Страна, не осознавшая своей судьбы в истории – как в уже минувшей, так и в будущей, не разобравшаяся в причинах и сути пережитых ею потрясений, не вынесшая уроков из своего прошлого, не имеющая ясной, отвечающей характеру и чаяниям своего народа картины будущего, и не выработавшая плана построения этого будущего – иными словами: страна, лишённая национальной идеологии народного благоденствия – обречена на смерть. Христиане верят в конец света и Второе Пришествие Христа, Который придёт тогда судить все народы, всех живых и мёртвых. Жизнь всех государств, цивилизаций и народов на этом завершится. Но в том-то и дело, что Россия (читатель понял, что под страной, не имеющей исторического самосознания и идеологии, подразумевается именно она), если ничего не изменится, может сойти с дороги истории задолго до этого (вместе с другими странами-неудачниками), и остальное человечество (так называемый «золотой миллиард») будет доживать свой век и встречать Второе Пришествие уже без неё[1]. Не правда ли – безрадостный и неожиданный сценарий для страны, народ которой много веков являлся и является до сих пор самым многочисленным и верующим народом-хранителем истинной апостольской веры христианской – православия, для страны, которую называли в прошлом «Третьим Римом» и «Русью святой»?
[1] Это предположение не противоречит учению Церкви о том, что «малое стадо» верующих церковных христиан доживёт до конца света. Оно может состоять из русских, но уже не имеющих своей страны и государственности, или из представителей других поместных православных Церквей.
Почему это может произойти не является тайной за семью печатями. Только наивные люди могут верить в сказки о том, что у нас нет геополитических противников, что нас окружают «партнёры» и навязываемое ими мироустройство по их режиссуре сулит нашей стране счастье и процветание. Красная нить циничной, последовательной и беспощадной борьбы Запада против России расчерчивает всю историю нашей Родины, начиная с Александра Невского (крестоносцы, шведы – первое открытое масштабное нашествие), продолжая двумя «горячими» войнами и двумя революциями с гражданской войной в первой половине ХХ века и заканчивая «холодной» войной с разрушением СССР во второй его половине, современными, инспирированными США, событиями на Украине, идущей сейчас санкционной войной. Созданный Западом во главе с США «международный терроризм», из-за которого Россия была вынуждена ввязаться в войну в Сирии, а также, не исключено, что и бушующая ныне коронавирусная пандемия – очередные и новейшие дьявольски изощрённые проекты западных «партнёров», с помощью которых они пытаются навести окончательный порядок на планете, при котором на пути реализации их аппетитов уже не будет стоять Россия как государство, ни другие приговорённые ими к уничтожению страны. Всем уже очевидно, что в войне Запада против России не было, нет и не будет перерывов и мирных полос – эта война ведётся без передышки, без устали, всеми средствами – как горячими, открытыми, так и «гибридными», «иезуитскими».
Всестороннее и неопровержимое с точки зрения логики и исторических фактов объяснение причин извечной, родовой, глубинной враждебности Запада к России содержится в трактате «Россия и Европа» выдающегося русского мыслителя Н.Я. Данилевского, признанного на этом же Западе родоначальником т.н. «цивилизационного подхода» к изучению истории (в современной мировой и российской историософии этот подход возобладал над господствовавшим в XX веке марксистским искусственным «формационным» воззрением на всемирный исторический процесс). Вся книга пронизана этой темой, но ей посвящена и отдельная пространная глава – вторая, под названием «Почему Европа враждебна России?». Ограничимся кратким перечислением и объяснением этих причин.
Первая и самая главная причина – присущая народам Западной цивилизации на этногенетическом уровне такая черта национального характера как насильственность. Она тесно связана с другой родовой чертой западного культурно-исторического типа[1] - индивидуализмом. Насильственность и индивидуализм проистекают из полагания своего собственного миропонимания (включая нравственность, справедливость) высшим и непререкаемым критерием и находят своё практическое воплощение в прихватывании чужого, не стесняясь в средствах, если это чужое плохо лежит, если владелец слаб, если есть уверенность в безнаказанности за разбой. (Эта черта проявляется как в сфере межличностных отношений, так и в действиях государств этой цивилизации во всём мире, как например: опиумные войны Великобритании в Китае, торговля неграми, геноцид индейцев, атомные бомбёжки Японии, бомбёжки Сербии, устранение неугодных режимов в странах третьего мира, экономические диверсии и финансовая экспансия по всему миру, поддержка русофобии и нацизма на Украине и прочее и прочее).
Вторая причина – инстинктивная одержимость Запада маниакальным страхом перед сильной и огромной по своей территории[2] Россией. Незнание России, неспособность её узнать в силу природной агрессивности (только любовь к предмету позволяет исследователю доподлинно изучить этот предмет, этот принцип действует как при научном познании действительности, так и в личных отношениях), являет Западу идеальную почву для разукрашивания России в цвет своих собственных пороков, комплексов и грехов. Гордец и сластолюбец неспособен (потому что незаинтересован) видеть в других людях добродетельные черты характера, противоположные своим греховным чертам, все окружающие его люди в его очах – такие же, если не большие, сластолюбцы и гордецы. Эти вставленные бесом в глаза возлюбившего грех человека льдинки, уродующие его впечатления о людях, помогают ему угождать страстям, не задумываясь над возможностью и необходимостью исправления, освобождения от своих греховных наклонностей. Ведь если весь мир живёт как я, значит я «в порядке», всё нормально, можно грешить дальше. Таким же образом и хулиганствующие по всему миру Европа (в прошлых веках) и США (в XX-XXI веках) предпочитают в России видеть такого же хамоватого, ловкого и циничного хулигана как они сами, достойного себе соперника в переделе мира, захвате чужих территорий и ресурсов. Поэтому и действуют против этого своего мнимого конкурента без оглядки на всякую этику и «нормы дипломатии» - по принципу «не зевай», «кто успел, тот и съел», «с волками жить – по волчьи выть».
Третья: Европа не признаёт нас своими[3]. Русские (в целом – все славяне) для европейцев – чуждое, загадочное и поэтому угрожающее явление. Это единственная цивилизация на планете, с которой по внешним, расовым признакам («бледноликость» и т.д.) европейцы не видят отличий от самих себя, но и инаковость, невмещаемость которой в привычные для них цивилизационные лекала также не могут не замечать. Хуже того, попытки завоевать, подмять под себя, уничтожить, ассимилировать эту странную цивилизацию у европейцев многократно не удавались. «Европа видит поэтому в Руси и в Славянстве не чуждое только, но и враждебное начало[4]».
