Попробуем разобраться в том, какое же нам готовили будущее наши фантасты, или инженеры будущего, в экранизации романа Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Фильм, под названием «Гостья из будущего» был снят на закате советской эпохи, и был пущен в эфир в Марте 1985-го года, на заре так называемой перестройки. Тех, кто смотрел фильм тогда, исподволь, на неосознаваемом тогда уровне восприятия, поразили некоторая инфантильность героев будущего, наших потомков. Несмотря на свои сверхспособности, они казались нам во многом доверчивыми и даже наивными обитателями очень развитого и безопасного мира. Полным разбором мира будущего, из которого пришла Алиса, воплощённым в фильме, занимался в студии интернет ТВ «День» некий Дионисий Каптарь, он же Дмитрий Зыкин, Ролик по ссылке: https://www.youtube.com/watch?... .
Честно говоря его и один то раз трудно досмотреть до конца, но ради опыта, который «сын ошибок трудных», стоит его пару-тройку раз внимательно изучить, на предмет наличия клинических признаков шизофрении у собеседников.
Дело не в том, что Каптарь для своих рассуждений дополняет фильм выдержками из книги. Мол Булычёв имел в виду то, да это. Казалось бы зачем толковать мастера? Что он хотел, то он и написал. Тоже и с фильмом. Картинка, возникающая в голове для дополнения умолчаний в фильме, совсем не предполагает такого лютого кипер панка, который рисует Дионисий. Якобы после планетарного масштаба войны, выжившие перестроили не только планету, но и себя успешно киборгизовали и генно модифицировали. То есть, по Каптарю, у Булычёва сплошь евгенисты и киборги правят бал. Прекрасное же Далёко, построенное ими, довольно таки жестоко.Особенно к своему прошлому, жителям которого оно, это самое «далеко», ничем не хочет помочь. Выживайте мол сами, у нас в будущем все уже построено и жестко отрегламентировано. Вмешательство в ход событий в прошлом исключено, чтобы не изменить будущее. Разрешены только анонимные проникновения за «утерянными» артефактами.
Каптарь характеризует такое общество как «весьма специфическое» и вовсе не коммунистическое. Общество где «культ интеллекта» и «власть технократов» никак не может быть коммунистическим. Да, серьёзно? Посмотрим на то как встречает «прекрасное далеко» несанкционированный визит далекого предка. За еду, проезд и справку информатория Коля не платит. Все вокруг благожелательны и открыты. (Хотя порой слишком болтливы) Цели живущих в будущем Алисы не направлены на непременное извлечение прибыли из свих действий. Нету рекламы. Да и стражей порядка что-то не видать. Никакой паранои типа «НЕ болтай!» или «Будьте бдительны, товарищи!» Мир светел, приветлив и открыт. Ну чем не коммунизм, о котором мечтали на его заре в начале ХХ-го века? А что же пираты, спросите вы?
А Космические пираты потому и космические, что на Земле порядок. Тишь да гладь, да божья благодать. Вплоть до потери бдительности. Институт времени не охраняется, к приборам прорывных технологий допущен ребенок, никаких рамок металлоискателей и аусвайсов, плюс повальная вера на слово первому встречному. Именно поэтому пиратам в попыте завладеть ценным прибором удается несколько раз обмануть жителей будущего, проникнуть в Институт Времени и растреляв робота-уборшика Вертера, переместиться в прошлое, чтобы продолжить погоню за Колей там. Для нейтрализации пиратов отправляется не рота спецназа, а хрупкая женщина Полина. Кстати, со слов Дионисия, она также как и робот Вертер, не иначе как киборг, супер-вумен, профессиональный солдат. Полина как и Вертер это отголосок прошедшей войны. Во время которой, да и после неё многие жители подверглись киборгизации, плюс были генно модифицированы для более успешного выживания в постапокалиптических реалиях планетарной войны. Жуть какая, скажете вы. Но может быть просто не так расставлены акценты?
Может на самом деле было так. Вертер гибнет просто заслоняя Колю своим телом от бластера пиратов, давая ему возможность подальше убежать, а Полина, хотя и проявляет поразительную нерасторопность и мягкотелость; никакого экшена и махания световым мечом. Что же демонстрирует Полина? Только Волю и Разум, достаточные для того, чтобы сломить сопротивление пиратов и отконвоировать их туда где им и положено находиться, в тюрьму. Никаких «мордой в пол», никакой кровожадности, только на «вы» и «будьте любезны», то есть «сдавайтесь, именем галактики вы арестованы». Никакого злоупотребления полномочиями.
