Кровавый «спорт» сирийских бедуинов должен стать для них не только рискованным, но и крайне затратным.
В Сирии вновь убиты трое русских военных. Погибли, к сожалению, не героически — были расстреляны из засады. Или, если следовать скупому сообщению Министерства обороны России, — пропали без вести после завязавшегося боя. Из дальнейшего текста: «…Во взаимодействии с сирийскими органами безопасности, а также по другим каналам проводилась непрерывная круглосуточная работа по поиску и установлению местонахождения военнослужащих… Были установлены напавшие на автомобиль боевики, а также подтверждён факт гибели трёх российских военнослужащих в ходе боя», — скорее всего, ребят ранеными взяли в плен, а там уже убили.
И если откровенно, мало удовлетворения доставил конец информационного сообщения:
В рамках совместной операции ВКС России и Сил специальных операций группа из более 30 боевиков, причастная к нападению на автомобиль с российскими военнослужащими, уничтожена.
Ибо возникают вопросы
Первый из них — что это за неопределённые «боевики»?
Насколько можно судить из сообщения, инцидент произошёл в провинции Дейр-эз-Зор, а военные возвращались с сопровождения гуманитарного груза в город Аль-Маядин. Отстали от колонны по какой-то причине и попали на прицел боевикам. Каким-то.
Так бывает. Но это означает, что «боевики» следили за колонной в постоянном режиме. И уазик, на котором ехали трое погибших, отстал достаточно далеко, чтобы в уехавшей колонне не увидели огневого боя и не услышали выстрелов. А это пустыня. Сирийская. Довольно плоская. Значит, либо колонна ушла аж за горизонт, либо засада была устроена рядом с какой-то балочкой или, наоборот, всхолмлением. Но откуда тогда боевики знали, что машина именно там остановится?
Отсюда возникают версии и спекуляции. База для них, надо признать, есть: военнослужащие попали в засаду, оказывается, ещё в конце февраля. То есть практически месяц их разыскивали. Месяц гонялись по пустыне за кем-то, кто знал, что произошло, и за теми, кто участвовал в происшедшем. И это очень непохоже на то, что кто-то случайный в случайной засаде напал на случайно задержавшуюся машину посреди пустыни.
«Виновными» в целенаправленном нападении различные «инсайдеры» и аналитики назначают: а) иранцев и/или проиранских прокси типа «Хизболлы», б) «спящих» или «переодевшихся» боевиков запрещённого в России ИГ, в) западных «партнёров», которые слили информацию о колонне всё тем же террористам.
Был бы это ИГ…
Все эти спекуляции не выдерживают серьёзной критики.
Ирану, тем более «Хизболле», нападение на русских военных, да ещё такое глупо-демонстративное, не лезет ни в какие адекватные схемы. Совсем не лезет. Максимум — можно предположить «дружественный огонь». Но обстоятельства на это вроде бы не указывают. Да и в плен русских в этом случае не забирали бы, как и тела не прятали бы месяц.
Западным «партнёрам» это тоже ни к чему от слова «никак». Убийство трёх русских военных? А зачем? Запад, конечно, подл. Но прагматичен. Поднимать своих бандитов ради того, чтобы расстрелять один уазик? Нет, не вяжется.
Теперь ИГ. Да, ИГ на подобную акцию пойти может запросто. Но ИГ в данном случае вряд ли могло сработать как… ИГ. По той причине, что давно загнано в треугольник между дорогами М20, дорогой от М20 к границе с Ираком и дорогой Аль-Маядин — насосная станция Т2. Поскольку в некоторых сообщениях о происшедшем фигурировала станция Т2, то можно предположить, что колонна двигалась по этому пути. Впрочем, не обязательно.
Так вот, в этом куске сирийской территории военные и управленческие структуры ИГ уже приличное время как разгромлены. Нет, сама эта область до сих пор закрашивается на картах Сирии чёрным или серым — дескать, «бармалеи» по-прежнему там. Но их там особо не трогают, пока они никого не трогают.
Почему? Да по той простой причине, что в пустыне сидит не некая «боёвка» ИГ. Там сидят — а вернее, кочуют бедуинские кланы, идентифицирующие себя в качестве отрядов ИГ.
Кто такие бедуины и за что они стоят
Бедуины, или по-арабски «бадавийун», — кочевые группы арабов, ходящие на верблюдах по пустыням от Ирака до Марокко.
Это, понятно, некая абстракция, ибо немало бедуинов целыми кланами и даже племенами устроилось земледельцами, а то и вовсе городскими жителями. Отчего и возникает некий когнитивный диссонанс у многих исследователей: то ли бедуины только кочевники — но тогда как определить представителей тех же племён, переселившихся в город? то ли бедуины — это состав определённых исторических племён — но тогда чем они выделяются из других племён?
Поэтому для простоты те наблюдатели, кто не примеривает на себя почётное звание этнографа, к бедуинам относят только кочевников.
Дальше — просто. Каков быт кочевников? Он одинаков от века веков: тяжкое, бедное существование, полная зависимость от природы, патриархальное устройство общества, склонность — от необходимости — пограбить оседлых соседей. В результате — сугубая милитаризация быта и сознания.