Если Западу на протяжении нескольких веков не посчастливилось методом «горячей» войны победить-поработить-ассимилировать Русь-Россию, то средствами «мягкой силы» ему удалось достичь немалых результатов. Речь идёт о так называемой «культурной экспансии», заключающейся не столько в механическом проникновении и распространении ценностей западной цивилизации в среде обитания иного народа, сколько в «перепрошивке» сознания представителей этого народа (начиная с высших слоёв, естественно), превращения этого сознания из самобытного национального в общеевропейское. Следует учитывать, что согласно теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, не все иностранные заимствования вредоносны. К полезным и нужным относятся методы науки и её открытия, технические приёмы и усовершенствования искусств и промышленности[5]. Недопустимым является заимствование и насаждение чужих форм народности, быта (язык, одежда и весь внешний облик, неправославные вероучительные и обрядовые нормы[6], нормы взаимоотношений людей в семье и в обществе, произведения литературы и искусства и т.п.), заимствование иностранных учреждений, а также взгляд на свою жизнь с иностранной точки зрения, что Н.Я. Данилевский называет «европейские очки»[7]. Вот эти три подражательства – сокращённо: быт, учреждения, «очки» – Данилевский описывает как «болезнь русской жизни» и нарекает ей имя «европейничанье».
Пётр I, с деятельностью которого связывают первое и в общем-то самое масштабное цивилизационное нашествие Европы на Русь («открыл окно в Европу»), страдал этой болезнью в её пиковой стадии. Известно, что Алексей Михайлович, отец Петра, освободившись из-под влияния патриарха Никона, во второй половине своего правления весьма расположился к западноевропейской культуре – к тому времени уже не просто католической и протестантской, любовь к которой тоже была бы несовместимой с обликом православного монарха, а хуже – обмирщвлённой, расцерковлённо-католическо-протестантской. С подачи Артамона Матвеева – близкого к царю боярина, женатого на голландке, поклонника западных обычаев – при царском дворе устраивается театр на европейский манер, основным языком постановок был немецкий, осуществлялся синхронный перевод. Драматургом и режиссёром театра был назначен Иоганн Готфрид Грегори – пастор лютеранской церкви в Немецкой слободе.
Если европейничанье Алексея Михайловича, второго Романова, отца Петра, которое можно квалифицировать как европейничанье начальной стадии, носило «просвещённый» и локальный характер (его ареал распространения ограничивался царским двором), то болезнь сына[8], страдавшего заболеванием в жесточайшей форме, довела его самого до состояния крайнего морального разложения и непотребства, а также была им принудительно распространена на всю верхушечную часть общества, которая в принципе должна была бы выполнять роль национальной элиты. Болезнь европейничанья (европофилия) оказала сильнейшее разрушительное воздействие на здоровье всего русского государственного организма, раскромсав единый (по признакам православия и национальной самоидентификации) доселе русский народ на две противостоящие друг другу части, можно сказать, на два «человечества»: 1) «колонизаторов»: безбородые, в европейских камзолах и кальсонах мужчины, женщины в декольте, ведут нецерковный и как правило нравственно разнузданный образ жизни, с презрением относятся ко всему «доморощенному» и 2) «аборигенов» – традиционно выглядящих, живущих и верующих русских людей. Особенно пострадала Церковь. Пётр ослабил её, подчинил её государству, подорвал её авторитет в народе. Кратко перечислим его деяния, которыми он снискал славу низвергателя христианства, разрушителя Церкви, а в простом народе и Антихриста:
- систематическое, регламентированное продолжающееся на протяжении многих лет омерзительное надругательство Петра над Церковью в «сумасброднейшем, всешутейшем и всепьянейшем соборе»;
- переплавка колоколов на пушки;
- запрет на созыв собора для выбора нового патриарха после смерти патриарха Адриана в 1700 году, упразднение института патриаршества в 1721 году;
- учреждение «Святейшего синода» (первоначально «Духовной коллегии») для возглавления Церкви. Церковь подчиняется государству через обер-прокурора, контролирующего «Святейший Синод»;
- учреждение «Приказа протоинквизиторских дел» в качестве дополнительного надзорного за Церковью органа;
- ликвидация «патриаршего приказа» и восстановление «монастырского приказа» – ограничение прав Церкви в распоряжении своим имуществом, фактически передача его государству;
- существенное ограничение функций и прерогатив церковного суда;
- введение клятвенной присяги духовенства на верность императору, превращение духовенства в «служилый класс»;
- священники обязывались доносить властям на злоумышленников на основании информации, полученной во время исповеди, то есть принуждались к нарушению правила тайны исповеди;
- предписание обязательной ежегодной исповеди прихожан, которая должна фиксироваться в «вероисповедных книгах». Священники должны были строго учитывать не бывавших на исповеди и доносить о них не только церковным, но и светским властям. Выход из православия строго карался; Церковь превращалась в бюрократическую структуру государства с функцией надсмотра за паствой;
- Церковь перестала выполнять функцию печалования и заступничества за народ перед властями;
- введение мер по сокращению численности белого духовенства;
- прекращение канонизации святых;
- наказание каторгой за распространение «ложных» слухов о чудесах (для Петра I все чудеса были ложными);
- разрешение браков с инославными;
- превращение монастырей в «общественно полезные» учреждения (богадельни, приюты для инвалидов, умалишённых преступников), ограничение численности монастырей и монашества, запрет держать в кельях бумагу, перья и чернила.
Итак, самый выдающийся «европеец» и «европеизатор» Руси оказался и самым неистовым врагом христианской веры и Церкви. Нетрудно убедиться, что это – не совпадение, не случайность. Если взять предшественников Петра, то, например, упомянутый выше любитель немецкого театра отец его, поддерживая в качестве главы государства грубые церковные реформы своего «собинного» друга и молитвенника патриарха Никона, стал по сути сотворцом трагедии русского христианства и русского народа, которая называется «Раскол».[9] Среди же преемников Петра Алексеевича, представителей династии Романовых, восседавших на российском престоле в XVIII и XIX веках, также нелегко найти русофилов. Считая ниже своего достоинства брать жён из русских семей, они, женясь на иностранках, в каждом последующим поколении уменьшали свою русскость на генетическом уровне и увеличивали свою нерусскость на культурном, мировоззренческом уровне, всё более и более интегрировались в Европу через разветвлённую сеть родственных связей.
Удавалось ли этим «до мозга костей европейским» русским правителям совмещать с европейничаньем образцовое христианское житие, церковность, благочестие, попечение о Церкви? Категорический ответ – НЕТ!!! Ни в личной жизни, ни в государственной церковной политике.
