Недавно я побывала на закрытом предпремьерном показе фильма в Культурном центре ФСБ России на Лубянке. На суд зрителей был представлен художественный фильм режиссера Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина».
Интересные впечатления, хочу вам сказать. Смотришь фильм и имеешь возможность пообщаться с режиссером, снявшим этот фильм. Очень необычные ощущения!
Вопреки моим ожиданиям — по названию фильма я заключила, что он должен быть документальным, — фильм оказался художественным. Что сильно меня удивило. До сей поры, начиная с 2014 года, мы знакомились с событиями на Украине и наблюдали за войной на Донбассе благодаря документальному кино. Мне казалось, что сейчас еще рано снимать художественные фильмы об этой войне: все еще слишком свежо, не переосмыслилось, не улеглось, не осело. Мы еще не готовы. Слишком живо и больно.
Самый подходящий формат для нас, еще не привыкших к мысли о том, что на Украине идет самая настоящая война, как мне казалось, был найден режиссером Сергеем Урсуляком в его «Тихом Доне». Этот фильм, возвращая нас к событиям начала XX столетия, иносказательно обращал наше внимание на трагедию гражданской войны. Тогда в 2014-м мы еще не были готовы смотреть фильмы об этой «локальной» войне.
В своем предисловии к фильму режиссер Ренат Давлетьяров сказал именно об этом. О том, что такие фильмы не снимаются по горячим следам. Нужно дать время на переосмысление. И вот, спустя пять лет с начала войны на Донбассе, появилась эта кинолента… Как оказалось, теперь мы уже готовы смотреть фильмы об этой войне, которая продолжается, унося все новые и новые жертвы.
Предваряя показ, Давлетьяров также рассказал о том, что фильм уже представлял Россию на Римском Международном кинофестивале, который по праву считается одним из самых престижных в Европе, и собрал высокие зрительские оценки. По-своему высоко, но своеобразно оценили творческую работу режиссера даже украинские националисты. За эту работу Ренат включен в списки скандально-известного сайта «Миротворец».
Надо сказать, что, когда я шла на просмотр, то немного побаивалась в очередной раз повстречаться с пропагандистской машиной, где мне вновь предложат ознакомиться с основными позициями «нашей точки зрения на происходящее». И снова будет вот это вот все: здесь они, здесь мы; это «наши», это «враги»; все просто и понятно. Бей врага, спасай Россию!
Однако мои опасения были напрасны. Фильм, вопреки ожиданиям, оказался по-человечески пронзительным и правдивым.
Скажу прямо, меня удивила игра актеров. Ни одного громкого имени — по словам режиссера, с подбором актерского состава по известным причинам были проблемы. Гела Месхи, Анна Пескова, Евгений Михеев, Сергей Холмогоров. Пожалуй, только Евгения Малахова — единственная, кто оказался мне знаком. Она была мне знакома по роли Женьки Камельковой в новом фильме «А зори здесь тихие».
Тем не менее, на мой взгляд, актеры прекрасно справились с поставленной режиссером задачей, им удалось очень живо и правдоподобно сыграть свои роли. На протяжении всего фильма у меня не промелькнуло ни одной мысли о том, что это вообще была актерская игра.
Фильм оказался до боли правдив. И это неудивительно. Сценарий написан на основе реальных событий. Сценарист Алексей Тимошкин прожил около восьми месяцев на Донбассе в самом начале конфликта и изложил ровно то, чему сам был непосредственным свидетелем.
Сказанное подтвердила женщина, которая после окончания показа подошла к микрофону и поблагодарила режиссера за правдивость изложения событий. Рассказала, что она — учительница с Донбасса, была свидетелем подобных историй. И не могла сдержать слез — настолько живо и жизненно показано все в фильме.
