Клавдий Васильевич Лебедев (1852—1916) - русский художник, занимающий одно из видных мест в ряду художников-передвижников. Русская реалистическая школа живописи второй половины XIX века богата именами замечательных мастеров. Но для нас представляют интерес и менее крупные художники. В своих картинах им удалось с удивительной точностью уловить различные стороны действительности. К таким скромным, искренним служителям искусства принадлежит Клавдий Васильевич.
Лебедев родился в 1852 году в семье крестьянина, церковного живописца, что, безусловно, повлияло в дальнейшем на его творчество. У него никогда не пропадал интерес к деревенской жизни, к ее быту, её образам.
Клавдий Васильевич Лебедев: Приятели (Шут и гусляр), 1908 Дерево, масло Частное собрание, Москва
Почти ничего не известно об отроческих и юношеских годах Лебедева. В середине 1870-х гг. он поступает в Строгановское училище. Оттуда в 1875 г. перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества, где в течение шести лет (1875-1881) получает законченное художественное образование. Особенным авторитетом в Училище пользовался В.Г.Перов. Его картины являлись образцом, к его советам внимательно прислушивались. Очевидно, в это же время происходит сближение художника и с Владимиром Маковским. Близкие, дружеские отношения сохраняются между ними до последних дней жизни. Огромную роль в становлении художника сыграл блестящий рисовальщик, представитель академической школы Е.С. Сорокин. Благодаря занятиям с ним Клавдий Васильевич достиг высоких успехов в области графики, стал лучшим рисовальщиком Училища, а впоследствии – одним из лучших рисовальщиков своего времени, великолепным книжным графиком.
Лебедев Клавдий Васильевич 1852-1916Боярышня, 1902
Известно несколько работ Лебедева, относящихся ко времени пребывания в Училище. Его увлекает историческая живопись, занимает яркая красочность древнерусских костюмов, особенности обстановки: "Молодой боярин за столом" (1880), "Поп и дьяк на торгу" (1884). За картину "Выход боярышни из церкви" художник получил Большую серебряную медаль. Во всех этих произведениях Лебедев следует по пути В.Г.Шварца.
Лебедев К.В.: Выход боярышни из церкви. Репродукция. Бумага, хромолитография
В 1880-е годы в русском искусстве являются периодом необыкновенного успеха и широкого распространения исторической живописи. Лебедев не стал только историческим живописцем, среди его произведений большое место занимают картины на современные темы. Привлекает в Лебедеве умение видеть прошлое глазами человека своего времени. Он следует требованиям Крамского, что
"историческая картина постольку интересна, нужна и должна останавливать современного художника, поскольку параллельна, так сказать, современности и поскольку можно предложить зрителю намотать себе что-нибудь на ус".
Первое время Лебедеву не удаётся найти себя, он лишь внешне воспроизводит старый быт, тщательно копируя костюмы. Лишь к 1884 году на XII выставке передвижников появляется его картина, обращающая на себя всеобщее внимание, "Боярская свадьба", 1883. Яркие тона одежд создают настроение праздничности, оптимизма.
Лебедев Клавдий (1852-1916)БОЯРСКАЯ СВАДЬБА, 188348,8 x 69,2, холст, масло Приобр. П.М. Третьяковым в 1884 у автора
Художника привлекал колорит жизни XVII века, яркость нарядов, характеры людей прошлого. Русская свадьба – старинный ритуал, который, пройдя через века, сохранил свою самобытность и в XIX веке. Многофигурная композиция в работе Лебедева получает кульминационное развитие: рифмы, паузы, аккорды цвета, полярный диапазон человеческих эмоций – все это создает стереоскопическую модель мира и времени. Персонажи, вещи, одежды и элементы предметного окружения одновременно соединяются и в увлекательный рассказ, и в живописную симфонию цвета. Несмотря на то что Клавдия Лебедева по праву считают великолепным рисовальщиком, в этом произведении заметен и серьезный талант колориста. Картину отличает большая живописность и свобода цветовой игры – темно-коричневый цвет интерьерного пространства и эффектно соотнесенные с ним синие, желтые, красные одежды персонажей.