В отношении вопроса так называемой симфонии Церкви и государства: ни один из Романовых не только не стал восстановителем неправедно разрушенного их предком каноничного строя церковного управления, но даже не оставил после себя в истории ни одного свидетельства, демонстрирующего, что лишённая главы, униженная и превращённая в винтик государства Церковь вызывала у него хоть какое-то сочувствие, желание изменить ситуацию. Никто из Романовых ни разу не поставил об этом вопрос![10] Никто не дал объективной и христианской оценки аморальной личности и антицерковной деятельности Петра I или Екатерины II. Разве история не подвела жирную черту под вопросом о радении Романовых о благе Церкви тем фактом, что Церковь восстановила Патриаршество сразу же после свержения с престола последнего представителя этой династии? Причём созыву Поместного Собора не помешало даже сменившее «хороших» Романовых «плохое» временное правительство![11]
Для оценки степени личного «благочестия» потомков Петра I можно рассмотреть личную жизнь Александра II и Николая II.
Император и Самодержец Всероссийский Александр Второй, «Царь-освободитель», глава государства с почти стомиллионным православным населением (!), при живой супруге императрице на протяжении 14 лет сожительствовал с любовницей – княжной Екатериной Михайловной Долгоруковой. Греховная связь, которая по церковному называется прелюбодеянием, началась в 1866 году, когда императору было 48 лет, а Екатерине – 19. Законная супруга Мария Александровна, родившая императору 8 детей и болеющая чахоткой, была вынуждена терпеть его «слабости» до своей смерти в 1880 г. Долгорукая приезжала на свидания в Зимний, где для встреч была выделена тайная комната. Позднее пара перестала таиться, и Долгорукая была поселена в Зимнем дворце над царскими покоями. Больная и непривлекательная Мария Александровна проживала этажом ниже. За прелюбодеяние по церковным правилам на согрешившего должно было налагаться прещение – отлучение от причастия на 15 лет. Интересно, причащался ли русский православный царь с 1866 года?[12]
Николай II. «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты». В духовных нуждах, а особенно в проблемах и бедах императорская чета прибегала за утешением, советом и помощью не к доступным для них в то время известным духовникам и светочам православия, таким, как Иоанн Кронштадтский или будущие новомученики, не пользовалась их духовным окормлением, не связывала себя с ними узами дружбы, а привлекала к себе различных магов, гадалок, экстрасенсов, прорицателей, целителей и псевдостарцев, присваивая им статус ни много ни мало «посланников Бога», воздавая им фанатичное религиозное почитание. Последним из них был Григорий Распутин. Александра Фёдоровна в переписке с мужем называла его «наш Друг», «наш новый Друг» или «наш второй Друг». «Первым другом» был мсьё Филипп (Низье Антельм Филипп) – известный французский целитель, оккультист и масон, член Верховного совета ордена мартинистов[13], во Франции за незаконную медицинскую практику преследовался полицией, был осуждён. По настоянию Филиппа Николай II повелел руководству Военно-медицинской академии в Петербурге выдать ему диплом доктора медицины. На медиумических сеансах по желанию царя Филипп «вызывал» дух его отца Александра III, который «советовал» сыну крепить дружбу с Францией и подталкивал его к войне с Японией[14].
Однако не для этого он был выписан из Франции императором и поселён в Царском Селе, а для того, чтоб с помощью своих сверхъестественных способностей помочь царице родить сына, так как после рождения Александрой Фёдоровной в 1901 году четвёртой дочери, её (и императора) озабоченность рождением наследника перешла в одержимость. После ряда гипнотических сеансов с мсьё Филиппом царица почувствовала, что беременна. О беременности было объявлено официально. Через несколько месяцев «беременности» императрица дала согласие на медосмотр, который установил, что ребёнка нет и не было[15]. Надо было как-то объяснять всей стране, куда делся ребёнок императрицы. В официальном «Правительственном вестнике» 21 августа 1902 г. было опубликовано сообщение о выкидыше. Филиппу Низье не оставалось ничего другого как покинуть Россию.
Ученик (духовный сын) Филиппа Низье – Папюс также духовно окормлял чету последних Романовых. Папюс (Жерар Анаклет Венсан Анкосс) – известный французский оккультист, основатель ордена Мартинистов, автор книг и статей по магии и каббале, разработчик одной из систем карт Таро. В Россию приезжал для чтения лекций по магии и оккультизму и для консультирования Николая II, когда в разгар революции 1905 года царь находился в смятении и растерянности перед выбором мер для успокоения волнений. Папюсом были организованы ложи Мартинистов в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве.
При всём этом Господь не раз поставлял на жизненном пути Николая Александровича Своих верных служителей, наделённых подлинными духовными дарами. В жизни Николая II не раз складывались обстоятельства, когда в непосредственном контакте с ним оказывались причисленные в ХХ веке к лику святых христианские подвижники, праведные люди и выдающиеся деятели православной Церкви того времени. Однако ни одна из этих встреч (все они случились не по инициативе Николая) не только не повлекла за собой дружбу и продолжительное общение царя (или царицы) с кем-то из православных светочей того времени, но даже не вызвала с его стороны желания пригласить их к разговору, провести с ними время в доверительной духовной беседе.
Отец Иоанн Кронштадтский, в ХХ веке канонизированный Церковью как святой праведный, уже при жизни, с середины 1880-х годов, пользовался громадным всероссийским почитанием как духоносный и молитвенный пастырь, молитвенное заступничество которого перед Господом за больных было невероятно действенно. В октябре 1994 г. пути Николая Александровича, ещё цесаревича, и отца Иоанна пересеклись в Ливадии (Крым) при скорбных обстоятельствах – всенародный пастырь находился у одра умирающего Александра III, причащал его, а непосредственно перед смертью по его просьбе возложил на его голову обе свои руки.
Священномученик Серафим Чичагов (прославлен в 1997 году), духовное чадо о. Иоанна Кронштадтского, будучи ещё отцом Леонидом (до пострижения в монашество с именем Серафим) получил через блаженную старицу Пашу Саровскую, знавшую лично Серафима Саровского и бывшую с ним в постоянном общении, указание самого преподобного доложить Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления.
О. Леонид понял, что выполнить поручение преподобного можно, записав и собрав все сведения о жизни, подвигах преподобного Серафима, о его значении в жизни народа, издав этот труд и передав его императору. Он осуществил это дело, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» была издана в 1896 году и преподнесена Государю, что повлияло на решение вопроса о прославлении преподобного. На торжествах по прославлению Серафима Саровского в 1903 году Николай II и архимандрит Серафим (Чичагов) находились рядом друг с другом. Митрополит Серафим был расстрелян в 11 декабря 1937 г. на полигоне НКВД в подмосковном посёлке Бутово[16].