Взгляд режиссера на войну мне близок и понятен. Я с ним согласна. Так и следует рассказывать о войне. Особенно тем, кто наблюдает за ней со стороны. В своем фильме он предлагает отойти в сторону от официальной позиции враждующих сторон и посмотреть на развернувшуюся трагедию, заставшую врасплох народы России и Украины, через призму человеческих судеб.
«Упоротая бандеровка», «сепары», «оккупант», «доблестный» полковник СБУ, «защитники» украинского суверенитета, «строитель» великого и светлого европейского будущего, а также «сепарские» старики и дети — все оказываются в одном котле войны, зажаты, спрессованы обстоятельствами, лишены возможности разбежаться к «своим». И каждый проявляет свою человеческую суть вне зависимости от того ярлыка-образа, в котором предстает перед нами. Не все так просто, как многим хотелось бы. Не все так однозначно. Давайте заглянем вглубь.
…Сюжет фильма разворачивается в небольшом поселке Марьинка где-то «на окраине Донбасса» — нейтральной территории, которая уже «ничья». Здесь были ополченцы, затем «Азов». Стороны разошлись, а люди остались — защемленные в клещах боевых действий, откуда так просто не вырваться. Действие длится всего одни сутки. Однако за день и ночь люди успевают пережить «маленькую» жизнь. Жизнь на войне. А кому-то не дано пережить и эти сутки.
Картина ставит перед зрителем много вопросов, главный из которых, на мой взгляд, — цена…. Цена убеждений, например. Как дорого стоит их отстоять? И стоят ли они того, если цена — человеческая жизнь? Чего вообще она, эта человеческая жизнь, стоит?
— Только и слышишь сейчас: «Убит. Умерла», — почти безучастно говорит старая женщина, получившая тяжелое ранение при артобстреле.
Глядя на все это, думаешь: за что на самом деле стоит стоять насмерть? Какие ценности выше и дороже отдельно взятой человеческой жизни?
— Так он же «сепар», — с негодованием говорит украинский ВСУшник ополченцу, указывая на труп, у которого нужно забрать автомат, — у него же ленточка!
— Ленточка?! Вот такая?! — ополченец протягивает ему георгиевскую (гвардейскую) ленту — символ воинской доблести поколений русских и советских людей. И вот уже оба готовы сцепиться в смертельной схватке…
Странное ощущение нереальности происходящего и недоумения меня не покидало весь фильм. Как будто два времени, две разных эпохи пересеклись в одной точке пространства-времени. Вроде бы вот она современная, так знакомая нам, мирная жизнь: обычный поселок, улицы, дома, квартиры, красивая и ухоженная девушка в джинсах, симпатичные современные парни, самые современные сотовые телефоны у них в руках.
Только вот связи сотовой уже нет. Мирная жизнь здесь была. Вчера. А сегодня здесь — война!
Прямо та самая, настоящая, по книгам и фильмам до боли знакомая: с бомбежками и осколками, со страшными карателями, от которых нужно прятаться, чтобы выжить. С сырыми, холодными подвалами и мерцающим освещением; ранами, которые нечем лечить. Война… с людьми, которых нечем кормить и непонятно, как спасти и защитить от «своих».
Для полноты ощущений не хватало разве что истошного вопля: «Немцы!» А в остальном она та самая, зашитая у каждого русского человека в подсознании. Та война. Здесь. Рядом. Сейчас.
— Не греми ведрами, — два бойца, матерый мужчина-ополченец из местных и молодой парень-солдат из Харькова — пробираются за водой через пустынный вымерший поселок. — Не греми ведрами, я сказал!
«Господи! Да что ж он так гремит! Пристрелят же из-за дурака!» Мороз по коже. И нервы натянуты как струна. Страшно.
Странная и совершенно неожиданная развязка и концовка фильма… «Ага?! Дошло-таки до тебя?! Жаль, что так поздно»… Мирный немолодой мужчина в штатском оказывается полковником СБУ, стреляющим в спину одному из героев. И снова боль.