Живут эти люди родами. Объединения родов складываются в кланы (хамулы), которыми управляют шейхи. Их власть — наследственная. Несколько кланов — несколько десятков родов — подчиняются ещё и кади, который играет роль законотолкователя, судьи, подчас — военачальника. И даже ЗАГСа. Закон, впрочем, — шариат, ибо бедуины — сунниты. А значит, быт и поступки их управляются ещё и всяческими законоуложениями, надиктованными учёными толкователями Корана и заветов Пророка (с.а.с.). А поскольку таких учёных было много и друг с другом они находили интеллектуальное единение далеко не всегда, то разные племена могут придерживаться разных уложений.
Практический вывод из этого прост: когда объявилось ИГ и дало абсолютно понятную для всех схему жизни — халифат на базе возврата к истокам ислама, — многие пошли за ним. А поскольку ИГ, что уж там вилять, среди суннитов расценивалось как выразитель — жёсткий выразитель — их интересов, то большинство бедуинов пошло за ним. Кроме тех случаев, когда ИГ не нашло нужного подхода — а халифатчики его далеко не всегда и искали — к шейхам и старейшинам бедуинов. В этих случаях те целыми кланами выходили на войну с халифатом, как, например, клан шейтат, который полностью воевал против ИГ.
Потому что у бедуинов есть ещё два качества, которые не совсем регулируются законами шариата. Во-первых, это всё очень воинственные ребята, которые подчас веками гоняются друг за другом по пустыне, и только вооружение меняется, навьюченное на верблюдов: от сабель и копий до нынешних автоматов и пулемётов. Автор этих строк лично видел — правда, в Ираке — немецкий MG 42 времён Второй мировой войны на сошках, укреплённых на спине верблюда.
Во-вторых, бедуины исповедуют кровную месть. Впрочем, достаточно творчески. Когда молодёжи хочется повеселиться и пограбить, проявить свою воинскую удаль, дозволяется налетать друг на друга и всячески воевать. Но когда это начинает мешать бизнесу старейшин и шейхов — те быстро заставляют тяжущиеся стороны удовлетвориться некими выплатами (называется «сульха», то есть «прощение») в зачёт кровной мести.
Ну и третье, что тоже характеризует современных бедуинов. Буколические ребята под пальмами среди них практически кончились. Это раньше они под угрозой вооружённых набегов обкладывали данью земледельцев и почти наивно промышляли взиманием платы с караванов за прохождение по своим территориям. Сегодня это что-то вроде агентов трансграничной торговли мимо таможни и властей. Соответственно — от наркотиков и оружия до сопровождения торговцев похищенными девушками. Конкретно в Сирии в этом задействована конфедерация племён шаммар, члены которой заняты в контрабанде товаров, переправке наркотиков, оружия, людей между Сирией и Ираком.
Вот исходя из этого с бедуинами и нужно разговаривать.
Кто виноват и что делать
Вряд ли будет большой ошибкой предполагать, что в гибели наших военных замешаны бедуины из крупнейшего сирийского племени рувала (рувейли). Сирийская пустыня как раз их территория. Это племя сегодня в большинстве городское. Правящая им «династия» Ша'лана имеет тесные связи с королевской семьёй Саудовской Аравии.
Кстати, сирийскую гражданскую войну начали «городские» бедуины из племён джаббур, таи и унайза, которые 5 февраля 2011 года устроили демонстрации против сирийского правительства под названием «День гнева». Уши американской методички ясно торчат уже из самого названия акции.
И что с этим делать? Да просто — исходить из особенностей бедуинского мировоззрения. Для бедуинов клан — всё. Принадлежность к нему — это и их самоидентификация, и закон, и защита. Соответственно, и защита бедуином своего клана обсуждается на уровне почти инстинкта.
Итак. Судя по территориальному распределению владений основных кланов и племён в Сирии, инцидент с русскими военными произошёл в «зоне ответственности» клана сбаа племени рувала. Вряд ли будет сложно установить, члены какого именно клана решили устроить себе традиционное развлечение, обнаружив одинокую машину на своём пути. Но в машине оказались русские военные. А что такое военные для государства? А это те же клятвенники за него, которые давали присягу защищать его мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни.
Но это означает и ответные обязательства со стороны государства. Абсолютно те же, что и у бедуинов: с поправкой на цивилизацию, но тоже — закон и защиту. А потому, простите, 30 уничтоженных авиацией за наших убитых военных — мало. Бедуин в ответ только пожмёт плечами — хикмет, значит, такой, судьба. И другой удалец в другой раз повторит то же самое.
Нет, чтобы подобные нападения больше не повторялись, с замешанным в этом кланом — а то и племенем — надо говорить на понятном ему языке. На языке кровной мести. Объявлять войну на полное уничтожение — всех, а не только конкретно замешанных боевиков. Ибо обиду они нанесли всем нам, всему государству.
И когда «городские» их представители — шейхи или кади — запросят переговоры, то да, на это можно пойти. И согласиться на сульха, денежную компенсацию ради прощения. Но только очень большую. В миллионы долларов за каждого нашего убитого. Нет? Или давать не хочется? Продолжить методичное принуждение к миру. В нынешних условиях бедуинам всё равно рассчитывать не на кого. У Саудовской Аравии зубы выбиты, а США… А у США уже руки коротки.
Разговаривай с людьми в соответствии с их разумом. Знаток вопроса советовал. Мудрый мусульманский поэт Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади.
Автор: Александр Покровский
Оценили 7 человек
10 кармы