Безусловно, значительную роль в этом немыслимом с христианской точки зрения выборе наставников и, в целом, в печальном (и трагичном[17]) устроении духовной жизни семьи Николая II сыграла огромная популярность магизма, эзотерики и масонства в высшем обществе того времени, в том числе именно в семьях ближних родственников Николая II, а также мистический склад психики императрицы Александры Фёдоровны. Но ведь Александра Фёдоровна – принцесса Гессен-Дармштадская Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса, внучка английской королевы Виктории – воспитывалась вне православия, в традициях лютеранства, то есть фактически уже вне христианства[18]. Сложно укорять «Аликс» в невоцерковлённости, в том, что её личная психическая экзальтированность, подверженность мистицизму направили семейный корабль по ложному духовному курсу[19]. Ведь не вызывает сомнений, что вся ответственность за духовную жизнь семьи лежит на мужчине, главе семьи, особенно же много от него требуется, если он берёт в жёны носительницу нерусских, неславянских цивилизационных ценностей, представительницу чужеродной неправославной религиозной традиции. Если бы глава семьи обладал таким качеством, как воцерковлённость (это и приверженность христианскому благочестию; и ревность о семейном церковном укладе жизни с четырьмя в году многодневными постами и еженедельными постами в среду и пятницу, с ежедневным чтением утренних и вечерних молитв, Евангелия и Апостола, с исправным посещением церковных служб, не исключая всенощные, с приобщением к таинствам, с духовным окормлением; и богословская эрудиция, знание святоотеческой литературы и житий русских святых, и всё это на фоне горячей молитвы к Богу и его угодникам) у него был бы шанс «вытянуть» на верный маршрут семью, пустившуюся в плавание по морю житейскому и государственному в столь неблагоприятных исходных условиях: 1) общественное положение – таящее в себе массу соблазнов и искушений ощущение всемогущества, присущее находящимся на вершине власти людям, наличие возможностей реализовать любые свои желания; 2) жена – неправославная, представительница чужеродной культуры; 3) окружение – нецерковное, испорченное европейничаньем, достатком, праздностью, пороками, увлечённое оккультизмом, магией. Даже если и уж так случилось, что Николай Александрович оказался в силу поверхностного церковного воспитания лишённым вышеуказанных качеств подлинно воцерковлённого человека, то тем не менее его (вместе с семьёй и вместе с государством) всё же могло бы спасти и воцерковить в конце концов ещё одно качество, если бы оно у него было. Это любовь к родной земле и к родному народу. Не формально-официозная, торжественно-парадная, а подлинная, глубокая, заставлявшая бы его размышлять над недугами своей земли, над способами их исцеления, изучать и впитывать в себя историю, судьбу, жизнь и… верование народа, составлявшее корень его нравственного бытия, основу его ментальности, быта и государственности[20]. Но, к сожалению, этой любви не суждено было достучаться до сердца Николая Александровича, оно было занято любовью ко всему европейскому, а на практике эта его любовь вылилась в ориентированность на любовь к супруге и к личному семейному счастью, ведь как уже говорилось, индивидуализм – онтологическое свойство европейской жизни.
Выше говорилось о том, что ни один из Романовых не поднял вопрос о восстановлении каноничного строя управления Церковью, у Церкви при Романовых более 200 лет не было ни Патриарха, ни соборов[21]. Первые Романовы организовали Раскол и последовавшее за ним обезглавливание и государственное порабощение Церкви. Перед трагическим финалом своего 300-летнего правления их последний представитель Николай сумел добиться дополнительного ухудшения Её положения, хотя, казалось бы, ведь и так оно должно было мучать совесть православного правителя! 17 апреля 1905 года Николай Второй подписал Указ «Об укреплении начал веротерпимости», расширявший права инославных и иноверных исповеданий, старообрядческих и сектантских религиозных общин. Фактически Православная Российская Церковь лишалась своего «господствующего» положения и вставала в ряд с иноверными исповеданиями. При этом среди всех религиозных организаций Она оказалась единственной интегрированной в государственный аппарат и находящейся под жёстким контролем государства.
Итак, проверка пленённых «сиянием» Европы правителей России из династии Романовых Алексея Михайловича, Петра I, Александра II и Николая II на предмет отношения к Церкви и на предмет личного благочестия наглядно показывает взаимосвязь европейничанья с нецерковностью, с поверхностным, «розовым» христианством что в сущности есть не что иное как антицерковность и антихристианство. Эта выявленная нами закономерность чётко коррелируется с рассмотренными выше положениями теории культурно-исторических типов Данилевского о вреде заимствований в сфере народного быта и о европейничании как о болезни русской жизни[22]. ЕВРОПЕЙНИЧАНИЕ НЕСОВМЕСТИМО С ИСТИННЫМ ХРИСТИАНСТВОМ!
Посмотрим теперь на очень болезненно переживаемый чадами Русской Православной Церкви текущий момент церковной жизни. Заметим, что большинство церковных людей шокированы и удручены не смертельной угрозой, якобы исходящей от коронавируса – они были готовы противопоставить этой угрозе главное оружие Церкви Христовой – соборную молитву, более интенсивную, напряжённую духовную жизнь (тем более сейчас Великий Пост), сердцевиной которой безусловно является таинство причастия Пречистых Тела и Крови Христовых. А чем же они удручены? Во-первых, сначала священноначалие издало указы, повсеместно, показательно, всенародно, регламентированно и систематически оскорбляющие эту главную церковную святыню, Самого Христа, под видом хлеба и вина пребывающего в Евхаристической чаше. «От Христа можно заразиться, Христос не всесилен перед инфекцией[23]» – вот первый подтекст распоряжений Патриарха о дезинфекции лжицы. «В Чаше нет Христа[24]» – вот второй возможный «месседж» священноначалия своей пастве. Вся патриархийная рать (в лице медийных священников, обслуживающих патриархию мирян, «православных журналистов») тут же, без страха (Божьего) и сомненья встала под ружьё, чтобы всеми средствами казуистики и демагогии, всеми правдами и неправдами[25] обличить «не по разуму ревностных», научить верующих, как им теперь следует верить, объяснить, что «всё нормально», «ничего особенного», «а разве кто-то думал по-другому?». Во-вторых, есть все основания опасаться, что, побыв три недели свидетелями издевательства над таинством Евхаристии, уже не только престарелые, но все православные будут лишены возможности быть (и причащаться) в храме на Пасху, в свой главный христианский праздник.
Вот это-то тщедушие упования церковных вождей (это в первую очередь не религиозное, а санитарное, биологическое упование), это их саморазоблачение как слабых в вере и испугало православный народ больше, чем угроза для своей жизни от разбушевавшейся эпидемии. Если случилась такая незамедлительная, организованная и дружная капитуляция всего лишь «страха ради «COVIDейского»», из-за какого-то вируса, чего же ожидать от «пастырей добрых» во времена прихода Антихриста? Кто нами руководит? Опять те же нецерковные, поверхностные, «розовые» христиане?