И снова все те чувства, которые всколыхнулись во мне, когда начались события на Украине, поднялись в сознании новым цунами. «Как, опять война? Этого не может быть!» — «Нацисты-каратели, кто?» — «Украинцы? Пытают? Убивают? Свои? Этого не может быть!» — «Гибнут дети и старики? И снова мы их не можем защитить? Этого не может быть!» — «Где? Здесь? На Украине? У нас? Этого не может быть!»
И да… Это может быть. Снова война. Здесь и сейчас, до сих пор. Рядом. Руку протяни. Окраина Донбасса.
Завершающие кадры.
Под звуки известной и любимой миллионами советской песни из фильма «Большая жизнь» (1939 год) камера медленно перемещает нас по разрушенному и обезлюдевшему поселку.
Спят курганы темные,
Солнцем опаленные,
И туманы белые
Ходят чередой…
Через рощи шумные
И поля зеленые
Вышел в степь донецкую
Парень молодой…
Черно-белые кадры. Здесь время застыло, и жизнь остановилась. Здесь идет война.
…После просмотра фильма зрители плотным кольцом окружили режиссера, чтобы поблагодарить и задать ему вопросы.
В ходе обсуждения главный редактор газеты «Спецназ России» Павел Евдокимов охарактеризовал картину как фильм-притчу о гражданской войне. И Давлетьяров разделил такое видение «Окраины».
Запомнилось, что на вопрос о том, почему фильм — неожиданно! — посвящен Станиславу Говорухину, Ренат ответил, что считает Станислава Сергеевича своим другом, наставником и учителем.
Творческий путь Давлетьярова с самого начала тесно переплетен с именем этого великого режиссера. Еще в 1987 году Ренату довелось работать рабочим-постановщиком декораций на съемках фильма «Асса». А за три дня до смерти Говорухина у них состоялся разговор, и они договорились о показе нового фильма Станиславу Сергеевичу. Однако этим планам не суждено было сбыться…
Сам режиссер оценил свой фильм как «проукраинский», так как главным пострадавшим в этой схватке является простой украинский народ. То его большинство, составляющее Великую Русь. Как с ним не согласиться?
Мне, как и зрителям, хочется выразить свою глубокую сердечную благодарность режиссеру и всей команде, работавшей над фильмом, за проделанную работу. Фильм удался! Некоторые зрители благодарили режиссера со слезами на глазах — особенно те, кто пережил события на Донбассе и у кого своя Марьинка, своя окраина Донбасса. По-моему, это самая высокая оценка работы для любого режиссера. Что может быть красноречивее, чем сопереживающая задумчивость и искренние эмоции?..
Спасибо вам, Ренат!
Захар Прилепин
— Вчера посмотрел фильм Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина». К фильму есть вопросы, много мелких вопросов, но как миф?— это любопытно. Есть несколько сильных кусков, несколько очень узнаваемых персонажей, и, самое важное, в Европе на фильм реагируют отлично. Так что не Лозницей единым (это у украинского режиссера тоже есть фильм «Донбасс»?— про звероподобных ополченцев).
У Рената — все люди, Ренат человечен, и это делает нам честь.
…Но вообще я не об этом.
Первые два фильма в России о Донбассе сняли Ренат Давлетьяров и Ленар Камалов.
Многонационалочка, все как я люблю.
Представители титульной нации в то время «левиафанили» потихоньку.
Автор: АНОСЕНКО Юлия Владимировна, основатель, директор и действующий специалист агентства IT4U Technologies. Специалист в сфере информационных технологий и бизнес-консультирования.
Управленец, окончила МАИ. Начинала свой профессиональный путь программистом в ФАПСИ (ФСО).
Принимала активное участие в военно-патриотической внутриведомственной работе. Награждена грамотой начальником Управления президентской связи Службы специальной связи и информации ФСО России Юрием Корневым.
Оценил 1 человек
3 кармы