Резной узор оконцев руских

1 7137

Стоит отъехать на несколько километров от крупного города, подальше от однотипных многоэтажек с пластиковыми окнами и железными дверями, как глазу открывается необыкновенный простор и манящая древность деревянных домиков с замысловатыми узорами. В каком бы состоянии не был дом, а видишь, что за оконными наличниками хозяин следит в первую очередь.

И это неспроста. Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращённое к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым, так как оно своего рода визитная карточка, отличающая тебя ото всех остальных.

При этом может показаться, что деревянное ажурное кружево вокруг окон простое украшение – как макияж на лице современных красавиц – чтобы нравится прохожим. Однако раньше ничего не делалось просто так, всё имело смысл. Безспорна эстетическая функция наличников. Но важнее была защитная - наличники служили защитой от сквозняков и шума, так как ими прикрывали щели между оконной коробкой и стеной. А резные символы оберегали дом от вторжения злых сил и привлекали энергии добра к его жильцам.

Как известно, двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. И каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье безопасность и достаток. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя обережными символами.

Образы, запечатлённые в наличниках, можно найти в руской народной вышивке или писанках.

Определённые элементы резьбы зачастую можно было увидеть на всех домах одной деревни или села. В другом селе мотивы резных наличников на окнах могли быть уже совсем другими. Чем дальше друг от друга находились эти населённые пункты, тем сильнее отличались по внешнему виду резные наличники на окнах.

Во второй половине 20 века, с развитием транспорта, печати, телевидения и других средств коммуникации, орнаменты и виды резьбы, присущие ранее одному какому-либо региону, стали использоваться и в других. Началось повсеместное смешение стилей.

Собиратели сказаний

В наши дни всё больше людей обращают взор к своим историческим корням, интересуются традициями и культурой предков. И резные узоры, украшающие деревенские избы, как наглядный кусочек истории привлекают любознательные и пытливые умы.

Создан даже Виртуальный музей резных наличников, где собрано множество фотографий наличников с разных регионов нашей страны и представлена их классификация.

Становится популярным искать такие дома и рассказывать о них жителям мегаполисов. К примеру, некоторое время назад учитель географии и собиратель руских сказаний – Листвина Наталья стала выкладывать свои снимки оконцев руских в Инстаграм. Некоторые из её фотографий представлены ниже.

посёлок Палех, Ивановская область

село Пурех, Нижегородская область

посёлок Пестяки, село Мыт, Ивановская область

село Соймицы, Ивановская область

Когда появились наличники

Можно утверждать, что период популярности резных наличников на Руси приходится на вторую половину 19 века. А вот факт их первого появления в истории не зафиксирован. Ни в каком веке это произошло, ни в каком городе – достоверно не известно.

Появление наличников принято связывать с несколькими ключевыми моментами, а именно - с развитием стекольной промышленности, удорожанием тёсанных досок и развитием инструментов для деревообработки. Всё это отсылает нас к 18 веку, самое раннее к его началу. А что же раньше?

Иван Хафизов, создатель Виртуального музея резных наличников считает, что они, хоть и в своём упрощённом виде, но были и раньше.

Такие выводы он сделал на основании картинки из книги 1955-го года (Сухов Д.П., Максимов П.Н. «Деревянное зодчество Горьковской области»):

и текста из 1916-го (Красовский М., «История русской архитектуры»), можно копнуть немного поглубже. Читаем:

«Что касается художественной обработки окон, а именно дощатых наличников, украшенных порезками и наружными ставнями (…), то они могли получить широкое применение лишь в послепетровскую эпоху (…). До этого же времени, рама окна («колода») обычно не закрывалась наличником, и порезки делались непосредственно на ней (…). Колоды такого типа могли устраиваться лишь в хозяйственных сооружениях (из-за особенностей конструкции), в жилых же и вертикальные и горизонтальные части делались из отдельных брусьев (…).

Зазор снаружи закрывался бруском или широкой украшенной порезками тесиной, которая составляла венчающую часть наружной обработки окна».

Конструкция и символы наличника

Несмотря на кажущуюся простоту, наличник – это сложное по конструкции сооружение.

Каким бы по внешнему виду наличник не был, у него всегда имеются четыре основных элемента.

Параллельно плоскости стены располагаются две вертикальные доски - боковины (3), и две горизонтальные доски, фризовая (2) и подоконная (4). Не путать её с подоконником, который находится не снаружи, а внутри помещения.

