Фильм "Викинг" (также как "28 панфиловцев") вскрыл давно известную знающим людям картину - Россия потихоньку излечивается от великовозрастного инфантилизма, но водички в попах ещё очень и очень много.
В обоих фильмах полно, даже с избытком, очень досадных ляпов, но, как я уже писал, они заставили вскрыться множество неадекватов, которые органично неспособны воспринимать реальность, хоть нонешнюю, хоть давешнюю, адекватно, мужественно и спокойно, без истерик. Даже, если эта реальность им лично не нравится.
Вопрос о роли норманнов одновременно очень сложен и очень прост.
Он прост в том отношении, что в реальности так и было - норманны пришли, завоевали, поработили. Они продавали местных в рабство на далёкую чужбину, паразитировали на межплеменных усобицах и провоцировали их, требуя в качестве дани не только пушнину, но и рабов, и только потом, после того, как дальняя торговля в силу многих причин сильно подсократилась, частью вернулись домой, частью (весьма значительной) остались на Руси и совершили в союзе с прибившимися к лесостепи кочевниками (торки, берендеи, севрюки, чёрные клобуки) феодальную революцию - "окняживая и примучивая" славянские, балсткие и финно-угорские племена, а проще - наполняя пустоши вокруг постепенно запустевающих приречных опорных пунктов на пути из Варяг в Греки зависимыми людьми - холопами и изгоями. Одновременно славянское "княжьё всякое" потихоньку вливается в ряды завоевателей на правах вассалов, также обрастая зависимыми людьми, и активно участвуя в усобицах по дележу пирога в великокняжеской семье и не только. И вот в процессе этой феодальной революции пришлые викинги очень неспешно, мало-помалу ославянились. Примерно за лет за четыреста, ибо даже в 14 веке новгородские архиепископы страшно серчали, что многие горожане самым подлым образом "водють детех своих варязьскому попу на причастье". Лингвист С.Л. Николаев даже пришёл к выводу, что у скандинавов на Руси сложился свой диалект древнескандинавского языка.
Эта картина истории очень простая и логичная, но поцриотам она внутренне претит: никакого гламура! Не такой должна быть история ВЕЛИКОЙ РОССИИ! Это не сакральное НАЧАЛО ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОГО, а какая-то куча дерьма, в которой копошились предки, отчаянно пытаясь выжить и отбиться и от пришлых, и от родных людоедов и кровопийц - а хрен, как известно, редьки не слаще. Эта картина начала русской истории инфантилов совершенно не устраивает, ибо её основная мораль проста как мычание: без труда не выловишь и рыбки из пруда, пахать надо, оказывается, что великая страна рождалась в чудовищных и кровавых муках усобиц, внешних вторжений и больших несправедливостях к маленьким людям. Ничего похоже на светлые родноверческие образы. Ничего от картин Рериха. НИЧЕГО. Только боль, грязь, труд и кровь.
В чём же сложность норманнского вопроса? В том, что он до крайности политизирован турбо-караул-супер-мега-пупер-патриотами, у которых представления о раннем средневековье находятся на уровне мультика про мишек Гамми. В лучшем случае они прочитали одну-две книжки и носятся с ними, как с писаной торбой, ощущая в себе свет неопровергаемой истины. С другой стороны, норманнский вопрос крайне усложняется целой корпорацией лже-историков-карьеристов, которые нашли себе хлебосольное занятие - держать и не пущать, разоблачать происки врагов и бдить за идеологическими диверсиями. Три четверти моих коллег - это не монахи науки, а отвратительные приспособленцы, интриганы, которым историческая истина до одного места, лишь были "часы" и поборы со студентов. Отдельные представители этой публики (самые умные) способны за рюмкой чая сказать: "Старик, ты кругом прав, всё так и было, но пойми, не та сейчас атмосфера социально-политическая, не та!".
Между прошлыми турбо-патриотами времён Ломоносова и нонешними есть большая разница: Ломоносова можно извинить тем, что тогдашний уровень развития исторической науки, для развития которой он сам сделал немало, был столь низким, что ошибиться было немудрено, да и реальная политика 18 века тоже таила в себе немало сюрпризов от национальности монарха, чему ярчайший пример Пётр III Фёдорович, а потому опасния Михайло Васильича, что "как бы не было б нашему Отчеству какого династийного урона от немецких выдумок", были тогда небеспочвенны.
