Почему церковь так ненавидит Советскую власть. Дело здесь не в политике, а в стяжании богатства и в сребролюбии. Как Евангелие описывает Иисуса и апостолов, разве ходили они в золоченых ризах и с золотыми крестами, нет, они ходили босые и в рубище
Но в этой статье пойдет речь о том, как церковь, обогащаясь, поддерживала рабство на Руси, умножая царство лжи и зла и заставляя народ смиряться и стяжать смирение и покорность, а она тем временем стяжала богатства земные.
Варсонофий Оптинский Фото из открытого доступа
Церковь, как главный феодал
Начиная с XI века и вплоть до 1917 года церковь владела огромными земельными угодьями, на которых трудились крепостные крестьяне, приписанные к земле, которым священники словами апостола Павла объясняли, что всякая власть от Бога.
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13:1)
Это определение апостола можно было подогнать под любую существующую власть, даже рабовладельческую. И бунтовать против власти, это как поднимать руку на самого Бога. Ну а власть за это щедро наделяла Церковь земельными наделами, недвижимостью, деньгами.
На Руси, как известно, с 1497 года по 1861 год существовало крепостное право и если сначала крестьяне имели право перехода от одного помещика к другому то Соборным уложением 1649 года они были окончательно прикреплены к земле, а в 1690 году Пётр I ввёл разрешение на куплю-продажу поместных крестьян, теперь дворяне могли по-своему усмотрению продавать их за долги, покупать, менять на породистых собак, семьи при этом разлучались. То есть люди были приравнены к скоту, Пётр их таковыми и считал.
Одобрение церковью рабства
Игнатий Брянчанинов. Фото из открытого доступа
Церковь это одобряла, например святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) написал так:
«Рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и как богоучреждённое, должно быть всегда, хотя в различных формах.
Слово Божие и Церковь – как Вселенская, так и Российская – в лице святых отцов, никогда и ничего не говорили об уничтожении гражданского рабства.
Не твоё дело, что господин твой бесчеловечен, ему за это судит Бог. Ты неси свой крест, данный тебе Богом ради твоего спасения. Неси безропотно, благодаря и славословя Бога с креста твоего»
Сам-то Игнатий Брянчанинов с 1831 года был настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря, с 1838 года благочинным всех монастырей Петербургской епархии, с 1857 года епископом Кавказским и Черноморским. Брат его был ставропольским вице-губернатором.
Представляете, насколько они были далеки от народа и сколько крестьян на них работало.
Или, к примеру, Тихон Задонский 1724-1783 который в «Наставлении христианском написал:
«Что господа приказывают, то крестьяне должны делать, и какие оброки налагают, — давать, и какую работу повелевают, — исполнять. И все это им должно творить безропотно, творить ради Господа, ибо Господь так повелел. Работайте же, о возлюбленные и смиренные овечки, не ради людей, а ради Господа. Будете ради Господа работать, когда все по заповеди Его будете творить, и угождать будете не людям, а Господу. Тогда подлинно будете Божиими рабами и свободными во Христе, хотя и называетесь рабами человеческими».
Тихон Задонский Фото из открытого доступа
Тихон Задонский тоже сначала был архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря, ректором Тверской духовной семинарии, затем с 1761 года епископом Кексгольмским и Ладожским, с 1763 года епископом Воронежским.
Как видите, тоже был далёк от народа, который трудился на его монастырских землях и не смел роптать.
Вот такая идеология, и это православные богословы, как считается, да ещё и прославленные в лике святых, правда как-то не понятно за что.
Оправдание
Современные православные СМИ (журнал Фома) пытаются оправдать наличие крепостных на монастырских землях, что:
«закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс».
А также акцент делается на то, что монастырским крестьянам жилось легче чем помещичьим.
Однако, на самом деле это не так.
Положение монастырских крестьян
Во время правления Екатерины II потоком шли челобитные в царскую канцелярию, где крепостные умоляли перевести их из церковных, в казённые крепостные по причине жестокой эксплуатации.
Для строптивых были и свои камеры пыток с дыбой, и свои темницы, и склепы, где людей заковывали в оковы, живьём замуровывали, тем самым, видимо, пропагандируя христианские ценности.
