Россия vs мировая англосаксонская элита. Часть 26 Архетипы англосаксонской судебной системы. Арахна, Афина и Посейдон, суд Париса, Аполлон и Марсий. Римское право

5 3612


Значение античной (древнегреческой и древнеримской) культуры в том, что ее достижения определяли и определяют до сих пор содержание и основные формы духовной культуры «западного» мира. (с)

Посмотрим на архетипические образы решения споров,  конфликтов и вынесения судебных решений, лежащих в основе англосаксонского правосудия. Все решения, которые прикрываются красивыми фразами и штампами о гуманизме и справедливости, на деле основываются и выносятся совсем по другим основаниям и законам. Мифы Древней Греции дают вполне ясное представление об этих основаниям и законах. Причем это уже причесанные и прилизанные литераторами и христианством рассказы.


Итак,

Арахна и Афина 

- самосуд, суд Линча, решение сильным в свою пользу с наказанием противоположной стороны



На всю Лидию славилась искусством вышивания и ткачества Арахна — дочь красильщика тканей из Колофона. Часто собирались нимфы полюбоваться ее работой. Арахна пряла нити, подобные туману, ткала ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткачества.

Арахна страстно желала состязаться с Афиной. Ее отговаривали от столь дерзкого поступка, но Арахна никого не слушала. И пришла сама богиня Афина, услышав об этом.

Началось соревнование. Великая богиня выткала на своем покрывале величественный афинский Акрополь, изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, были судьями в этом поединке. По углам покрывала изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а по краям выткала гирлянду из листьев оливы.

Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из любовных похождений Зевса, показывая богов слабыми, одержимыми человеческими страстями. По краям выткала Арахна гирлянду из цветов, перевитых плющом.

Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях видно было неуважение к богам. Страшно разгневалась Афина, разорвала она работу девушки и ударила ее челноком.

— Живи, непокорная. Но ты будешь пауком, который будет ткать день и ночь.

Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.


 Афина и Посейдон

- при споре между двумя сильными все издержки падают на народ: войны, бедствия, несчастья, потери

Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города — Афину  или  Посейдона.

Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами — Афиной и Посейдоном. Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил схитрить и их их спора извлечь пользу  и предложил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет.

Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне. За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево.

Когда в городе появилось оливковое дерево, а в другом месте вода, царь Кекропс послал в Дельфы и по велению оракула поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона, а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше.

Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имени матери и никто не должен был называть женщин афинянками. Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября), и этот день афиняне изымали из календаря.


Суд Париса

- лоббирование, подкуп


Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь.

Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды.

Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную, дочь громовержца Зевса и Леды, и жену Менелая, царя Спарты. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.


И, наконец, жуткая история, произошедшая во Фригии

Аполлон и Марсий

- суд специально подобранных присяжных, необъективность, изменение правил по ходу судебного заседания по воле сильнейшего, несоразмерная жестокость наказания, садизм в исполнении


Однажды летним днем молодой пастух Марсий, сын знаменитого музыканта Гиагна, лежавший на зеленой траве в родной стране Фригии, услыхал вдали звуки музыки, такие нежные и волнующие, что затаил дыхание и стал слушать. Это Афина, сидя на берегу ручейка, училась играть на флейте - авлосе, но, наклонившись над прозрачной водой, увидела свои надутые щеки и искаженные черты и с негодованием бросила флейту в воду, поклявшись никогда больше к ней не прикасаться.

Марсий имел неосторожность подобрать флейту, которую выбросила и прокляла Афина за то, что игра на ней искажала ее лицо. Марсий быстро освоил этот инструмент, все хвалили его искусство, и он возгордился настолько, что счел себя в силах состязаться в музыкальном искусстве с самим Аполлоном, непревзойденным мастером игры на лире.

Аполлон в сопровождении девяти муз, покровительниц поэзии и музыки, и фриийского царя Мидаса появился перед пастухом и предложил подтвердить свои слова делом. 

Аполлон принял вызов, но дерзость Марсия задела его, и он поставил условием, что победитель имеет право заживо ободрать побежденного.

Музы предложили Марсию начать первым, и он очаровал всех своей игрой. Музы воздали ему заслуженную похвалу, а потом пригласили Аполлона превзойти соперника, если это ему удастся.

Бог схватил свою золотую лиру и заиграл на ее струнах.

Прежде чем вынести окончательное решение, музы решили послушать соперников еще раз, и они заиграли снова, но на этот раз Аполлон присоединил к звукам лиры свой божественный голос, и музы признали его победителем.  Мидас же, который, будучи близким по духу и вкусам Марсию, вынес приговор в его пользу.  Но 9 больше, чем один, поэтому Марсия посчитали проигравшим, хотя Аполлон и нарушил условия спора - он не только играл, но и пел. 

А вот как рассказывает эту легенду историк Диодор Сицилийский:

"Аполлон и Марсий поспорили, кто из них доставит больше удовольствия и произведет большее впечатление своей игрой на музыкальном инструменте. Их судьями были музы. Первым играл на лире Аполлон. Затем Марсий продемонстрировал свою игру на двойной флейте, и судьи, очарованные мелодичностью и новизной звука, отдали ему предпочтение.

Тогда во второй попытке Аполлон решил соединить игру на лире с пением и получил наибольшее количество голосов.

Марсий сказал, что в споре речь шла об игре на инструменте, а не о пении, и было бы несправедливо противопоставлять одно искусство двум.Тогда Аполлон ответил, что использовал те же средства, что и Марсий: рот и пальцы.

После третьей попытки Аполлон вновь был признан победителем.

Тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами

Из кожи Марсия сделали бурдюк и повесили в гроте у его родного города Келены во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

Когда горные нимфы узнали о страшной смерти своего любимца, они зарыдали и пролили такие потоки слез, что они превратились в реку, названную Марсий, в память о прекрасном музыканте.

Судьба Марсия вдохновила многих античных и европейских художников, особенно их привлекала сцена жестокого наказания.

Комические поэты, используя историю Марсия, создали образ самонадеянного невежды, и он стал бурлескным персонажем.




История Марсия была очень популярна как назидательный рассказ. Статуи, изображавшие растерзанного Марсия стояли на городских площадях античных городов , где приводились в исполнение приговоры, а во всех римских колониях эти статуи помещали  рядом с трибуналом. Его казнь изображали на геммах, медалях, ваяли статуи, рисовали картины. Причем многочисленные статуи распятого Марсия стояли в государственных учреждениях Рима.




В период римского господства этот миф рассматривали как аллегорию беспристрастного, но непреклонного правосудия.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • //Прав тот - у кого больше прав // (Чингисхан). . Грибы.
  • Состязание Аполлона и Марсия - первый конкурс Евровидения! И традиция несправедливого судейства имеет античные корни! :relaxed:
    • mmv
    • 23 ноября 2018 г. 02:09
    Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать. (с)
  • Не в бровь, а в глаз!