Христианский мортализм

3 294

Ненадолго подвешу вопрос о том, что делать христианскому физикалисту, если у него всё же не получается отбить тезис о наличии в Библии идеи промежуточного состояния. Предположим, по некоей причине мы продолжаем настаивать, что человек не существует между смертью и воскресением. Так мы оказываемся на позициях христианского мортализма. Последней – в частности, христианскому мортализму XV–XVII вв. – посвящена монография Нормана Бёрнса, на материал которой далее я буду опираться.

 

Как теоретическая опция христианский физикализм, пишет Бёрнс, оформляется в лоне англиканской теологии. И хотя велик соблазн представить его в качестве своего рода интеллектуального движения, такого права у нас, вероятно, нет: слишком уж разные люди те, кого можно было бы записать в христианских морталистов: философ Томас Гоббс, медик Томас Браун, поэт Джон Мильтон (тот самый, написавший «Потерянный рай»), памфлетист Ричард Овертон. Кроме того, похоже, они и сами не осознавали себя единым идейным лагерем.

По мнению Бёрнса, во избежании путаницы необходимо разделить христианских морталистов на две группы. Первая – аннигиляционисты, помимо смертности души утверждавшие также отсутствие воскресения. По сути это новые саддукеи (собственно, английским Парламентом они так и были окрещены). Вторая группа – сторонники учения о сне души, отрицавшие только бессмертие человеческой души. (Любопытная деталь: указом 1648 года последние фактически были признаны Парламентом менее опасными вольнодумцами, чем аннигиляционисты, которым предписывалась смертная казнь.)

Учение о сне души опирается на те места Нового Завета, в которых о смерти как говорится как о сне. (Ср., напр., Мф. 9:24, Мк. 5:39, Лк. 8:52: «Не умерла девица, но спит»; Ин. 11:11–16: «Уснул наш друг Лазарь, но Я иду разбудить его».) Сторонников этого учения, продолжает Бёрнс, следует подразделять на психопаннихистов (psychopannychists), думавших, что душа, будучи нематериальной субстанцией, в буквальном смысле погружается в сон, и тенетопсихистов (thnetopsychists), считавших, что засыпание души – не более, чем метафора смерти.

Ну, и напоследок важный вопрос: как соотносятся христианский физикализм и христианский мортализм? В узком смысле христианский физикализм – это тезис о том, что личность человека тождественна его физической субстанции. Соответственно, еслина основании физичности человеческой природы делается вывод о невозможности существования между смертью и воскресением, христианский мортализм следует из христианского физикализма.

https://matveychev-oleg....

Кремль чего-то срочно добивается от Киева. Массированный удар - Белоусов дал залп. Такого не было 70 дней

Ранним утром сегодня Белоусов дал залп. Состоялся массированный удар, каких не было на протяжении 70 дней. Били в формате "2+2". И хоть Киев, как всегда, "сбил все ракеты", ограничения ...

«Жестов доброй воли не ждите»: тайный смысл ракетных ударов по Киеву

Сегодня утром российские войска нанесли массированный удар по украинской инфраструктуре. По информации, как минимум, четыре баллистические ракеты «Искандер» поразили важнейшие объекты в...

Обсудить
  • Что бы физикалисту отбиться от наличия в Библии промежуточного состояния, нужно, сделать физику религией. И на любую подобную проблему, говорить, что мол, этот закон физики еще не известен, но я верю, что когданить, физики его откроют и все встанет на свои места. А так то... Сжечь еретика.
  • Зачем это? Алексею Павлову рассказать бы о православном исповедании в доступной форме, чем ересь людям в головы грузить.
  • Бред западной мысли , которая полна материализма, помещанного с гностицизмом, чем христианством.