Нонешние поцриоты - это банальные неучи, которые просто тупо ничего не читают, и не знают, что массив литературы, посвящённой исследованиям эпохи викингов в целом и викингам на Руси в частности, циклопического объёма, и в отличие от писулек антинорманистов, это очень добросовестные работы. В большинстве их нигде прямо не говорится, что норманны создали Древнерусское государство, но общая совокупность огромного множества фактов и наблюдений, взаимосвязей и сопоставлений неопровержимо сие доказывает.
Археологическая изученность территории России по сравнению с Европой оставляет желать много лучшего, но и нынешних знаний о географии и распределении поселений 8-11 вв. вполне достаточно, чтобы сделать однозначный вывод: как только на реках Русской равнины где появляется хотя бы крохотное поселеньице у самого уреза воды с минимальными скандинавскими находками (а то и без оных), как все окрестные поселения запустевают. Вдоль Пути из Варяг в Греки и вдоль Пути из Варяг в Арабы простиралась сплошная зона отчуждения - все спасались от свирепых викингов в непроходимые глущобы, покидая даже останцевые чернозёмы владимирских (и прочих) ополий.
Классический пример - смоленское Гнёздово, где располагался крупнейший перевалочный и опорный пункт викингов в Восточной Европы. Здесь отдыхали после трудного пути по верховьям Днепра и Ловати, других порожистых и мелких речушек, готовились к плаванию вниз по Днепру, где река становится более полноводной. Раскопками Гнёздова три десятилетия руководил Д.А. Авдусин - притча во языцех, а не археолог, который получил прямое указание о партии и правительства не пущать никого из коллег в Гнёздово, материалы раскопок не публиковать, отделываясь махонькими статейками в "Археологических открытиях", ибо процент скандинавских находок был до неприличия большим. Но сменились времена, Союз распался, денег не стало, а тут из Швеции приехали спонсоры. И на старости лет Авдусин переобулся в прыжке: теперь он уже в упор не замечал в Гнёздово славян! Мол, всю лепную посуду, что нашли, слепили славянские рабыньки, а вот славян-мужичков что-то археологически не прощупывается!
Сейчас Гнёздово копает адекватная Т.А. Пушкина - святая женщина.
Круг археологов-профессионалов очень узок, и все друг друга хорошо знают, и знают у кого какая вавка в голове, кто какой финт может отмочить. Чтобы у вас было хотя бы некоторое представление об этом гадюшнике, почитайте статьи правдоруба А.А. Формозова (как его только не убили ещё коллеги-карьеристы-бракоделы - не знаю - Бог хранит). Поэтому, и при чтении сугубо археологического текста надо лапшеснималку держать включённой и постоянно думать о том, какая вавка в голове у автора? - тогда всё становится ясно, что он там утаил, "не заметил", что ему привиделось на пустом месте и т.д. И заметьте, я говорю столь нехорошие вещи о профессионалах, которые хотя бы минимально, но верны научной добросовестности, а что уж говорить о многочисленных "любителях древностей российских", имя которым легион, и кои долбануты на всю головушку? Там ваще полный аллес капут и шайзе по самую черепную коробочку.
Поэтому ультранорманизм в среде археологов даже определяемых как норманолюбы (ленинградская школа во главе с Г.С. Лебедевым) - находится под публичным табу - никто не хочет связываться с сонмами идиотов, для которых набор генов первых русских князей и их дружинников настолько важен, что аж кушать не могут.
Но за рюмкой чая, да у костра, даже малой дискуссии не бывает: все всё давно поняли и толочь воду в ступке уже никому из серьёзных археологических мужиков не интересно - норманнский вопрос уже давно удел недоучившегося коекакерного офисного планктона и старпёров-охранителей, которые больны великовозрастным инфантилизмом, и пытаются выжать из истерик по поводу норманнов немножко бабла и пять минут славы.
Поэтому, как только кто-то вам вдруг будет говорить, что не норманны создали древнерусское государство, знайте - перед вами неадекват: согласно кивайте, не расстраивайте человека, а то он с ножом кинется, и такое бывало.
Оценили 11 человек
15 кармы