Что стоит за заявлением Порошенко о деятельности РПЦ на Украине с 1686 года как о «незаконной аннексии»

0 2904

Присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату в 1686 году — решение патриарха Дионисия IV и Синода Константинопольского Патриархата об отделении Киевской митрополии от Константинопольской православной церкви и передачи её в юрисдикцию Московского патриархата "Отозвано" (англ. revoke) Синодом Константинопольского Патриархата 11 октября 2018 года. Президент Украины Петр Порошенко заявил перед благодарственным молебном на Софийской площади в Киеве что с конца XVII века Киевская митрополия находилась под «незаконной аннексией» Русской православной церкви. По его словам, Вселенский патриархат своим решением о предоставлении автокефалии Киевскому патриархату подтвердил отсутствие канонических прав РПЦ на украинское православие: 

«Вселенский Патриархат окончательно провозгласил незаконной московскую аннексию Киевской митрополии, осуществленной еще в конце семнадцатого века. Ясно и недвусмысленно им заявлено, что Русская православная церковь не имеет канонических прав на Православную церковь в Украине», — заявил Порошенко.

Пока решение о предоставлении автокефалии украинской церкви отложено до ноября.  Отмена же решения Константинопольской Церкви от 1686 года, если таковое состоится, точно будет на руку политикам, но пойдет ли оно на пользу стране и людям?

В рамках политпроекта «Томос про автокефалию ЕПЦ» сейчас активно обсуждается идея отменить передачу Киевской митрополии от Константинопольского Патриархата Московскому.

Идея про возврат украинской Церкви под крыло Константинополя чрезвычайно привлекательна для всех симпатиков Томоса. Всего одним решением Константинопольского Синода все украинское Православие в одночасье возвращается под омофор Вселенского Патриарха, который уже будет волен делать с ним что хочет: принять раскольников с покаянием или без, превратить в митрополию, экзархат, автономную структуру или же даровать Томос про автокефалию. Однако у такого простого и «эффективного» решения есть некоторые проблемы. Давайте их же и рассмотрим.

Аргументы для отмены передачи Киевской митрополии банальны – она (отмена) якобы была неканоничной, а значит – и недействительной. Да и вообще, по словам Патриарха Варфоломея, Константинопольский Патриархат никому ничего не передавал: «Константинополь никогда не выдавал разрешения передавать территории Украины кому-либо, кроме права хиротонии Киевского митрополита в Москве на условиях его избрания соборно в Киеве на местном Соборе и при безусловном упоминании Вселенского Патриарха». Именно так сказал Патриарх Варфоломей после панихиды по новопреставленому митрополиту Перги Евангелу 1-го июля.

Слова Вселенского Патриарха – это типичный пример византийской казуистики. Действительно, в 1686 году Константинополь «не выдавал разрешения передавать территории Украины кому-либо». Но дело в том, что в ХVII веке передача права хиротонии Киевского митрополита как раз и означала переход всей митрополии из одной юрисдикции в другую. О чем и написал тогда один из предшественников Варфоломея на Константинопольской кафедре Патриарх Дионисий IV Серогланис, который вместе с собором епископов (числом 21) принял решение о передаче Киевской митрополии в 1686 году. Кроме соборного определения Патриарх Дионисий написал два письма, одно – гетману Ивану Самойловичу, а другое – всем верным чадам Киевской митрополии, в которых он извещал их, что уступает митрополию Московскому Патриарху.

Проекция Киевской митрополии по состоянию 1686 г. на современную карту Украины и соседних стран

Аргументировать отмену передачи тем, что она была совершена с нарушением канонов, есть дело неблагодарное, поскольку оценка с этой точки зрения весьма субъективна. Опустим за скобки то, что разговоры о каких-либо «неканонических действиях» Патриарха и архиереев Констанинтинополя сами по себе оскорбительны для этой Церкви. Можно лишь рассуждать о том, насколько правильным был тогда этот шаг. Если быть до конца честным, нужно признать, что имеются как обоснованные аргументы «за», так и не менее обоснованные аргументы «против». Однако не вызывает никаких возражений то, что за более чем триста лет никто и никогда не заявлял об отмене решения о передаче Киевской митрополии, какое бы каноничное или неканоничное оно ни было.

