Большой пожар или большой обман? Лондон, сентябрь 1666 года.

22 6045

Большой пожар в Лондоне начался 2 сентября 1666 года сразу после полуночи и продолжался в течение четырёх дней до 5 сентября. В этом огне сгорело 80 процентов жилого фонда Лондона, в том числе один из самых известных средневековому миру архитектурных шедевров – Собор Святого Павла.

Пожар начался в одной из пекарен в Лондон-сити и стал быстро распространятся на запад. Лорд-мэром Лондон-сити в это время был сэр Томас Блудворт.

Именно он помешал пожарным остановить огонь, охвативший улочку Паддингтон-лейн около Лондонского моста. Это можно было сделать путем разрушения прилегающих к очагу пожара зданий. Этот метод тушения пожарные Лондона успешно использовали до сих пор. Однако приказа от лорд-мэра не поступило ни 2 сентября, ни третьего. Позже он объяснял это тем, что не был уверен в эффективности данного метода. Это кажется странным, поскольку весь имевшийся опыт борьбы с пожарами говорил об обратном.

Вторник 4 сентября стал самым страшным. Пламя, уничтожая жилые дома, словно спички, оставляя без крыши над головой десятки тысяч горожан, добралось до Собора Святого Павла. Библиотека из тысяч старинных книг, рукописей и манускриптов, хранившихся в соборе, выгорела дотла.

И только 5 сентября, король Карл Второй лично отдал приказ разрушить здания, прилегавшие к большому огню. Были сделаны противопожарные разрывы между зданиями, и огонь был остановлен. Пока король и лорд мэр любовались пожаром, Лондон был практически уничтожен, а около ста тысяч человек остались без крова. 

Кроме того, в Соборе Святого Павла сгорели книги, рукописи и манускрипты, многие из которых являлись историческими документами. И с сентября 1666 года в истории Англии образовалась гигантская пустота. И хотя это тщательно скрывают от обывателей, она существует и по сей день.

Кстати, сам Собор Святого Павла тоже мог бы многое рассказать об истории Англии, об истоках ее культуры. Но он не только сгорел. Он не оставил о себе никаких воспоминаний, даже в виде рисунков современников. Это странно, ведь Собор Святого Павла, уничтоженный Большим пожаром, говорят, был прекрасен. 

Однако, ни один из английских художников, ни один из заезжих континентальных художников, которые довольно часто посещали Лондон в начале 17 века, не был вдохновлен видом этого великолепного строения и не сделал хотя бы черновой набросок на память. Ни один ученик или подмастерье из множества художественных мастерских Лондона не вышел в погожий денек потренировать свое мастерство на Лондонский мост, с которого открывался великолепный вид на собор.

Не осталось чертежей и в резиденции английских королей.

Лишь один единственный рисунок этого здания сохранился.  

Сделал его в середине 16 века фламандский художник Антон Ван Ден Вингаерд по просьбе испанского короля Филиппа Второго. Спасибо Филиппу Второму за то, что хотя бы ему пришло в голову запечатлеть это сооружение, которым восхищался тогда весь цивилизованный мир.

Любопытно, что и здесь не обошлось без пожара. В начале 18 века огонь разрушил королевский дворец в Мадриде. Сгорели и работы Антона Ван Ден Вингаерда. Однако впоследствии, многие из них чудесным образом отыскались. Как утверждают издатели 19-20 веков, почти все рисунки Ван Ден Вингаерда уцелели во время пожара. Дворец был разрушен, а рисунки уцелели. Что же, всякое бывает... Среди этих рисунков - единственное изображение Собора Святого Павла до Большого пожара 1666 года.

Кстати, Антон Ван Ден Вингаерд, кроме рисунка Собора Святого Павла, был известен панорамами средневековых городов и поселков, сделанными с удивительной для того времени топографической точностью. И многие его «уцелевшие» в 16-ом и «всплывшие» в 19 веке рисунки являются единственными изображениями многих городов и строений средневековой Европы...

Если опустить все эти чудеса, счастливые или несчастные случайности и совпадения, то может быть...

...может быть, Собор Святого Павла в 16 веке выглядел совсем не так.

...может быть, история Англии до 17 века была совсем иной, не такой, какой ее преподают нам сегодня.

...может быть, у английской архитектуры и культуры вообще совсем другие корни, другие очертания, а не те, что нам демонстрируют на якобы уцелевших рисунках.

...и может быть, в задачу лорд-мэра  Томаса Блудворта, которому довольно легко  простили гибель Лондона и позволили и дальше заседать в английском парламенте, не входило тушить Большой пожар... до тех пор, пока он не доберется до истинной истории Англии.

Может быть мы вообще ничего не знаем об истинной истории Англии.

Сегодня на месте сгоревшего собора стоит новый Собор Святого Павла, построенный "с нуля" в 1708 году. Его часто называют ДРЕВНИМ.

Зачем генералы меняют каракулевые папахи на шапки с козырьком (18+)

✔ Дорогие друзья! Сегодня будет очень короткий пост. Дело в том, что вчера Указом Президента России для генералов и полковников ВС РФ взамен морально устаревших папах и шапок-ушанок вве...

Невеста на фоне ОМОНа — предвестник гражданской войны

Спецкор kp.ru Дмитрий Стешин, работавший на Майдане и в Донбассе, другими глазами посмотрел на трогательный снимок из Минска Один из самых ярких фотокадров воскресного Минска в вечер пос...

Зачем России Лукашенко? У него еще есть время исправить ошибки

Белорусский бацька никогда меня не вдохновлял, ни как человек, ни как президент. Но в течение довольно долгого времени в западной части постсоветского пространства ничего лучше Лукашенко не наблюдалос...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • С историей вообще не все гладко. Как будто следы бывших цивилизаций после их стирания кто-то скрывает. Причем довольно часто такая перезапись происходит.
  • И как он рисовал рисунки как бы глядя сверху.?
  • рисунков с этим собором достаточно много, и до пожара, и во время пожара, и после пожара, да и планы можно найти
  • Вот вид Лондона до(сверху) и после(снизу) пожара. Кто может объяснить, куда подевался шпиль?