелюбодейству, не сотвори себе кумира и т. д., поспособствовала всему тому, что как раз и привело и к нищете материальной и духовной, и русскому кресту при становлении и формировании либеральной демократии. При этом, если трудовой народа, сделавший страну сверхдержавой, оказался нищим, то избранные и успешные стали богатыми и сверхбогатыми. И если в церковь ходят молится бедные и богатые, то интересы и просьбы к богу у них разные. Но если богатые богатеют, а бедные нищают, молясь одному богу в одной церкви, то это говорит о том, что придуманный господствующим классом бог помогает богатым за счёт обнищания бедных. Это всё в статье и показано. Выводы делайте сами.
  • Только при большевиках, РПЦ занялась делом к которому призвал её Христос.