И вот об отмене этого решения заговорили теперь. Заговорили в контексте инициативы Петра Порошенко об автокефалии и Томосе. Однако Киевская митрополия образца ХVII века и сегодняшняя Украинская Православная Церковь – это далеко не одно и то же. В состав Киевской митрополии входило совсем небольшое число епархий, а именно: Киевская, Луцкая, Львовская, Могилевская, Перемышльская, Полоцкая и Черниговская. Далеко не все они относятся к территории современной Украины и к территории, окормляемой Украинской Православной Церковью.

Если наложить карту Киевской митрополии на современную карту украинских епархий, то получается примерно такая картина:

область Киевской митрополии Константинопольского Патриарха 1686 года в проекции на территорию современной УПЦ

В Киевскую митрополию входили территории, расположенные не только в Украине. Часть из них находилась на землях нынешней Беларуси, Латвии и Российской Федерации: это Могилевская и Полоцкая епархии. В случае, если Фанар заявит об отмене Акта передачи Киевской митрополии, нужно будет каким-то образом переводить под омофор Константинопольского Патриарха и эти церковные структуры. Как это сделать – не знает никто. Еще меньшее число людей знает ответ на вопрос – «зачем?». Зачем Константинополю контроль за этими епархиями?

По словам Патриарха Варфоломея, которые содержатся в его послании Петру Порошенко по случаю 1030-летия Крещения Руси, все усилия Фанара имеют «конечной целью даровать украинской Церкви автокефалию». То есть речь идет об украинской ЕПЦ (ныне еще даже не существующей), а не российской, латвийской или белорусской. Зачем тогда Константинополю российские, латвийские и белорусские епархии?

Территория Киевской митрополии в 1686 году не только выходила за границы сегодняшнего украинского государства. Она еще и в разы меньше современной Украины. На нынешней территории страны из той Киевской митрополии находятся только Киевская, Луцкая, Львовская и Черниговская епархии. А как же быть с остальными епархиями УПЦ, которые никогда за всю историю своего существования не входили в состав Константинопольского Патриархата? 

1686 год – это предпоследний год одного из самых трагичных периодов в истории Украины, названный красноречивым термином Руина (разруха). О катастрофических последствиях этого периода можно прочитать в любом учебнике истории.

Некоторые историки утверждают, что в результате трагических событий «Руины» убыль населения Украины достигала 70 % (!). То есть Константинополь в 1686 году передал разрушенную, обезлюдненную территорию, исстрадавшуюся и истекшею кровью из-за нескольких десятилетий непрерывных войн и лишений. 

Отмена передачи Киевской митрополии на юридическом языке означает реституцию. В юридическом словаре реституция в международных отношениях определяется как «форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта путем восстановления состояния, существовавшего до его совершения». То есть для того, чтобы все было справедливо и чтобы были соблюдены все юридические требования, Киевскую митрополию нужно довести до состояния 1686 года и только после этого передать обратно на Фанар?! Или Фанар, получая "как есть", должен возместить разницу?

«Велик Бог христиан!»

В 305-м году нашей эры римский Император Максимиан Галерий назначил хорошо образованного и талантливого молодого военачальника по имени Димитрий проконсулом Фессалоник. Фессалоники (сегодня это гречес...

С.Афган: «В 2025-м году произойдёт крутой поворот в геополитике...»

Нравится кому-то или не нравится, но гражданин мира Сидик Афган по прежнему является сильнейшим математиком планеты, и его расчёты в отношении как прошлого, так и будущего человечества продолжают прик...

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. - The Latins' perversion of the true veneration of the Most Holy Theotokos and Ever-Virgin Mary in the newly invented d

Святитель Иоанн (Максимович)Когда обличены были порицающие непорочную жизнь Пресвятой Девы, отрицающие Её Приснодевство, отрицающие Её достоинство Божией Матери, гнушающиеся Её икон – тогда, когда сла...