Когда демонстрируется такой уровень морали и этики, может и хрен с ней, с киборгизацией? Ведь когда мораль высока, то даже при сверхспособностях обладатель оных ведёт себя очень этично. Не то что все эти марвеловские липовые супермены. Ведь все эти бэтмены, спайдермены и прочие халки, суть есть обычные обыватели со сверхспособностями, однако при этом одержимые не только многими людскими пороками но и животными страстями. Без причины ревнуют к тем кто их не принимает. Переодически то обижаются то завидуют. Постоянно алчут то славы то денег. И жестоко мстят всем и всякому кто их не понимает. Отсюда и все эти погромы с жертвами во время бесконечных разборк между собой и с посторонними. А почему? Да потому что мораль всех этих суперменов эгоистичная и мелкочастнособственическая. В поведении либо спесь, либо выгода. С такими не то что в разведку ни в коем случае, с такими на любое дело опасно идти. Предадут. А почему?
Сравним, что движет героями Марвел и героями Советских фильмов? Проведём параллель между пленным солдатом из советского сериала «Государственная Граница» , которому басмачи обещают много золота и молодых красивых женщин, славу и внимание цивилизованного мира, статьи во всех мировых газетах и признание Европы. Что общего у него с пытаемым пиратами Колей Герасимовым, которому кос. Пираты обещают тех же блага , то есть много денег, красивую машину и вселенскую славу? Для обоих нет ничего привлекательного в предложенномим богатстве и славе. А почему? Да спросите любого «нормального» молодого человека сегодня, что выбирать, смерть или деньги? Результаты неприятно вас удивят. Фраза: «-Я выбираю деньги» ещё один часто звечащий мем от которого тошнит. Т.е. басмачи в Азии и кос. Пираты в будущем бредят одними и теми же иллюзиями успешной жизни. Деньги.
И современный «герой» скорее всего выберет деньги. Но Коля Герасимов как и тот безвестный советский солдат убитый басмачами в деньгах не нуждаются. У них даже мысли не возникает о том чтобы предать своих друзей. И умереть безвестными они не боятся, потому что они готовы умереть за дело, которое не имеет цены, которое дороже личной славы и почёта, известности и поклонения потомков. Они готовы на любые личные жертвы вплоть до гибели ради дела, которое дороже всего на свете. В деле борьбы за справедливость герои советской эпохи готовы принять смерть за други своя, ценой собственной жизни спасти товарищей, которые продолжат борьбу с любой несправедливостью, с любым врагом, будь они басмачами или душманами, нацистами или бандеровцами, пиратами или преступниками.
А насчёт «предсказаний» Алисы о будущем каждого. Это же так просто, понять что это всего навсего дружеский троллинг. Лейт мотивом которого является идея о том, что кем захотите теми и будете. Неужели так труднопереводимо с языка кино на бытовой? И все эти рассуждения, опять же со слов Дионисия, по поводу «злобного автора» который в советской действительности не «имеет права» наградить своих героев достойной долей после совершенного подвига просто смешны. Вот как оно было:
- Слушай, Алиса, — сказал Фима Королев, — мы так и не успели спросить: ты что-нибудь слышала о нас там, в будущем?
- Этого нельзя рассказывать, — сказала Мила Руткевич. — Это нарушение закона.
- Знаешь что, Алиска, — сказала Юлька Грибкова, — ты тогда придумай что-нибудь, а мы сделаем вид, что тебе верим.
- Хорошо, — сказала Алиса. — Только вы мне не верьте. Хорошо?
- Ни за что не поверим, — сказала Лариса. — Обещаем. Но ты нам обязательно льсти.
Даже не смешно. На эту тему даже анекдотов насочиняли типа :
Алиса, зачем ты нас обманула?
- А что, надо было вам рассказать про ИГИЛ, Кончиту Вурст, Дом-2, вейперов и покемонов ?
Упоминание же темы из фильма «Офицеры» тоже не делает чести Каптарю. «От героев былых времен, не осталось порой имен...», - цитирует он , путая с фильмом «Батальоны просят огня». По мнению Дионисия это недостойно героя. Ведь во всех западных легендах с античных времен главное, чтобы имя героя после совершенного им подвига жило в преданиях в награду за утраченную жизнь. А как же «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен!», с этим как? Если имя не прославил, погиб задарма, то есть за зря, опять лох? Кроме этого, у здоровой части аудитории такие речи могут вызывать рвотный рефлекс. Потому что от них опять явно несёт тухлецой и зловонием, ведь речь опять идёт о наживе. Оказал «услугу» - будь добр в кассу, получи пайку. А если так, задарма спину гнул, то ты лох, лузер и раб. А тот кто тебя таким придумал тот как минимум «совок», нет хуже –«цепной пёс режима», а по версии какого-нибудь Мюллера так вообще «пархатый большевисткий казак».