А давайте проверим Патриарха с помощью уже испытанного метода – «триадой»: преклонение перед Европой – отношение к Церкви – личное благочестие (воцерковлённость).
В отношении Патриарха к Церкви мы видим чуть ли не «петровский» жёсткий, «шоковый» авторитарный стиль руководства, не стесняющийся в средствах, не смущающийся возможной реакцией верующих, или вовсе не озабоченный думами о последствиях своих деяний. Двумя кульминационными проявлениями этой стратегии «слона в посудной лавке» стали: нынешняя атака на Честны́е Тело и Кровь Христовы и Гаванская встреча.
О первом проявлении было сказано только что. Братание же патриарха Кирилла с папой Римским Франциском в Гаване 12 февраля 2016 года знаменательно двумя главными знаковыми пунктами.
Первый: нарушение принципа соборности Церкви. Православная Церковь признаёт латинян за еретиков[26] и за всё время патриаршества на Руси ни один из первоиерархов русской Церкви не опустился до контактов с папами, боясь душу свою погубить, Церкви навредить и имя своё в истории испоганить. Встреча патриарха Кирилла готовилась тайно (по признанию самого патриарха о ней знало с российской стороны всего 3 человека), решение о ней принималось без участия архиереев РПЦ. Об «исторической» встрече было объявлено всего за неделю до неё — 5 февраля. 3 февраля, всего за два дня до этого завершил работу Архиерейский собор РПЦ, на котором о встрече не было сказано ни слова.
Второй принципиальный момент: попрание 9-го члена Символа Веры о Церкви: Верую во ЕДИНУ (что по-русски означает ЕДИНСТВЕННУЮ) Святую Апостольскую Церковь. У католиков нет Церкви, так как не может быть двух Церквей, Церковь – одна, это записано в Символе веры. И католики – не христиане, так как христианства нет без Церкви!!![27] Папа Франциск, как и все его предшественники после 1054 г., узурпировал (противозаконно присвоил) для своей организации титул «Церковь» и титулы «христианская», «христианство», «христиане». Встреча с ним на уровне Патриарха легализует это узурпаторство, и поэтому является преступлением против Церкви. Единственные переговоры с Папой, которые может вести наша Церковь – это переговоры на уровне заместителей Патриарха о принятия католиков в лоно православия после принесения ими покаяния в своих заблуждениях. Никаких братаний, лобзаний, совместных молитв[28] и совместных деклараций не может быть до этого покаяния. Иначе – православным Патриархом сеется вселенский соблазн о том, что православие и католицизм близнецы-братья, Церкви – сёстры, их разделяют какие-то взаимные (!!!????) недомолвки, исторические пережитки. А ведь этими утверждениями испещрена вся совместная Гаванская декларация.
Кроме соблазна, в который ввергает Патриарх чад своей Церкви и православных людей по всему миру, ужаснейшая бесчеловечность и безжалостность проявляется к самим этим несчастным католикам. Взгляните. Умалчивание о еретичности латинства, о повреждённости католической догматики и духовной практики, ложь, что они такие же христиане, как и православные, призывы к ним «вместе нести свидетельство Духа истины»[29], «братски соработничать для возвещения Евангелия спасения»[30], совместно осуществлять «миссию проповеди Евангелия Христова в современном мире»[31] – богомерзское, недостойное не то что иерарха, пастыря, а даже рядового христианина дело, так как этой ложью и замалчиванием перечёркивается наипервейшая христанская заповедь о любви к ближним! Если уж ты вступаешь не просто в общение с католиками, а в совместные дела с ними и называешь их братьями, то они безусловно становятся твоими ближними, и использовать их в своих целях, зная про их болезнь и делая вид, что болезни нет – просто-напросто нечестно и бесчеловечно. Причём предосудительным такое равнодушное отношение к инвалидам, к физически, умственно и душевно неполноценным людям является даже по критериям светской этики, не говоря уже о христианских критериях. С точки зрения же христианина, католики должны стать как раз объектом просветительской миссии Патриарха[32], а не равноценными соработниками православных в «проповеди Евангелия Христова миру», в передаче детям «драгоценной жемчужины веры» !!! Если вывод о том, что Патриарх Кирилл до такой степени лишён христианского, да и просто человеческого духа любви к ближним нам представляется слишком невероятным, тогда нет другого объяснения его подписи под данной декларацией, кроме как укоренённое в нём искреннее, несомненное, устоявшееся его мнение, что католики действительно не больны ничем, нет никакой ереси латинства, а есть «исторически унаследованные нами разногласия»[33] и католики ни в чём не уступают и не ущербны перед православными!!!!! Как вам дилемма? Других вариантов, кажется, нет[34].
Итак, в вопросах отношения к Церкви, глава которой – Христос, а тело – паства[35], Патриарха Кирилла характеризует такая же «красноармейская» «удаль молодецкая» в резании по живому, которая была присуща как Петру Первому, так и Алексею Михайловичу с Никоном. Однако, факты говорят о том, что он превзошёл и первого, и вторых. Пётр I в своём «Всешутейшем и всепьянейшем соборе» глумился над церковными институтами, об издевательстве над реальным Причастием (Телом и Кровью) достоверных сведений нет, а если таковое и было, то это издевательство происходило за закрытыми дверями, среди собутыльников Петра – не показательно и всенародно, как сейчас. Алексей же Михайлович и Никон со своим расколом явно не дотягивают до уровня нынешнего Патриарха – ведь они посягали на значительно менее значимые, в общем-то – действительно обрядовые, формальные детали: где должно быть три пальца при складывании ладошки для крестного знамения – вверху или внизу, в какую сторону ходить вокруг храма крестным ходом – по солнцу или против солнца, сколько раз петь Аллилуйя – 2 или 3, как писать имя Христа – Исус или Иисус. Но они не залезали в Чашу с Телом и Кровью Христа, не инициировали сомнений, что то, ради чего была Тайная вечеря Христа с учениками в четверг перед распятием, ради чего стали потом стоять на земле храмы, ради чего туда веками идут верующие – Евхаристия, Причастие – на самом деле «немного не то», что христиане всё время думали[36].