Так, в 1748 году взбунтовалось 11 тысяч вятских монастырских крестьян, а в 1762-1764 гг. произошло крупное восстание далматовских монастырских крестьян, вошедшее в историю под названием «дубинщина». Всего в начале правления Екатерины бунтовало 100 тысяч монастырских крестьян.
В 1764 году Екатерина II произвела секуляризацию церковных владений, забрав в пользу государства большое количество земель и более 900 тысяч крестьян без всяких выкупов и компенсаций.
Доходы церкви
Со времен Николая I духовенство стало получать постоянное жалование из государственной казны.
Так, митрополит Московский получал 800 рублей, из них 500 рублей жалование и 300 рублей на питание.
Питерский и Киевский митрополиты получали жалование поменьше, но на еду те же 300 рублей.
Рядовые священники получали до 50 рублей, но они брали деньги за требы плюс кружечные сборы и пожертвования.
Императорская Россия кроме выплаты жалований производила и другие финансовые выплаты в поддержку церкви. В 1910 эта поддержка составила более 34 миллионов рублей.
Основной статьёй были доходы с имений и оброков, кружечные и свечные сборы, требы и пожертвования – всё это составляло примерно 40 миллионов рублей в год.
Ещё одной доходной статьёй церкви были проценты с капиталов, размещённых в ценных бумагах, которые примерно составляли около 2,5 миллионов чистой прибыли.
Куда же девались эти деньги, если храмы строились на пожертвования или на государственные деньги. На строительство храма в начале XX века требовалось около 150 тысяч рублей, в среднем капитал одной епархии составлял 5,5 миллионов рублей. Это же сколько храмов можно было построить на эти деньги, но строили на пожертвования.
А церковь отвечает, что деньги шли на благотворительность, на помощь сирым и убогим.
Однако не совсем так, церковь не любила отчитываться о своих расходах.
К 1917 году в России было 54923 прихода и 1025 монастырей (цифры взяты из Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010).
И лишь 4135 приходов содержали богадельни (169) и больницы (284), каждая из больниц на 10 человек, каждая богадельня на 12 пансионеров, сущие копейки по сравнению с миллионными доходами.
К 1917 году Греко-кафолическая ортодоксальная церковь (переименована в РПЦ в 1943 году) подошла крупнейшим землевладельцем и владельцем недвижимости, хозяином пароходов, имея в своём распоряжении заводы и мельницы, рыбный и лесной промысел, гигантские капиталы, которые насчитывали миллиарды рублей и незыблемую многовековую власть, которую не могли пошатнуть никакие реформы.
Вот только народ особо не шёл в церковь и священников ненавидел, особенно рабочие, только в деревнях неграмотные крестьяне продолжали посещать церкви. Вот как сокрушается об этом церковный деятель того времени отец Иоанн Кронштадтский:
«Земное отечество страдает за грехи царя и народа, за маловерие и недальновидность царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молись Богу с кровавыми слезами об общем безверии и развращении России».
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1994. С. 48.
Этот святой заставлял молиться кровавыми слезами, а сам при этом пил и курил, не соблюдал посты, проклинал своих близких, правда каждый день каялся, о чем и написал 19 томов дневниковых записей.
На канале есть статья об Иоанне Кронштадтском: «Иоанн Кронштадтский: показная святость, аморальность, ненависть к людям» ЗДЕСЬ
Церковное богатство перешло государству
Церковь, конечно, думала, что всё её богатство на века, и никакие реформы не сдвинут её с насиженного места, вот только контроль самодержца не нравился, поэтому так и обрадовалась отречению императора. Недаром, послание Синода касательно отречения Николая Романова от престола начиналось словами:
«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути»
Но воля Божия послала Советскую власть, и месть народная не заставила себя ждать – кровопийцы получили сполна. Всё нажитое на рабском труде богатство перешло государству.
Теперь вы понимаете, откуда такая ненависть к Советскому Союзу, обвинение в несуществующих гонениях, мифы о тысячах замученных и расстрелянных.
Об этом на канале достаточно много статей
Использованная литература:
М. Горчаков «Монастырский приказ» (СПб., 1868).
«Объяснительная записка к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1913 г.» (Пг., 1914).
Н. Рубакин «Россия в цифрах» (СПб., 1912)
А. Карташев «История Русской церкви» (М., 2004)
«Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник» (СПб, 1995
Не пропустите новые публикации
Оценили 18 человек
28 кармы