То что по версии Каптаря быть нерадивым путешествеником или неизвестным поэтом – это само по себе уже отстой и лузерство. А то что настоящему герою награда не нужна в принципе – это в голову уважаемого критика не приходит. Получается что если меценат, неизвестно как нарубил бабла, отстегнул от щедрот своих неимущим, то вот тебе и слава, и табличка бронзовая, и налоговые поблажки и билет в первый ряд на кремлёвскую ёлку? А если просто мимо проходил и ценой неимоверных усилий и рискуя жизнью спас мир от войны, или бабаушку через дорогу перевел и пошёл дальше по своим делам – то это вселенская несправедливость и Мордор? Ну знаете, так и желание пропадёт что-либо бесплатно делать. Так и возникает образ хитрож...пого Плохиша с извечным вопросом : «-А что я буду с этого иметь?». На рвотный рефлекс не пробивает?
А вот ещё аналогия. Антагонизмом идеи пиратов завладеть миелофоном и «воротить» с его помощью криминальные дела галактического масштаба выступает бескорыстное служение науке от профессора Селезнёва, папы Алисы. Тоже лох? Нет, что вы, это автор зверь. А по версии Каптаря еще и антисоветчик. С какого перепугу? Да потому что, по версии Каптаря, в русских сказках Иванушка дурачок в конце получал царевну, полцарства, коня и денег немеряно. А в Советских сказках Ивану достаточно было дом деревянный, жена, лавка и свечка. Ну и детишек орава. Так и Коля не получал ни славы, ни денег. Просто «спасибо». И где антисоветчина? «Остапа несло», Каптарь запутался. Да. В русской сказке дореволюционного разлива герой при жизни получал все плюшки. Ну в худшем случае увековечивал своё имя. Прославление героя – культурный фетиш досоветского периода. Новый герой не требует культа. Он и героем то себя не считает. Ведь в социалистической системе героизм нужен только тогда, когда в ней неполадки. Героизм – это всегда чья-то суровая плата за разгильдяйство другого. Максимальная награда за исправление разгильдяйства – это искренняя благодарность герою. Но по тихому, без помпы. Поблагодарили, дали орден и всё. Потому что гордиться наличием разгильдяйства в социалистической системе стыдно.
К чему весь этот эмоциональный разбор полетов Дионисия Каптаря, спросите вы? А к тому, что руки прочь от Алисы Селезнёвой. Руки прочь от Гостьи из Будущего. Не фиг свои больные фантазии мешать с чистыми детскими образами, возникающими у каждого нормального человека смотревшего этот фильм. Мало вам прошлое изнохратить? Ну перелопатили все от Владимира до Владимира, и что? Итак уже все наше непредсказуемое прошлое полно каких-то кровавых кишок и разорванных младенцев, зарубленных старушек и заголодоморённых крестьянских жен. Может хватит уже. Хрен с ним с прошлым. У каждого нормального человека есть уже своё мнение. И какое бы ни было оно, это самое прошлое, спасибо ему за то, что оно не было к нам жестоко. Ведь именно благодаря этому прошлому мы сейчас и живём. Было оно прекрасное или ужасное, это как посмотреть. Видимо, всяко было.
Было и прошло. Можно смириться. Но вот поползновения отнять у нас Прекрасное Далёко ничего кроме ярости не вызывают. И толкователям всех сортов, запускающим свои клешни в раковину времени, чтобы выкрасть из неё зарождающуюся в ней жемчужину будущего, уже сегодня надо эти клешни поприжать. Чтоб неповадно было. Ато будет как у Высоцкого : «Ведь придут к нам завтра дети и попросят нас с утра: «Папы, объясните, что сказали эти «кандидаты в доктора?» Кто должен объяснить детям «Что такое Хорошо и что такое Плохо?», неужели какой-то очередной толкователь типа Каптаря? А вот фигу им. Наше видение будущего мы и сами сможем растолковать нашим детям. И такой детский, такой наш, такой советский фильм как «Гостья из будущего» в обиду не дадим.
Оценили 10 человек
10 кармы