Сверху их прикрывает прикреплённый под углом к стене карниз (1). Его функция – защита от попадания в возможные щели стекающей по стене дождевой воды. Карниз изготавливают из одной или двух досок, во втором случае верхняя доска делается несколько больше нижней, но встречаются и исключения.

Красоту, разнообразие, а зачастую и неповторимость наличникам придают такие дополнительные элементы, как «уши» (6) и подзор, или завершение (7), навершие, или кокошник (5), расположенные по бокам кокошника, а иногда, дополнительно, и по его центру фигурки берегинь (9). Иногда на месте фигурок берегинь могут размещать что-то другое, например, звериные знаки, знаки солнца. По бокам подзор ограничивают «серьги» (8). Иногда серьги настолько неярко выражены, что создаётся впечатление их отсутствия. Часто «серьги» выглядят, как продолжение боковин.

Дополнительные элементы могут присутствовать как все вместе, так и по отдельности. Наличие или отсутствие их полностью зависит от фантазии и умения мастера.

Весь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на несколько групп:

- солярные символы;

- символы воды;

- символы земли (и как подгруппа – символы плодородия);

- символы-обереги;

- символы-пожелания.

Что же обозначают домовые символы? Давайте попробуем их расшифровать.

При этом следует помнить, что верхняя часть наличника (фризовая доска и кокошник) символизировала небо, нижняя часть (подоконная доска и подзор) – землю, а боковые доски (боковины) – связь неба с землёй. Кроме того, верхняя часть композиции считалась дневной, а нижняя, соответственно, ночной, так как солнце на ночь опускалось под землю. Иногда боковины выходят далеко за нижний край подоконной доски. В этом случае на выступающей части помещают символы, относящиеся к подземному, Навьему миру.

То же самое можно сказать и обо всей композиции общедомовой резьбы.

Обережные символы

Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из её имён — Берегиня.

Изображение Берегини обычно размещается в центре верхней части наличника. Её фигура обычно сильно стилизована, часто тело образовано сплетением растений, змей и т.п., но в любом случае можно угадать голову, раскинутые руки и ноги.

Если «руки» у фигурки подняты – просьба дать небесную воду и свет, с опущенными руками – обращение к Матери-Земле с просьбой об урожае. Нередко в теле Берегини помещали росток (крин) – символ зарождения жизни, плодородия.

Иногда на кокошнике по бокам Берегини либо на боковых досках располагают ещё две женские фигурки – Рожаницы.

символ "Звезда Рожаниц"

Они отвечали за благополучие семьи, рода. Их изображение, это защита «своих» от любых посягательств со стороны, а также накопление достатка и сохранения традиций.

Солнечные знаки (огненные, солярные)

Солнечные символы очень разнообразны по форме и исполнению, особенно если учитывать многовековые стилизации и упрощения. Самый древний из них – это коловрат, то есть крест с загнутыми концами. Часто его помещают в круг. Различают более 140 разновидностей солнечного колеса, каждая из которых подчёркивает какую-либо сторону солнечной функции.

Cолярные знаки – это защита от зла. Кроме того, без солнца не растут растения, нет пищи ни животным, ни людям. Так что это ещё и пожелание материального благополучия.

Грозовик, защищает от непогоды.
Повёрнутый в обратную сторону - Громовик – защита от злых помыслов.
Огневик – защита от всякой нечисти.

Повёрнутый в обратную сторону – Яровик – защита собранного урожая и домашнего скота.

Шестилучевое колесо - Перунов знак – отводит молнии.
Восьмилучевое колесо – знак Сварога – пожелание высшей справедливости и мудрости.

Нередко коловраты объединяли в комплексы-лабиринты:

Знак Рысич – защита от тёмных сил.
Рубежник – разделяет Явь и Навь с Правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные принципы.

Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.

Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце, в этом случае, изображали вот так:

дневное, на кокошниках или боковинах

ночное, на подоконной доске

Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от всякого зла.

Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка.

В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.

Знак солнца считался очень важным и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.

Знаки воды

По представлениям наших предков, воды бывают небесные и подземные. С небесной влагой на землю падают и зародыши жизни – пожелание плодовитости и богатства. Подземные воды питают растения, формируют родники и реки – опять-таки пожелание спокойной, безбедной жизни. Кроме того, через текущую воду нечисть не переступает.

Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.

Безконечник – заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.

Знаки земли

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Аграрные знаки, пожалуй, самые простые, одни из самых распространённых. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы – так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Звериные знаки

Изображения животных на наличниках наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем.

