Консерватизм: интегральный и ситуационный

2 6733

Консерватизм – многозначное понятие, обладающее очень широкой семантикой. Для его прояснения лучше всего сначала обратиться к этимологии. Этот термин этимологически происходит от латинского глагола conservare – хранить, охранять, защищать. Интересно, что слово «консерватор» (conservator) можно встретить уже в надписях на монетах Римской империи, где оно использовалось применительно к богам и императорам. Например, употреблялись такие выражения как sol conservator, conservator patriae, liber pater conservator. Однако как идеология консерватизм сформировался уже в Новое время, в качестве реакции на Великую французскую революцию. В числе основоположников консерватизма обычно называют француза Жозефа де Местра и англичанина Эдмунда Бёрка. Название же данной идеологии появилось в 1815 году, когда французский писатель-романтик Шатобриан стал выпускать журнал «Консерватор».

Как правило, выделяют два основных подхода к трактовке феномена консерватизма – ситуационный и идеологический (также его называют содержательным). Под ситуационным консерватизмом понимают стратегию сохранения в определенной исторической ситуации текущего порядка, сложившегося статус-кво. Этот подход доминирует в современной западной либеральной мысли. Идеологический консерватизм подразумевает наличие полноценной целостной идеологии, являющейся самодостаточной альтернативой другим течения общественно-политической мысли. Оба подхода разбираются в статье российского политолога М.В. Ремизова «Консерватизм сегодня: аналитический обзор». В качестве образца ситуационного подхода к консерватизму Ремизов берёт точку зрения известного американского политолога С. Хантингтона, который понимал консерватизм только как защитную реакцию на вызовы конкретной исторической эпохи, как желание сохранить наличные социальные институты. Такой ситуационный консерватизм Хантингтона Ремизов называет также «институциональным». Другой подход автор статьи характеризует не только как идеологический, но и как интегральный (целостный). В качестве выразителя интегрального подхода к пониманию консерватизма Ремизов приводит немецкого социолога знания Карла Манхейма.

Как известно, для Карла Мангейма консерватизм – это особый стиль мышления. История европейского консерватизма как стиля мышления, по мнению Манхейма, рождается на почве традиционализма – неосознанной, бессознательной психологической позиции. Таким образом, идеологический (интегральный) консерватизм – это рационализированный традиционализм.

Русская история идей допетровского периода позволяет говорить о традиционализме в трактовке Карла Манхейма. Ярким образцом подобного рода традиционализма, по нашему мнению, может служить русское старообрядчество. В XIX в. на основе традиционализма в результате процесса рационализации возникает русский интегральный (идеологический) консерватизм, который с тех пор часто расходится по своим установкам с ситуационным (институциональным) консерватизмом. Представляется, что причина состоит в следующем. Интегральный (идеологический) консерватизм и традиционализм ориентированы на сохранение целостности оснований (истоков, корней) бытия данной культуры и идентичности. Идентичность – понятие сложное и комплексное. Она включает в себя много уровней. В случае с русской идентичностью можно выделить такие её начала как православный византизм (Москва – третий Рим), евразийство (Россия – ни Европа, ни Азия), славяно-русизм (объединение славян и русов под началом Рюриковичей в рамках Киево-Новгородской Руси) . Однако в ходе западнических реформ Петра I в большей или меньшей степени произошло отчуждение государства и аристократическо-дворянской элиты от всех перечисленных истоков русской культуры. В результате на момент складывания в XIX веке двух вариантов консервативной идеологии – ситуационного и интегрального - имелось серьезное различие в отношении к петровской Российской империи. С одной стороны, официальной доктриной правящих кругов был ситуационный (институциональный) консерватизм, нацеленный на защиту европеизированных государственных институтов петербургской державы. В знаменитой уваровской триаде «православие, самодержавие, народность» ситуационные консерваторы делали акцент на самодержавии, трактуемом в духе европейского абсолютизма. Ярким представителем ситуационного консерватизма XIX в. был обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. С другой стороны, в том же веке заявил о себе русский интегральный консерватизм, критиковавший петровскую империю за отчуждение от народных корней и провозгласивший необходимость реконструкции фундаментальных первопринципов бытия русской культуры: православного византизма, евразийского континентализма, славянства и русизма. В качестве выразителей этой тенденции можно назвать такие фигуры как Николай Данилевский, Константин Леонтьев, Владимир Ламанский, Иван Аксаков, наконец, поэт и дипломат Фёдор Тютчев. Позднее, уже в рамках белой эмиграции XX в., оформляется евразийское движение, которое продолжило начатую интегральными консерваторами XIX в. критику петербургского периода русской истории за евроцентризм и западничество.