Картина является своеобразным подтверждением мыслей Крамского, который заметил как-то своему корреспонденту, написавшему, что некоторые образы в исторической картине Перова "Никита Пустосвят" кажутся ему слишком грубыми:
"Что же делать нам с нашей мужицкой историей? Мы действительно вышли из низкой среды, у нас не было между предками рыцарей Круглого стола..."
Лебедев и пытался воссоздать эту историю.
В 1883-84 годах художник работает над серией иллюстраций к некоторым рассказам из "Записок охотника" Тургенева. Рисунки Лебедева, исполненные с большим мастерством и пониманием поэтичности тургеневской прозы, можно признать едва ли не лучшими к "Запискам охотника". Художник создал галерею ярких образов русской деревни. Особенно удаются ему типы крестьян, которых он рисует с неизменной симпатией.
Иллюстрации К. Лебедева к рассказу из сборника «Записки охотника» И.С. Тургенева Отдел фондов музея И.С. Тургенева
В 1894 году Лебедева приглашают в Петербург в качестве профессора натурного класса Академии художеств.
Клавдий Васильевич Лебедев: Смерть царя Фёдора Алексеевича, 1897
В 1897 году за картину "Смерть царя Фёдора Алексеевича" ему присваивают звание академика, но через год Лебедев неожиданно бросает Академию и покидает столицу, чтобы навсегда поселиться в Москве. Уход из Академии объясняется отвращением к постоянным интригам, которые плелись около него. Это время было значительным в жизни Лебедева ещё и потому, что он стал членом Товарищества передвижных выставок. До конца жизни он принимает активное участие в работе Товарищества.
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916): «Барышня на выданье», 1911 Частное собрание
Видимо уже в конце 1880-х годов Лебедева перестаёт удовлетворять бытовая историческая живопись. Он ищет тему, которая позволила бы показать своих героев в трагический час роковых исторических потрясений. Примером ему служат произведения Сурикова.
Лебедев находит нужную ему тему в древней истории Новгорода. Картина эта называется "Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча". Она потребовала от художника большого напряжения творческих сил, значительной подготовительной работы.
Клавдий Васильевич Лебедев: Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889г. Холст, масло. 250 x 409 см, ГТГ
Внимание художника привлёк тот критический период в истории Новгорода, когда боярская республика после продолжительной и упорной борьбы вынуждена была сложить оружие и покориться Московскому государству. На картине изображен последний трагический момент крушения всякой надежды на восстановление самостоятельности Новгорода. Воины по приказу Ивана III увозят в Москву символ былой свободы - вечевой колокол. Огромное пространство площади заполнено народом. Новгородцы безмолвно провожают колокол, который в минуты опасности и побед призывал их на вечевую площадь. На переднем плане, на снегу, под стражей - новгородцы. Среди них Марфа Борецкая и её сын. Картина полна большой впечатляющей силы. Зритель ощущает холод зимнего дня, перспективу площади, усеянной толпой, важность происходящего.
Фрагмент картины "Марфа Посадница..."
О.И.Сопоцинский обращает внимание на удачный образ Марфы, повернувшейся лицом к зрителю, "её фигура неподвижна, лицо с застывшими чертами сосредоточенно. Она затаила в себе горечь утрат и кажется способной на великие жертвы, на перенесение великих страданий".
В 1894 году Лебедев пишет картину "Полонянки".
Клавдий Васильевич Лебедев: "Полоняники", 1894, холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург
Это малоизвестное произведение - одна из лучших работ художника. Небольшая по размерам, исполненная в широкой эскизной манере, картина привлекает искренностью чувств, композиционной и колористической цельностью.
Картина переносит зрителя в далекие времена татарских набегов на Русь. Изображены две группы крестьян, угоняемых татарами. Над пленниками высится серое небо, вокруг грязноватый снег, серовато-коричневые бревна изб. Хмурый зимний день так же печален, как безысходна тоска этих людей, безмолвно ожидающих своей участи. Плохо одетые, без шапок, они сидят, уныло опустив свои головы.
В центре картины художник изобразил двух бояр. Их богатые одежды, властный и независимый облик заставляют предположить, что бояре не пленники, что не их сторожит татарин справа. И действительно, они приехали выкупить нужных им людей. Остальным суждено погибнуть в тяжелой неволе, вдали от родины. Многие навеки расстаются с близкими. Муж прощается с женой и детьми, отец в последний раз обнимает сына.