Велесов знак «Комоедицы»

Изначально Велес «заведовал» небесными стадами, а так как скот раньше был мерилом достатка, денег, то и Велес предстаёт перед нами, как бог богатства. Небесные стада проливают на землю жизнедающее молоко, отсюда ещё одна его ипостась – покровитель всей и дикой, и домашней живности.

Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни.

В Белоруссии и соседних с ней областях домовым считали настоящего ужа, живущего под печью; хозяйки называли такого ужа господариком и кормили молоком. Ужи считались охранителями посевного зерна, потому что их боятся мыши. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах.

Так же часто на наличниках можно было встретить изображение ящера или дракона.

Ящер – это змей – владыка подземных вод. Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озёр и рек.

Особенно важен ящер для тех, кто живёт на воде — озёрах и реках, и зависит от них — будь то ловля рыбы или торговый путь. Подводный хозяин может дать рыбу, а может оставить сети пустыми; может благополучно пропустить ладью с гостями, а может и утопить.

Верования в предания o драконе подтверждаются множеством изображений дракона-ящера c символами струящейся воды.

Иногда Дракон трансформируется в Щуку и выполняет роль талисмана рыбацкой удачи.

Небесная корова Земун – мать Велеса, кормилица богов. Это её молоко наполняет молочную реку, которая отделяет Явь от Ирия, а, проливаясь из вымени на землю, приносит жизнь.

Её символ – женские груди на подзоре:

и прорезное или объёмное, часто парное изображение на наличниках и внешней обкосячке дверей:

В некоторых регионах символ коровы помещали вместо Берегини, так как одновременно это ещё и символ Макоши, точнее, той её ипостаси, которая даёт жизнь. Рога коровы (в некоторых регионах лосихи, оленихи) – это солнечные лучи, защищающие от нечисти.

Конь – ещё один из популярных животных мотивов на наличниках, который символизировал силу и выносливость, и олень, который представлял долгую жизнь и состоятельность.

У многих народов птицы, такие как гуси, утки, лебеди связаны с восприятием мироустройства. Прилетели птицы – принесли на крыльях весну, то есть тепло, пищу, достаток. Прилёт гусей и уток спасал от зимнего голода, дарил надежду на урожай. Таким образом, изображение этих птиц является пожеланием материального благополучия, обеспечением защиты от неблагоприятного климата, а расположенное в нижней части наличника защищает от ночных напастей.

Лебеди
Утки. Гуси

Нередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки:

Точно также выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции, это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, приготовление пищи и пр.).

Крик петуха, это вестник восхода солнца и наступлении дня, то есть времени, когда наибольшая часть нечисти лишается сил и прячется. Таким образом, петух – это защитник от злых духов, зорко стоящий на страже «высоко сижу, далеко гляжу». Его наравне с конём часто вырезали на охлупне (деталь крыши).

Растительный орнамент

Часто является основообразующим. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие животные образы.

Вишня, символ девичьей красоты, должна была привлечь любовь. Ветка сосны - символ вечной жизни и юности. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь. Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Растительный орнамент в виде криниц (ростков), стилизованной буквы "Ж", аналогичен по смыслу Берегиням.

В советское время наличники вплоть до 1950-х годов пользовались спросом у потребителя, однако их узоры претерпели некоторые изменения. Так, солярные знаки и «перуновы колёса» потихоньку стали заменяться пятиконечными звёздами и цветочками, а парные фигурки Берегинь превратились в карточную масть пики.

Мы рассмотрели основные, наиболее распространённые символы, встречающиеся на славянских наличниках. И теперь, когда вы будете проезжать или проходить мимо дома, оконца которого обрамлены резным узором, им можно будет не просто полюбоваться, но ещё и прочесть зашифрованные там знаки.

А может быть и вы захотите украсить свои окна обережными узорами?

© Методический центр «Древо Рода»

Путин отвел Россию от края пропасти!

Российский лидер сделал важные заявления в программе "Итоги года с Владимиром Путиным", пишет dikGAZETE. Президент России также достойно ответил на провокационный вопрос британского журналис...

Америкой четыре последних года управлял «тайный орден»: на Западе обнародовали скандальную правду

Скандальную публикацию насчет уходящего президента США Джо Байдена выпустила The Wall Street Journal. Со ссылкой на многочисленных собеседников в его окружении издание делает вывод: четыре года Ам...

Обсудить
  • Не пойму где ставни,или это от региона зависит?