В прошлый раз мы говорили о том, что архитектура русских храмов никаким образом не могла прийти к нам из Византии. Элементы русской сакральной архитектуры: храмов, церквей, монастырей совершенно отличны от архитектуры византийской. Нам навязывают вот уже несколько сот лет представление о том, что русская архитектура – византийская по происхождению. Но если непредвзято посмотреть на любой русский храм, то там нет ничего византийского. Там нет буквально ни одного элемента. Они православные, это несомненно, но они не византийские. Продолжаем разбираться в этом вопросе.
ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ РАЧИНСКИМ. ЧАСТЬ 2.
Кроме того, византийские священники не знали русского языка, а значит, они не смогли бы служить литургию по-русски и не смогли бы проповедовать по-русски. Значит эти священники должны быть русскими, у них родным языком был русский язык. И соответственно, это были люди воспитанные в русской традиции, в русской культуре, и для них эти храмы были органичны. Они жили в деревянных домах, они парились в бане, и они знали эти храмы… Точнее других храмов они просто не знали. Они никогда не покидали пределы своей земли, никогда не были в Греции, или Византии и строили из дерева так, как строили всегда. В Византии не было деревянной архитектуры.
Я говорю об этом, чтобы перейти к одному региону в мире, где есть аналоги вот такой деревянной архитектуры с такими же элементами, с такой же композицией, как на Руси. Там есть многошатровые храмы, там есть бочки, там есть крещатые бочки, там есть каруны над окнами.
Это Индия. В индийской архитектуре все эти элементы присутствуют.
Казалось бы – у нас в основном все делалось в дереве, а там – в камне. Но! Именно русская деревянная архитектура традиционная повлияла и на каменную архитектуру. Когда создавали каменные церкви или каменные соборы, то за основу брали уже существующие деревянные соборы или деревянные церкви. Те же самые шатровые храмы, их воспроизводили в камне. Когда нужно было построить какую-то сложную многоглавую композицию , как храм Василия Блаженного, скажем, то использовали в качестве примера традиционную деревянную архитектуру.
Так вот, если мы сравним русскую традиционную архитектуру с архитектурой Индостана, то увидим, что главки, золотые купола, шатры встречаются в Индии в большом количестве. Более того, есть элементы, которые вообще неизвестны в греческой, византийской архитектуре, как например обходные галереи, крылечки, которые выносятся наружу, крылечки под шатром, такие шатрики маленькие.
Греческая архитектура не знает шатровых храмов, греческая архитектура не знает горы кокошников, например. Вообще в архитектуре Западной Европы, или в балканской архитектуре, или в малазийской архитектуре этих элементов не было никогда. Зато эти элементы присутствуют в большом количестве в Индии. И в Индии есть золотые купола, там есть пятиглавие, там есть многоглавие, там есть храмы с двадцатью пятью куполами. Точно, как в Кижах. Там есть храмы с круговой обходной галереей, то есть гульбищем. Там есть храмы, у которых выносные крылечки под шатриком.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ
И удивительным образом русская лексика строительная совпадает с лексикой санскрита. В санскрите есть слово «ступа», которое в русском языке имеет то же самое значение. В санскрите есть слово «двар», соответствует русскому «двор». В санскрите есть слово «хатар», это русская «хата». И таких примеров можно привести очень много. Вплоть до того, что «топор» на санскрите звучит «тапар». «Тесло» - «тесло».
Вообще, русский язык на восемьдесят процентов имеет общие корнесловия с санскритом. Еще в девятнадцатом веке ученые, лингвисты занимались санскритом. Например ,Алексей Хомяков- он выяснил, что корнесловия, то есть корни слов санскрита и русского языка одни и те же.
И вот эта близость русской и индийской культуры требует объяснения. Как могло так получиться, что и по композиции, и по своим отдельно взятым элементам русская архитектура, традиционная, деревянная архитектура прежде всего, совпадает с индийской?
ДНК аргумент
Мы пытались ответить на этот вопрос. Как могло случиться, что два очень удаленных региона имеют столько общего в архитектуре? И попытались ответить с помощью ДНК-генеалогии… Выяснилось, что население Центральной и Восточной Европы и в частности исторической Руси и население Индостана, то есть северной Индии, имеет одну и ту же гаплогруппу - R1А. Другими словами, предки нынешних индийцев и предки нынешних русских и восточных славян были одни и те же. То есть они происходят от общего народа, от общих предков.
Далее, выясняется, что согласно священным текстам индуизма, «Махабхарате», предки индийцев ушли из северной Европы и пришли на Индостан во втором тысячелетии до рождества Христова. Дата пока точно неизвестна, считается, что это примерно середина второго тысячелетия до рождества Христова. Произошло разделение народов, которые называются ариями - частично они ушли на юг, частично на запад, частично на восток, но какая-то часть осталась на своей прародине. На своей исконной родине. И эти народы сохранили топонимику, сохранили язык, из которого произошел русский язык, и сохранили культуру, в частности архитектуру, деревянную архитектуру.
А те арии, которые ушли из северной Европы на юг, на полуостров Индостан, на территорию современного Пакистана, Афганистана и Ирана, они унесли те традиции культурные, которые стали применять уже на новой родине. Даже после смены религию. Скажем, в индуизме применяются те же архитектурные элементы, что и в русских православных храмах. В религии джайна, в религии сикхов используются те же элементы, в буддизме используются те же архитектурные элементы. В дальнейшем, когда часть населения перейдет в ислам, мусульмане, которые живут в Пакистане, Афганистане, в Средней Азии, или в Индии, будут использовать те же традиционные элементы архитектуры. То есть храмы, мусульманские храмы Средней Азии и Индостана имеют те же элементы, что и русские православные храмы.
То есть потомки ариев сохраняют традиционные элементы в православной архитектуре, точно так же, как в архитектуре буддистсткой, в архитектуре сикхов, джайнов, или в исламе. Достаточно посмотреть на золотые купола Индии, на золотые купола Ирана, на золотые купола Средней Азии, на, скажем, крещатые бочки или многоглавие в Индии, чтобы в этом убедиться. Я повторяю, нет аналогов русской архитектуры в Византии, то есть в Греции европейской, или в Греции малоазийской, нет аналогов в Западной Европе, но есть аналоги в Индии.
И этот аргумент позволяет нам говорить о том. что русская архитектура существовала уже как минимум во втором тысячелетии до рождества Христова, до разделения предков русских и индийцев.
Этот текст - вторая часть расшифровки интервью с историком Андреем Рачинским, которое мы брали у него для документального фильма «О чем молчат храмы» (телеканал «Культура»). Андрей Рачинский - доктор истории Парижского института восточных языков и цивилизаций.
Оценили 14 человек
24 кармы