Личное благочестие. Только что речь шла о соглашательстве Патриарха по принципу «и ты прав, и ты прав» (признание католиков за Церковь, равночестную Православной Апостольской) и о безразличии его к тому, какую реакцию вызовут его действия и приказы в среде его паствы (Гаванская встреча, санитарные меры в отношении Тела и Крови). Всё это распространяется и на вопросы личного христианского благочестия. В этом читатель сможет убедиться, посмотрев видео, ссылка на которое приводится в примечании[37], где запечатлено, как православный пастырь, христианин (и к тому же монах) в среду[38] потребляет мясо оленины. Как и в случае с католиками, общаясь, братаясь, сотрудничая с которыми Патриарх утаивает факт и трагизм их болезни – ереси латинства, так и с оленеводами Чукотки – Патриарх вводит бесхитростных малопросвещённых в православной вере крещёных чукчей[39], свою паству, в заблуждение, утаивая от них, что христиане в среду (скорбя о предательства Христа) и пятницу (скорбя о распятии Христа) воздерживаются от мясных и молочных продуктов. Поедая мясо в среду, он внушает им и миллионам телезрителей, которые увидели сюжет по телевизору, что про пост можно забыть (как про точно такой же пережиток прошлого, как и какие-то давно забытые «разночтения» с католиками), а монахи могут есть мясо[40].
Теперь, если окажется, что при своей нецерковности, нелюбви и беззаботном пренебрежении к догматам православия, Патриарх является также и европофилом, мы сможем констатировать, что выдвинутая нами теория о том, что расцерковлённость всегда наблюдается там, где есть европейничанье (теория, основывающаяся на учении Н.Я. Данилевского и на исторических фактах), в лице Патриарха находит очередное своё подтверждение.
Послушаем выступление Патриарха Кирилла в Московской городской думе 29 марта 2016 года[41].
Вот он объясняет, как плохо сделали при Хрущёве, разрушив в Москве старые здания там, где сейчас Калининский проспект. Европейцы так не поступают.
«Вот представьте себе замечательные особняки — кстати, некоторые из них были в стиле московского барокко. Вот они уничтожены — что-то осталось, но ведь не так, как в западных столицах. Вы ходите по Вене, и вы понимаете историю народа, историю искусства. Вам сразу понятно, почему Моцарт так писал музыку. Да потому что вот он, живой Моцарт, в виде зданий, выполненных в стиле барокко, вот она, музыка Моцарта! Или, созерцая романские или готические соборы, вы понимаете, что это целая эпоха со своей философией, со своей жизнью. А потом что было? А потом пришли ренессанс, барокко — это целая история философии, история жизни. А если все уничтожить? – Ничего нет. Вот мы попытались это сделать в определённый момент нашей истории в XX веке — последствия тяжелейшие.
Я говорю: берегите старую Москву, пожалуйста! Никакие утилитарные цели не должны подтолкнуть к тому, чтобы разрушались старинные сооружения, здания, памятники, потому что в Москве очень мало всего осталось. Мы любим Москву, но, как сказал мне один просвещённый европеец, «ну да, Кремль, ну да, несколько кварталов, а дальше-то что?» Вот так своими руками мы уничтожили нашу историческую столицу.»
Здесь Патриарх противопоставляет просвещённую Европу варварским русичам, разрушающим свой исторический город. Перед этим он описал, как упоительно и трогательно ходить по улицам городов Европы, где остались старинные здания, стоявшие при Моцарте. Это явное европейничанье!!!!!! Патриарх, гуляя по улицам Европы, мысленно слышащий музыку Баха и Моцарта при созерцании барокко, рококо и ренессанса, составляющих «историю жизни» (!!!) забыл, что это – та самая Европа (США – отпочковавшаяся от неё её часть), которая всю свою историю занимается: а) колониальным и постколониальным ограблением третьего мира; б) организацией различных войн и диверсий против Руси-России-СССР-РФ – горячих, холодных, санкционных, культурных, идеологических, финансовых, нефтяных, и прочих. Только за счёт этого и на этом, на страданиях и нищете остального мира, в том числе нашей многострадальной страны, строится её внешний блеск и притягательность. Опять-таки, почему-то Патриарх за своей любовью к Моцарту и к старинной европейской архитектуре не видит (или не хочет видеть) ту гниль и плесень (например, парижский журнал «Шарли Эбдо» или Кончита Вурст), к которой пришла современная культура Европы, постепенно, поступательно и последовательно отдалявшаяся от христианства с помощью театров и звучащей в них музыки того же Моцарта[42]?!
Также Патриарх забывает и про то, что русская архитектура в Москве, о которой он вроде бы печётся, пострадала вследствие крушения Российской государственности, до которого довели Россию европофилы Романовы, и вследствие прихода к власти большевиков, которые также являлись поклонниками Европы, только на более глубоком уровне – они заимствовали не её образ жизни, а её философско-идеологические разработки – марксизм и коммунизм. Так что, Ваше Святейшество, не следует делать из Европы нечто белое и пушистое, а из России – неотёсанное и варварское. Всё как раз наоборот. Эти ли искажение сознания и противоречащую логике предубеждённость в пользу Европы против России не назовём европейничаньем?
Далее. Русские не только враги культуры и древней архитектуры. Они ещё и небоскрёбы нормальные строить не могут. Неумёхи. Бездари.
«Сейчас мы, конечно, будем строить красивые дома. Вот и у вас напротив небоскрёб построили. Но ни один человек не приедет в Москву, чтобы посмотреть на этот небоскрёб. Никому в голову не придёт из Австралии ехать в Москву, чтобы посмотреть на это чудо, потому что в других местах небоскрёбы лучше. Они поедут в Сингапур, Гонконг, Дубай и там будут смотреть небоскрёбы».
Далее Патриарх с воодушевлением и со глубоким владением реалиями европейской жизни читает московским депутатам лекцию о том, как хорошо устроено в Европе местное самоуправление, как жители домов, организованные в «кондоминиумы», распоряжаются своими средствами, решая на общем собрании, сколько денег потратить на подземный паркинг, на ремонт ржавых труб, и никто без их воли не может распоряжаться их деньгами! А у нас что? – Люди не знают, куда выделенные на капремонты деньги утекают. Как же хорошо жить в Европе, почему у нас всё так не по-людски?
Перейдём к политике.
Антироссийский Майдан на Украине, в 2013 г. мастерски срежиссированный американцами с помощью в том числе их католической резидентуры, породил геноцид части русского народа, проживающей на временно отделённой от России территории – малороссов Донбасса, этот геноцид продолжается по сию пору уже 6 лет. В молитве, которая по благословению Патриарха на каждой литургии читается во всех храмах России, это американо-нацистское истребление мирного населения называется «междоусобной бранью». Кого Патриарх боится обидеть?
Также из мутных вод майдана всплыл на поверхность вурдалак и американская марионетка Порошенко, продолживший и развивший дело «кровавого пастора» Турчинова, поклявшийся бомбёжками загнать детей Донбасса в подвалы и лишить их тем самым обучения в школах и счастливого детства. Этой личности Патриарх Кирилл направил поздравительную телеграмму[43] в связи с «избранием» (!!!!) его на пост Президента Украины.