Художник скуп в средствах, и тем не менее зритель проникается трагедией происходящего. В картине разрешается двойной конфликт: между пленными и татарами и между боярами и полоняниками.
Неопровержимо выступает зависимость народа от воли и прихоти людей, которые сумели обратить в свою пользу даже ужасы татарских набегов. Вывод приходит постепенно и незаметно, но он неопровержим. И тем острее чувствуется приговор художника, тем тяжелее падает он на виновных.
Фрагмент картины "Полоняники"
В картине есть лицо, отличающееся от всех остальных. Это крестьянин в шапке, находящий на первом плане в группе сидящих на снегу. Образы даются скорее намёком, отсутствует присущая Лебедеву тщательная отделка деталей. Облик этого человека говорит о многом. Художник демонстративно повернул его спиной к боярам. Он крепко обхватил руками колени и высоко поднял голову. Не обращая внимания на присутствующих, устремив неподвижный взор в одну точку, думает он свою думу. Его крепкая фигура говорит об упорстве и недюжинной силе. Этот человек многое может вытерпеть, но сломить его невозможно. Он постоит за себя и сумеет отомстить, когда придёт время. Образ крестьянина в шапке заставляет по-иному взглянуть на всю сцену. Не терпеливая покорность, а скрытая сила, воля, мысль начинают чувствоваться в склоненных, прижатых к земле фигурках полоняников.
К.В Лебедев: Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте. 1903г. Холст, масло. 98 x 122 см. Частное собрание
B 1898 году у Лебедева появляется картина «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», в 1903 году — «Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов», в 1908 году— «Прощание царицы Н. К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам» и др.
Клавдий Васильевич Лебедев: «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898
В картине «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи» Грозный представлен художником не всесильным и суровым властителем, а кающимся грешником. Картина Лебедева обладает одним очень ценным качеством ее композицию можно быстро «прочесть». Зритель легко улавливает нить рассказа; каждая фигура, каждый предмет, поза, жест помогают ему. В этом сказалась школа передвижников. В этой картине художнику особенно удались типические образы монахов и приближенных Грозного (среди них Малюта Скуратов). Но в то же время искусствовед О.И.Сопоцинский отмечает, что
"этот холст показывает, почему картины, где художник воссоздает образы великих исторических личностей, не лучшее в его творчестве, т.к. Лебедеву несвойствен талант раскрытия сложности и глубины характеров выдающихся деятелей русского государства, выявления их значения для той или иной эпохи. Поэтому и образ Грозного в этой картине не отличается глубиной".
К.В Лебедев: Освоение русскими новых земель. 1904 Картон, акварель, белила. 42 x 39 см Вологодская областная картинная галерея
К.В.Лебедев: Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году ("Полюдье"), 1901-1908
Клавдий Васильевич Лебедев: Продажа крепостных с аукциона1910
В 1890-е годы Лебедев ещё полон творческих сил. Он проявляет себя с самой лучшей стороны ещё в одной области - области современного жанра. В нем он сохранил лучшие традиции искусства передвижников 70-80-х годов.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)
90-е годы XІХ века были в России временем бурного развития капитализма. Города превращались в крупные индустриальные центры, куда в поисках заработка устремлялись разорившиеся крестьяне. Крестьянин, попавший в город, приобщался к городским нравам. Менялся не только его облик, менялись его привычки, интересы, взгляды на жизнь. Выходец из крестьянской среды, Лебедев остро переживал изменения, происходившие в деревне, ощущал процессы, которые коренным образом меняли привычный, размеренный ритм её жизни. Все его симпатии были на стороне деревни.
К.В Лебедев: Пляска. 1900 Картон, масло. 26 x 31 см Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алма-Ата
Жанровые сценки Лебедева скромны по замыслу, по формальным приемам, но сами собой напрашивающиеся выводы говорят о том, что художник мог порой достигать широкого обобщения мелких и как будто незначительных фактов.
