Насколько аристократичен консерватизм и насколько консервативны аристократы? Что даст репатриация Романовых? Может ли аристократия быть ориентирована на простой народ и его чаяния? Интервью с Андреем Новиковым-Ланским - писателем, культурологом, президентом Клуба потомков Пушкина, главным редактором журнала "Охраняется государством" и радиоведущим на «Коммерсантъ FM». Рубрика Острыйвопрос
Специально для CONSERVATOR'а.
1) Считаете ли вы себя консерватором? Тождественны ли слова консерватор, патриот, охранитель?
Думаю, что у этих слов разные значения. Консерватор чувствует живую преемственность с ценностями предков, охранитель их истово защищает и болезненно противопоставляет всему прочему, патриот же просто любит свое Отечество – при этом у него могут быть любые политические взгляды и культурные предпочтения.
2) Может ли современная аристократия рассматриваться в качестве важного игрока на политической арене или же она окончательно утратила свою пассионарность?
Не очень понятно, что такое современная аристократия. Разумеется, первые семьи Великобритании, США, Саудовской Аравии, Японии чрезвычайно влиятельны и пассионарны. Если же иметь в виду многочисленных потомков знатных европейских родов, включая Россию, то это, конечно, с политической точки зрения довольно маргинальные группы, хотя часто весьма богатые и по-своему красивые.
3) Как вы относитесь к идее репатриации потомков императорского дома Романовых в целях возрождения многовековой истории России? Важно ли это для будущего страны?
Я всячески приветствую возвращение Романовых в Россию. Символически это очень важно – как в свое время было важно восстановить Храм Христа Спасителя. Разумеется, при этом Мария Владимировна с сыном Георгием должны восприниматься наравне с остальными Романовыми. Никаких династических прав называть себя главой Романовых у нее, как известно, нет. Сами члены семьи Романовых считают своим главой Дмитрия Романовича.
4) Можно ли сегодня получить дворянский титул в России? Формируется ли "новая аристократия"?
Можно – из рук той же самой Марии Владимировны. Вопрос в том, кто этот титул признает. По-видимому, только круг друзей и родственников титулованного. Конечно, титул может даровать только действующий монарх. Но в целом вопрос серьезный и сложный: общество де факто стало сословным, есть явно оформленная элита, быстро приобретающая черты аристократии, а механизмов и институтов формализации и легализации элитарного статуса сегодня нет.
5) Аристократов иногда обвиняют в оторванности от народа и отчужденности от социума. Как вы считаете, возможна ли социальная аристократия, чьё мировоззрение определялась бы идеалом своеобразного социал-аристократизма?
Средневековая рыцарская аристократия возникала в ситуации социального единства и системности. Каждый был на своем месте, рыцарь так же зависел от жителей рыцарского замка, как и те от него. Характерный русский пример: Петруша Гринев и Савельич из «Капитанской дочки», где отношения между господином и холопом показаны как искренне семейные. Вообще, здоровому обществу свойственно не равенство, а справедливость. Люди между собой не равны: есть более умные, талантливые, трудолюбивые, честные – есть менее. Социальная структура и распределение благ в идеале должны это учитывать.
6) Что посоветуете почитать для понимания места и роли аристократии в истории и современности?
Об аристократии как социально-историческом явлении написано довольно много. Но для понимания сущности аристократизма как особого стиля и типа сознания необходимо знать книгу Николая Бердяева «Философия неравенства». Позволю себе порекомендовать и мою собственную книгу – роман «Аристократ», вышедший в 2007 году.
Вот здесь разговор на радио об аристократизме, с моим участием: http://www.youtube.com/watch?v=QBJNS6Vugs0
#CONSERVATOR #аристократия #Пушкин #Романовы
Оценили 0 человек
0 кармы