Патриарх Кирилл не явился на торжественный акт присоединения Крыма к России, на котором присутствовали главы других основных вероисповедований (мусульмане, евреи). За шесть лет, прошедших с этого дня, он ни разу не посетил Крым. Кого Патриарх боится обидеть?
Патриарх постоянно встречается с послами (правильнее их назвать «резидентами») нашего главного геополитического противника – США – и беседует с ними[44],[45],[46]. Кроме этого, каждому новоизбранному президенту США почему-то отправляет поздравительные телеграммы[47],[48],[49] (!!!!!), а также встречается и проводит переговоры с американскими президентами.
Когда в том или ином штате Америки происходит ураган на побережье, трагедия в школе (массовое убийство) и т.д., на имя президента США Патриарх обязательно направляет телеграмму соболезнования.
Если всё это называется теперь у нас любовью к России и ко всему русскому, а не европейничаньем, то дела наши совсем плохи.
Вместе с тем, удивляться западническому мировоззрению Патриарха Кирилла не стоит. Он был любимым учеником и личным секретарём митрополита Никодима (Ротова), главы Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), филокатолика[50].
В 1971 г. (в возрасте 24 лет) Кирилл Гундяев возведён в сан архимандрита и командирован в Женеву представителем Московского Патриархата при Всемирном совете церквей. С этого момента поездки и долговременные командировки будущего патриарха за границу не прекращались. По его собственному признанию ему удалось побывать в более чем 115 странах, что составляет около 60% от числа государств в мире.
Пандемия коронавируса скоро закончится. Однако не будет ли она использована нашими врагами для того, чтобы спихнуть Россию в ещё более худшее положение, чем то, в котором она находилась до эпидемии? В первой части статьи было показано, почему Запад испытывает неискоренимую враждебность к России, указывалось, что эффективными способами нанесения России непоправимого ущерба в последние десятилетия являются войны нового типа – так называемые гибридные, в которых огромную роль приобретают методы информационного, психологического, экономического и политического давления на противника. В качестве проводников этих методов воздействия в России Запад может использовать своих законспирированных агентов, так называемых «спящих», которые, находясь на весьма влиятельных постах в различных сферах экономики, политики, культуры И РЕЛИГИИ (!) смогут постепенно подготовить, а затем и осуществить запланированные нашими противниками мероприятия. Будем бдительными! Именно человека, пленённого европейскими «прелестями» (культурными, технологическими, демократическими и т.д.) Западу легче всего поймать на свою удочку, сделать из него предателя, проводника своих интересов. Используя теорию культурно-исторических типов Данилевского, мы вывели из исторических реалий России, что европейничанье в человеке несовместимо с любовью к Церкви, с подлинным христианским благочестием. И эта закономерность делает вирус европейничанья на порядок более опасным.
Будем же молиться о том, чтобы пандемия европейничанья прекратилась наконец на нашей русской матушке-земле, чтобы заражённые наши церковные и государственные руководители наконец-то вылечились от этой болезни, приобрели иммунитет, никогда более бы не цепляли эту заразу. Пусть лучше вирус русофильства бродит по Европе и инфицирует её элиту, мы не против – от этого нам была бы только польза.
[1] Теория культурно-исторических типов – научное открытие Н.Я, Данилевского, его выдающийся вклад в историческую науку. Изложена в книге «Россия и Европа», в частности в главе V.
[2] Данилевский даёт описание так называемого «ландкартного давления», которое со стороны России испытывают на себе иностранцы: «Взгляните на карту - говорил мне один иностранец, - разве мы можем не чувствовать, что Россия давит на нас своею массою, как нависшая туча, как какой-то грозный кошмар?» (2:1)
[3] Так называется один из параграфов второй главы книги «Россия и Европа»
[4] РиЕ 2:30 – здесь и далее при ссылках на книгу Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» применяется универсальный алгоритм ссылок: первое число – номер главы книги, число после двоеточия – номер абзаца.
[5] РиЕ 5:17
[6] Имеется в виду, что заимствование истинной веры (православное христианство) – наоборот, приветствуется, это как раз случай Руси - произошло заимствование христианского вероучения от Византии при кн. Владимире. Апостольское православие – не форма народности, выработанная греками, а божественное откровение. А вот католицизм – это уже форма искажения истинного христианства народными началами европейцев, то есть уже не христианство, не откровение.
[7] РиЕ 11:7
[8] Весьма немаловажным в контексте данного рассуждения является то, что мать Петра I, Наталья Нарышкина, являлась «птенцом гнезда» того же вышеупомянутого западника Артамона Матвеева, воспитывалась в его доме, где в 1670 и была представлена Алексею Михайловичу. Свободно говорила на немецком. Принимала участие в спектаклях, которые ставили в доме Матвеева на немецком языке. Ради неё (возможно, по её просьбе) при дворе Алексея Михайловича был создан театр, о котором говорилось выше.
[9] Рана, нанесённая этими двумя деятелями народной душе не уврачёвана до сих пор, роль этой язвы в сползании страны на катастрофичный, полный катаклизмов исторический путь огромна. Ближайшим и непосредственным результатом раскола (и последующего низложения Никона) стало серьёзнейшее ослабление Церкви, в том числе в результате уничтожения наиболее ревностных, глубоко верующих и несоглашательски настроенных чад её. Авторитет института Патриаршества был подорван. Вряд ли в принципе были бы возможны в XVIII веке антицерковные реформы Петра в случае, если бы Никон и Алексей Михайлович в XVIII проявили бо́льшую рассудительность в продвижении мероприятий по исправлению церковных обрядов.
[10] Напомним, что в огромной степени своим воцарением Романовы обязаны Церкви в лице патриарха Гермогена.
[11] Большевики в самые дни избрания Патриарха были заняты совершением своего переворота.
[12] Отлучён от причастия Александр II должен был быть даже раньше - Долгорукая была не первой его незаконной любовной связью.
[13] Мартинизм - одна из наиболее распространённых форм эзотерического масонства. Орден был основан в 1890 году во Франции Жераром Энкоссом (1860-1916), более известным под своим эзотерическим именем "Папюс"
[14] Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней
[15] Объективная медицинская информация об этом неврологическо-акушерском эпизоде содержится в архивном деле Кабинета Его Императорского Величества Николая II.
[16] Современниками Николая Александровича были и другие видные церковные деятели, в последствии принявшие мученический венец во время наступивших после свержения монархии гонений на Церковь. Это священномученики Андроник (Никольский), Фаддей (Успенский), Владимир (Богоявленский), Пётр (Зверев), Онуфрий (Гагалюк), Гермоген (Долганев), Вениамин (Казанский), Роман (Медведь), Иларион (Троицкий). Некоторые из них, например сщмч.Гермоген (Долганев), сщисп. Роман (Медведь), сщмч. Владимир (Богоявленский) были Николаем II подвергнуты санкциям за обличение распутинщины.