К.В Лебедев: К сыну. 1894 Холст, масло. 87 x 65 Третьяковская галерея, Москва
Что может быть проще сџенки, подсмотренной им из окна московского дома? Маленькая улочка, угол старого домишки, покосившаяся дверца с выщербленными досками. Оттепель, снег на улице почернел, дома кажутся грязными и неприглядными, как всегда в первые весенние пасмурные дни. Старик-крестьянин и его жена, оставив неподалеку лошадь, пришли проведать сына-мастерового. Последний, на минуту оторвавшись от работы, раздетый, выскочил на улицу. У него бледное, усталое лицо, одет он скверно. В нем нельзя узнать выходца из деревни. Все повадки говорят о том, что он вполне освоился с городской жизнью. В его позе, жестах много чисто профессиональных черт. От постоянного сидения фигура согнута, левая рука засунута за фартук. Его фигура - противоположность спокойной фигуре отца.
Картина Лебедева «К сыну», исполненная в 1894 году, не требует особых комментариев. Все понятно без слов: и причины, заставившие этого парня, покинуть деревню (об этом достаточно ясно говорит бедная одежда родителей), и последствия его пребывания в городе.
Маковский Владимир (1846-1920): СВИДАНИЕ, 1883, Третьяковская галерея, Москва
Влалимир Маковский, друг Лебедева, в 1883 году написал картину «Свидание», в которой можно было видеть пригорюнившуюся бабу, пришедшую из далекой деревни, проведать сына, отданного в учение, и самого мальчонку, с жадностью жующего калач - бедный гостинец, принесенный матерью.
Клавдий Васильевич Лебедев: На Родине, 1897
В 1897 году Лебедев выставляет картину "На родине". Домой приехала дочь, возможно работающая прислугой в городе. Приобщившаяся к городской жизни, накрашенная, завитая, в модной кофточке, с кольцами на руках, она снимает с руки браслет и что-то рассказывает собравшимся. Молчаливо внимают окружающие: мать, наливающая настойку в стакан, с гордостью и плохо скрытым удовольствием, сестра, держащая какую-то коробку, со смешанным чувством зависти и благоговения, соседки, с непроницаемым видом людей, не желающих обнаруживать свои чувства. Но отношение окружающих к происхолящему — лишь путь для постижения основного. Рушится старый мир, и это особенно ясно ощущается, когда замечаешь в правом углу древнюю старуху, с удивлением и недоумением взирающую на девушку в ярко-красной шелковой кофточке. В левом углу, прислонившись к печке и покуривая трубку, стоит дед. В его взоре видится раздумье и осуждение. Он, скорее всего видит, что новое время не несет ничего хорошего, что город губительно действует на старые нравы и обычаи.
К.В Лебедев: Сострунка медведя в лесу. 1907 Бумага, масло. 23 x 34 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Жанры Лебедева говорят о6 остром глазе художника. Они отличаются большим мастерством, в них каждый штрих подчинен основной мысли. Каждая деталь является необходимым элементом художественного образа. Их ценность во много раз увеличивается благодаря тому, что они являются ярким памятником времени.
К.В Лебедев: Ассамблея при дворе Петра I Бумага, тушь, акварель, белила. 38 x 41 см Ивановское объединение художественных музеев
В следующий период Лебедев остается на позициях реалистического искусства, но не находит интересных новых тем, хотя ему и в эти годы удаётся создать искренние, правдивые картины, особенно в области жанра: «Что-тослучилось», «В опочивальне», «В церкви», «Иконописец ».
К.В Лебедев: В вагоне, 1893 (?)
Последние годы Лебедев почти безвыездно живет в Москве. Он часто бывает в Кремле, копирует древние архитектурные памятники, занимается в Оружейной палате. Его считают хорошим иллюстратором. Лучшие его работы в этой области - несколько картин, написанных для роскошного издания H. Кутепова «Царская охота на Pyси», в которой принимали участие также такие мастера как Репин, Серов, Рябушкин и другие.
К.В Лебедев: Проводы, Челябинская областная галерея
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916): Иван Грозный, 1916
Лебедев не прекращал работать до последних дней. Когда он умер в 1916 году, на его мольберте остался неоконченный эскиз к картине "Иван Грозный". Как большинство передовых русских художников, Лебедев был неустанным искателем истины. Его искусство тесными узами было связано с народом, с его думами и надеждами.
Клавдий Васильевич Лебедев: Подъячий, 1913, бумага, гуашь
Подробнее здесь
Оценили 18 человек
30 кармы