В поисках правды для армянского народа.

0 336

Это интервью было сделано 21 октября 2020 года. Английская версия вышла 27 октября здесь https://azerfocus.com/in-search-of-the-truth/

Ниже русская версия. Брала интервью Камилла Рзаева.

Вопрос:

Как появилась идея написания книги?

Ответ:

Книга нужна была прежде всего мне самому. Я нуждался в том, чтобы документы, которые являются базовыми для моей версии истории нашего народа, были собраны вместе и «прошиты» единым сюжетом. Это должен был быть некий «живой» каталог, куда помещены прежде всего те источники, которые игнорирует официальная армянская историография. В первой части дилогии «Исраэл Ори. Ларец Пандоры» читатель найдет недостающие детали к личности самого Исраэла Ори, а также к его планам в отношении персидской государственности. Подтолкнула меня к написанию этой книги другая книга, которую подарил мне в 2017 году известный азербайджанский журналист Шаин Хаджиев Shahin Hajiyev. Она называется «Армянский вопрос на Кавказе» и посвящена событиям начала XIX века. В центре внимания ее авторов - конфликт между армянским и азербайджанским народами. И хотя большую часть этой книги составляют архивные документы, она не дает ответа на главный вопрос «с чего все началось», поскольку оставляет «за кадром» события конца XVII и начала XVIII веков. Тогда я решил: хватит откладывать, нужно приступать к работе.

Вопрос:

Как долго Вы работали над книгой?

Ответ:

Я думаю, автору всегда трудно установить точную дату начала работы над книгой, поскольку этот процесс начинается на таких глубинах нашего сознания, что долгое время остается почти незаметным для самого автора. Но можно сказать, что «взялся за перо» я в конце 2017 года. За это время я не только написал первую часть «Исраэла Ори», но и подготовил материалы для второй части и ряда статей.

Вопрос:

Какова была Ваша цель в написании этой книги? Достигли ли Вы ее?

Ответ:

Задачу книги я видел и вижу в том, чтобы изменить «угол зрения» читателя на так называемый «армянский вопрос» с тем, чтобы впоследствии помочь ему увидеть всю картину целиком. Но для начала читатель (прежде всего сами армяне!) должен перестать видеть в нашем народе «невинную жертву». Армянский народ не заслуживает такого однобокого подхода. Мы, с позволения сказать, исторически «нормальны» - то есть, мы бывали в своей истории и жертвой, и палачом. Как все.

Вопрос:

Не выдавая самых главных деталей, о чем она?

Ответ:

Первая часть рассказывает о возвращении Исраэла Ори домой, в Персию после почти 20-летнего отсутствия, о его встрече с родственниками и меликами и о предложении, которое он им привез от европейских монархов. То есть, о том, «с чего все началось». Я убежден; чтобы покончить с проблемой, очень важно найти её корень, ее источник.

Вопрос:

Что было самым сложным в процессе написания книги?

Ответ:

Справляться с обычной работой, за которую платят деньги, и с домашними делами. И самое главное – не терять контакт с детьми в процессе их воспитания. Когда твоя голова или, как говорят сегодня, оперативная память круглые сутки заполнена информацией трехсотлетней давности, очень непросто сохранять связь с реальностью, которая каждую минуту тоже требует твоего участия.

Вопрос:

Кому адресована книга?

Ответ:

Книга адресована армянам, любящим свою историю. Но не только им. Я уверен, что аудитория книги не имеет границ, поскольку история всей нашей цивилизации, «скорее, пустая, чем полная», и думать, что в ней «всем и все» давно известно – большое заблуждение. И мой труд может быть примером и подсказкой для представителей других народов, которые хотят знать о себе правду.

Вопрос:

Как воспринимается эта книга армянскими историками, читателями, новым поколением?

Ответ:

Я думаю, об этом пока рано говорить. Для такой книги полгода – слишком маленький срок. Мне известно, что те, кто нашел в себе силы ее прочесть, шокированы новыми фактами, представленными в моей книге. Кроме того, они шокированы тем, что эти факты так долго находились прямо у них перед глазами.

Вопрос:

Хотелось бы узнать немного о следующей книге.