[17] Имеется в виду роль Распутина в дискредитации царской семьи и в приближении краха империи.
[18] О том, что католики и протестанты – не христиане см. например: Сщмч. Иларион Троицкий. Христианства нет без Церкви.
[19] Курсу, приведшему к гибели не только сам этот корабль, но и Империю.
[20] Ранее указывалось, что невозможно продуктивно и глубоко изучать предмет, знать его, не любя его. Верно и обратное. Невозможно любить предмет не изучая его, не зная его глубоко и исчерпывающе. Когда мы любим предмет, не зная его, мы на самом деле любим не предмет, какой он есть в реальности, а своё (как правило любезное нам) представление о нём. То есть любим себя.
[21] Последний при Романовых собор состоялся в 1689 г. До собора 1917 г. прошло 227 лет.
[22] Если кому-то из читателей хочется оспорить логику рассуждений автора статьи, а также теорию Данилевского, просим указать на нестыковки. И во-вторых, пусть несогласный приведёт хотя бы два примера правителей России, раболепствовавших перед Западом и принесших огромную пользу России и её народу. Можно смягчить условия задачи, одновременно облегчив понимание абсурдности предположения, выдвинутого в задаче: приведите примеры западных руководителей государств, преклоняющихся перед Россией и одновременно прославленных вкладом в процветание своих народов.
[23] Прости, Господи!
[24] Прости, Господи!
[25] Пример откровенной казуистики одного из патриархийных деятелей: «речь идёт не о Святых Дарах, но о Чаше и лжице».
[26] Соборно принятое в 1848 г. «Окружное послание единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам» гласит: «Нововведённое мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, — еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное и богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви — беззаконно». Также см.: Святые отцы о католицизме http://www.grso.ru/articles/svyatye-otcy-o-katolicizme.html
[27] Подробнее об этом см. в уже приведённом ранее источнике: Сщмч. Иларион Троицкий. Христианства нет без Церкви.
[28] А совместные молитвы, несмотря на усилия патриархийных пропагандистов это отрицать, были, и они запечатлены в декларации, подписанной совместно Папой и Патриархом: «Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира» (п. 11), «обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево» (п. 30).
[29] Совместная гаванская декларация, п.28
[30] Там же, п.28
[31] Там же, п.24
[32] Это соглашательство Патриарха по принципу «и ты прав, и ты прав» распространяется и на вопросы личного христианского благочестия, об этом будет рассказано ниже, в связи с поеданием им мяса.
[33] Декларация, п.7
[34] В «Официальном разъяснении Отдела внешних церковных связей в связи с обращениями по поводу встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском», доступном на сайте патриархии http://www.patriarchia.ru/db/text/4431333.html, католики, хоть и косвенно, но всё же называются еретиками: «Патриарх и Папа не участвовали в каких бы то ни было совместных литургических действиях и не возносили совместных молитв, поэтому ссылки на недопустимость совместных молитв с еретиками в соответствии с канонами Православной Церкви в данном случае абсолютно неуместны». (О лживости утверждения, что совместных молитв не было см. примеч. 27)
[35] Паства – не только тело Церкви. Благодаря Евхаристии она становится телом Христа.
[36] Господи, помилуй! Да не будет!
[37] https://www.youtube.com/watch?time_continue=6119&v=EQFOWmU5X_w&feature=emb_logo
[38] Так называемой «сплошной седмицы» (как, например, «Масленица», т.е. последняя неделя перед Великим постом, или Святки – праздничные недели после Рождества), в тот день не было.
[39] Из хозяев дома (юрты - яранга) язычество исповедует только глава семьи, Александр Борисович, хозяйка же Полина Леонидовна и старшие дети - крещены в православии.
[40] Подробно о визите Патриарха к оленеводам, о миссионерстве, посте, любви к гостям и о странной медийной кампании, растиражировавшей факт поедания Патриархом мяса в пост – см. в нашей статье «Выбор Патриарха» http://www.grso.ru/articles/vybor-patriarha.html
[41] https://www.youtube.com/watch?v=fOV7TfM9akg
[42] О взаимосвязи классической музыки и дехристианизации общества см. нашу статью «Оперное пение как болезнь "европейничанья" русского искусства»: http://danilevsky.ru/dokladyi-konferentsiy/opernoe-penie-kak-bolezn-evropeynichanya-russkogo-iskusstva/
[43] http://www.patriarchia.ru/db/text/3660751.html
[44] Джон Теффт 19 ноября вручил верительные грамоты российскому президенту Владимиру Путину. 21 ноября предстоятель РПЦ МП принял Теффта в своей резиденции в Даниловом монастыре. (https://ria.ru/20141121/1034535136.html)
[45] 16 ноября 2017 года в Москве в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с новоназначенным Чрезвычайным и Полномочным послом США в РФ Джоном Хантсманом. Патриарх среди прочего сказал Хантсману: «Американские люди очень религиозны. Посещая в то время Соединённые Штаты, я любил приходить в простые приходские храмы разных конфессий и видеть, как люди молятся. Я осознавал, что мы с этими далёкими американцами имеем общие ценности. А когда слушал какие-нибудь атеистические передачи по радио и телевидению в Советском Союзе, я понимал, что у нас нет общих ценностей с теми, кто обращается к нам с таким посланием. Та большая симпатия, которую можно было видеть в России в 90-е годы к Западу, в том числе к Соединённым Штатам, полная, я бы даже сказал, наивная открытость опиралась на осознание наличия у нас общих ценностей. Людям в нашей стране говорили, что американцы — враги, империалисты, но они чувствовали, что это же христиане». (http://www.patriarchia.ru/db/text/5062875.html)
[46] Святейший Патриарх Кирилл 3 июля 2009 г. принял Чрезвычайного и Полномочного Посла США в России Джона Байерли http://www.patriarchia.ru/db/text/687175.html
[47] Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поздравил Барака Обаму со вступлением в должность Президента Соединенных Штатов Америки. 21 января 2009 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/534820.html
[48] Патриаршее поздравление Бараку Обаме с переизбранием на пост Президента Соединённых Штатов Америки 8 ноября 2012 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/2576172.html
[49] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Дональду Трампу с избранием на пост Президента Соединённых Штатов Америки 9 ноября 2016 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/4665100.html
[50] Насколько нам известно, информация о том, что митр. Никодим был тайным католиком, пока не имеет неоспоримого документального подтверждения.
Оценили 7 человек
9 кармы