Дед Мороз с высоты птичьего полёта

1 270

Когда в 1930-е годы в СССР утвердили Деда Мороза как официального представителя Нового Года, ничего нового, конечно, не придумали.

Любой народ, живущий в регионе, где есть ярко выраженная холодная зима, персонифицировал этот трудный период в каком-нибудь божестве или духе. Логика подсказывает, что раз наши далекие предки пришли на северные земли ещё в палеолите, то и прообраз Деда Мороза идёт оттуда.

Например, у германцев ещё в дохристианские (а значит в досантаклаусные) времена, таким духом зимы был Крампус. Он был рогатым, хвостатым, очень напоминал черта или сатира, и внешность не была обманчивой: деятельность его, в основном, заключалась в похищении детей в зимнее время. Возможно, эта легенда родилась из того, что детская смертность раньше была высокой, и зима забирала слабых особенно часто.

 

Славянский Карачун, кстати, тоже отвечал как за холода, так и за смерть в раннем возрасте. Совпадение? Не думаю.

Близок ему и Мороз (или Морозко), но, судя по сказкам, он хоть и был так же страшен, как Карачун, а всё-таки достойных мог и наградить. Кто-то же переживал зиму всё-таки, иначе бы нас с вами не было.

О новогоднем чёрте с рогами напоминает и имя финского Деда Мороза - Йоулупукки, от норвежского "Julebukk" ("Йольский козёл").

А вот у якутов всё не так мрачно: Чысхаан ("Хан Мороза") представлялся в виде гигантского быка, который умирал с первыми лучами солнца весной. Есть теория, что это связано с костями и бивнями мамонтов, которые якуты находили подо льдом и ассоциировали с гигантским быком.

Ещё добрее всё это выглядит у монгольских народов - там за Новый Год отвечает Белый Старец (бурятск. Сагаан үбгэн), который отвечает не за смерть, а наоборот за жизнь и долголетие.

Добрый саамский Мунь Каллсы выводит зимой заблудившихся путников из леса, а потом рисует им на стеклах узоры.

Пашляк у коми обладает не только забавным именем, но и неопасной функцией, он просто трескун - отвечает за морозные звуки, треск древесины в лесу, например.

У хантов и манси за смену года отвечает колоритный всадник на лосе (у манси его зовут Мир-сусне-хума, а у хантов Торум-паха), и его функция - исцелять людей. Правда и Новый Год у этих народов приходится скорее на нашу Масленицу.

В общем, с высоты птичьего полёта кажется, что индоевропейские народы больше боялись зимы, чем тюркские или финно-угорские. Однако сейчас все сравнялись - праздник стал добрым, дающим надежды и радость даже тревожным индоевропейцам.

https://matveychev-oleg....

Чем дальше, тем упоротее. Дайджест за неделю 23-29 декабря 2024

События на уходящей неделе продолжают формировать наши представления о том, что год грядущий нам готовит. И это явно не стабилизация обстановки в мире. Начнём, пожалуй, с заявлений «ещё н...

Эти слова Путина напугали украинцев под Курском: "75% моей роты сбежали"

Украинский офицер назвал три города и размеры территории, которые сегодня контролируют киевские войска в Курской области. Он рассказал подробности, которые не понравятся Зеленскому. Репо...

Обсудить
  • своето детство аз запомних , с Дядо Мраз , и староТто бълг. дядо Коледа , , , , и двете имена са чудесни и прекрасни ! Да сме живи и здрави , батя русские ! По.больше хороших новостей с Фронта для русских матерей , жен и бабулек ! Поклон россеянам он болгара !