В советский период со временем оформился тот же раскол на ситуационных и интегральных консерваторов. Ситуационным советским консерватизмом, ориентированными на защиту сложившего в СССР статус-кво, советских государственных институтов и господствовавшей идеологии марксизма-ленинизма, можно считать брежневизм и таких его деятелей как сам Леонид Брежнев, Михаил Суслов, Егор Лигачёв. Одновременно в Советском Союзе имелся и русский интегральный консерватизм, носителями которого являлись мыслители почвеннического направления, в частности, писатели-деревенщики. Центрами их консолидации стали журналы «Молодая гвардия», «Наш современник», «Москва», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Писатели-деревенщики пытались, в том числе, реконструировать и тот общинный народническо-социалистический идеал, который подспудно лежал в основе Советского государства наряду с западным по происхождению марксизмом.

Оба подхода к пониманию консерватизма снова воспроизвели себя уже в постсоветской России. Ситуационный консерватизм сосредоточился на защите тех государственных институтов, которые успели сложиться за короткий исторический промежуток времени существования новой российской государственности. Разумеется, эти институты уже несли на себе отпечаток не марксизма, а либеральной демократии. Думается, что этот институциональный консерватизм правомерно отождествить с политическим реализмом. Идейная связь постсоветских институтов общества и государства с западным либерализмом стала, в свою очередь, предметом критики новых интегральных консерваторов, нацеленных на воссоздание корней самобытной русской культуры.

Выдвинем тезис, что оптимальной моделью будушего консервативной идеологии является преодоление идущего из XIX века противоречия между ситуационным и интегральным консерватизмом. Для того, чтобы это противоречие было преодолено, требуется постепенно снимать отчуждение между подверженной западничеству государственностью и собственными корнями, лежащими в основе русской цивилизации. Преодоление противоречия между нацеленным на сохранение существующих государственных институтов ситуационным консерватизмом и ориентирующимся на сохранение целостности истоков интегральным консерватизмом позволит решить ещё целый ряд проблем. Прежде всего, речь идёт о проблеме синтеза традиций и новаций. По нашему мнению, идея развития представляет собой одно из начал русского бытия, являясь, тем самым, частью русской традиции. Однако русское развитие, понимаемое как стремление вперёд и вверх, в отличие от западного модерна не сопряжено с процессами десакрализации и атомизации. Тем самым, возврат к корням России не означает отказа от новаторства, наоборот, оно будет иметь своим следствием раскрепощение творческого потенциала народа. Наконец, преодоление отчужденности ситуационного и интегрального консерватизма откроет дополнительные возможности для реализации социально-консервативной стратегии, поскольку, опять же, одной из фундаментальных исконных ценностей русской культуры является социальная правда, народная справедливость, солидарность.

В заключение обратим внимание на вопрос терминов. Возможно, имеет смысл говорить не просто о консерватизме, а о неоконсерватизме, с тем чтобы подчеркнуть его отличие от классической консервативной идеологии, где есть противопоставление, во-первых, ситуативности и интегральности; во-вторых, традиции и развития; наконец, в-третьих, политической «правизны», символизирующей вертикальное иерархическое измерение социальной жизни, и «левизны», олицетворяющей собой ценности справедливости, солидарности, равенства.

Автор статьи: Максим Сигачёв

Статья впервые опубликована 2 мая 2015 г. в паблике CONSERVATOR

Логика глобальной депопуляции (читай – геноцида)

Или: чего хотят Швабы? Клаус Шваб в представлении не нуждается, он уже стал символом, (хотя пока дышит и̶ ̶п̶р̶о̶и̶з̶в̶о̶д̶и̶т̶ ̶С̶О̶2̶), потому сразу к делу. Шваб и его многочисле...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...