Ответ:

Я отложил издание второй части. Даст бог, ненадолго. Сейчас я работаю над серией статей, в которых знакомлю читателя с тем, что именно было известно историкам и географам XVI-XVII веков об истории, географии, государственности, языке и быте армян. Распространено мнение, что нас, армян – таких, какими нас представляет мир сегодня – знали давно. Однако, это совсем не так. Как выясняется, ученые XVI и XVII веков ничего не знали о нашей «древности»; об армянском языке писали прямо противоположное тому, что говорят сегодня; армянами называли не народ, в современном смысле этого слова, а небольшую религиозную общину и так далее. Без понимания всего этого читатель не сможет правильно оценить то, что происходило дальше с Исраэлом Ори и «компанией» уже в период его общения с Петром Первым. Первая статья из этой серии уже опубликована в московском журнале «Philisophia» в сентябре 2020 года. Она называется «Пьер д’Авити об армянах». Она доступна на многих интернет-ресурсах.

Вопрос:

Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию? Близится ли конфликт к разрешению?

Ответ:

Мне, конечно, неизвестно, близок ли финал. Но уверен, что как только Армения сбросит с себя груз чужих территорий (это касается не только фактически захваченного Карабаха, но и территорий, на которые нынешние лидеры Армении и армянской диаспоры открыто или втайне претендуют, взваливая на свой народ неподъемный психологический и моральный груз), армянам ничего не будет мешать строить свою жизнь так, как они этого хотят. Если они на самом деле хотят ее строить. Я говорю «они», поскольку не проживаю в Республике Армения и не планирую этого делать.

Вопрос:

Иногда этот конфликт все же называют религиозным. Есть ли в истории хотя бы какие-то основания, для того чтобы рассматривать этот конфликт как религиозный?

Ответ:

Сегодня нет никаких оснований рассматривать этот конфликт как религиозный. Нет ни одной мало-мальски значимой причины называть его религиозным. Это - конфликт между двумя государствами, причиной которого стал захват чужих территорий. И если вы видите политика, общественного деятеля или просто популярного человека, который говорит, что война в Азербайджане, это – религиозная война, можете смело записывать его в провокаторы.

Вопрос:

Мир между двумя странами, при условии освобождения оккупированных земель Азербайджана и дальнейшего определения статуса Нагорного-Карабаха, было бы в экономическом плане достаточно благоприятным решением для Армении. В чем была цель затягивания этого конфликта?

Ответ:

Фигурально выражаясь, патроны и покровители Исраэла Ори еще живы. Их аппетиты до сих пор не утолены. Армян сегодня используют в качестве даже не дешевой, а бесплатной военной силы для дестабилизации всего региона. «Патронам» мир не нужен, в отличие от простого армянского народа, который уже давно задыхается в этом «ошейнике» исторических претензий и не может от него освободиться. Поэтому они будут всячески препятствовать установлению мира и после окончания войны. Я уверен в этом.

Вопрос:

Неоднократный обстрел мирного населения города Гянджи в ночное время. Гянджа - это совсем не территория военных действий, это спящие семьи, дети. Как по-вашему, можно ли рассматривать такие действия как абсолютное нежелание решать вопрос мирным путем? Как четкое утверждение, что этим двум народам уже никогда не примириться?

Ответ:

Конечно, бомбежка мирных городов и другие зверства по отношению к мирному населению рассчитаны на то, чтобы мы никогда не помирились. Я видел разрушенные дома Гянджи, убитых и раненых. Приношу соболезнование семьям погибших и всем, у кого болит сердце за людей. И все же хочу сказать азербайджанскому народу. Помните, что такие вещи совершают преступники, у которых есть конкретные имена и фамилии. Абсолютное большинство армян не способно нажать кнопку, зная, что это убьет детей, женщин, стариков, да и вообще мирных людей, спящих в своих домах. Не переносите свою боль и жажду возмездия на весь армянский народ. С той стороны такие же простые люди, которых вы помните по Баку с советских времен, просто обманутые пропагандой.

Вопрос:

Что нужно начать предпринимать обеим сторонам уже сегодня, чтобы эти два народа когда-нибудь по-настоящему смогли простить все то, что происходило на протяжении 30 лет?

Ответ:

Мне кажется, сегодня это невозможно. Но необходимо думать о будущем. Рано или поздно время все расставит по своим местам. А сегодня нужно вернуть Азербайджану его земли и заняться своими проблемами, строительством, образованием… Искать сегодня примирения, это значит - искать его в открытой ране. Думаю, правильно будет не общаться какое-то время после окончания войны. Просто помолчать.

Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

Проблема добивания

В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...