Идеология - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
Такое определение термина «идеология» нам дает Энциклопедический словарь. Другие известные словари дают схожие по смыслу определения.
Итак, в случае с идеологией мы имеем дело с определенной системой оценки самых разнообразных аспектов жизни людей. Причем такую систему оценки (личную идеологию) имеет каждый человек, даже если он никогда не акцентировал на этом своего внимания. Сознание психически здорового человека само выстраивает общечеловеческие ценности, которые можно обозначить как «идеологические», в определенной конфигурации (иерархии).
Помимо личной идеологии человека, существует и идеология государственная. Государственная идеология закономерно возникает в государстве, где законодательный орган или монарх издают и корректируют законодательство данного государства в соответствии с определенной конфигурацией идеологических ценностей. Рассмотрим несколько распространенных примеров подобных идеологических конфигураций.
Для наглядности и лучшего понимания я представил конфигурацию идеологических ценностей в виде пирамидальной схемы, где основные идеологические ценности расположены последовательно одна над другой в зависимости от степени их важности для конкретного человека или группы людей.
Начну с самого устойчивого типа идеологической конструкции – теологическая идеология, свойственная гармоничному верующему человеку (рис.1).
Пирамида ценностей гармоничного верующего человека выстроена в соответствии с законами биологического развития (от меньшего к большему, от простого к сложному) и завершена Творцом всего сущего.
Внезапное изменение положения ценностей гармоничного верующего человека возможно только в случае его взаимодействия с так называемым лжепророком, который сумеет поколебать картину мира верующего человека своими сверхспособностями, став для последнего кумиром - земным воплощением Бога.
Историческим примером существования гармоничной теологической идеологии в качестве государственной является Тибет (с 1912 по 1950 год).
Помимо гармоничной теологической идеологии, существуют и негармоничные теологические идеологии. В качестве исторического примера здесь можно привести идеологию Российской Империи последнего периода её существования (рис. 2).
Идеология Российской Империи хоть и была теологической, однако при этом не являлась гармоничной, что в конечном счете привело её к потере устойчивости по причине природной потребности людей в поиске гармонии собственного существования.
В отличии от идеологии гармоничного верующего человека, идеология гармоничного атеиста имеет форму усеченной пирамиды, ввиду отсутствия у последнего сверхидеи - четко осознаваемого смысла жизни (рис.3)
За счет гармоничного расположения идеологических ценностей (от меньшего к большему, от простого к сложному), данная конфигурация может обеспечить длительное существование как отдельного человека, так и целого государства. Слабым местом усеченной идеологической конфигурации, лишенной сверхидеи, является её неустойчивость, т. к. в случае возникновения стрессовой ситуации, атеист может легко трансформировать свою идеологию. Например, в случае перенесения клинической смерти или иного внезапного религиозного опыта, преобразоваться в гармоничного верующего (рис.1). В случае сильной, но безответной любви, атеист может легко трансформироваться в фетишиста (рис. 6), сделавшего смыслом своей жизни служение своему кумиру - любимому человеку. В случае сильной материальной нужды – в эгоиста (рис.10), сделавшего своей сверхидеей удовлетворение собственных потребностей.
Историческим примером существования атеизма в качестве государственной идеологии является поздний СССР времен «застоя», когда абсолютному большинству советских граждан стало очевидно отсутствие на обозримом горизонте обещанного им когда-то коммунизма. В результате чего произошло обесценивание (дискредитация) коммунистической сверхидеи. Именно поэтому никто не вышел защищать коммунистическую идеологию в 1991 году. А учитывая материальные трудности населения в начале 90-х годов, советские люди охотно приняли западную идеологию эгоизма (рис.10), позволившую быстро наполнить пустые прилавки магазинов всеми необходимыми товарами.
Схема государственной идеологии позднего СССР времен «застоя» представлена на рисунке 4.
Идеологическая схема позднего СССР являлась производной от ленинской модели коммунистической идеологии, действовавшей в СССР до середины 70-х годов ХХ века.
Схема ленинской коммунистической идеологии представлена на рисунке 5.
Отличительной особенностью коммунистической идеологии является помещение на место сверхидеи «счастливого будущего всего человечества – коммунизма», делая таким образом смыслом жизни людей служение коммунистической идее, призванной создать человеческий «рай на Земле», что по сути является фетишизмом (кумирством). В данном случае - кумирством человечества.
Идеологическая пирамида фетишизма представлена на рисунке 6.
Фетишизм – условное название обобщающего типа различных идеологий, объединенных наличием кумира или фетиша - мнимой сверхидеи, отличной от естественной сверхидеи – Творца всего сущего. К числу фетишистских идеологий помимо коммунизма (рис. 5) относятся и такие идеологии как: язычество (рис.7), религиозный фанатизм (рис. 9), эгоизм (рис.10), нацизм (рис.11), национализм (рис.12) и др.
Фетишист не может быть (хотя может себя считать) верующим человеком, т.к. в данном случае нарушаются такие Божьи заповеди как: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
В качестве кумира (фетиша) может выступать любая личность или ценность, возведенная в статус сверхидеи (смысла жизни).
Для фетишиста, ценности, расположенные ниже уровня сверхидеи, могут иметь различную конфигурацию в зависимости с уровня развития личности.
Наиболее гармоничным видом фетишизма является поклонение природе. История человечества знает массу примеров подобного фетишизма, когда фетишем древних людей и целых государств являлись силы природы, символически воплощенные в многочисленных «богах» (идолах). В историю подобные идеологии вошли под названием «языческие».
Наиболее гармоничная из всех языческих идеологических схем представлена на рисунке 7. В современном мире подобную идеологию разделяют представители экологических партий и организаций, также известных под названием "зелёные".
Конфигурация фетишизма, в которой собственное эго расположено ниже уровня фетиша, но выше уровня всех остальных ценностей, является идеологией фетишиста-фанатика (рис. 8).
Идеология фетишиста-фанатика при определенных конфигурациях может быть чрезвычайно опасной для человечества в целом. Примером такой опасной конфигурации является идеология религиозного фанатика. Религиозный фанатик считает смыслом своей жизни служение Богу. Фундаментальное отличие религиозного фанатика от гармоничного верующего (рис.1) заключается в том, что религиозный фанатик не позволяет другим идеологическим ценностям стоять между ним и Богом, сотворившим все существующие идеологические ценности в определенной последовательности (эволюция от простых форм к сложным). Не признавая созданную Богом естественную иерархию ценностей, религиозный фанатик отказывается от содействия Богу в реализации его замысла. Тем самым отказываясь и от самого Бога. Потому идеология религиозного фанатика является лишь мнимой теологической идеологией, по сути являясь идеологией эгоизма (рис.10).
Примером существования религиозного фанатизма в качестве государственной идеологии является ИГИЛ (ДАИШ) (рис.9).
В пирамиде ценностей религиозного фанатика, ценности, расположенные ниже уровня эго, могут иметь различную иерархию в зависимости от уровня развития личности. Тем не менее, для фанатика все они являются лишь расходным материалом на пути его мнимого единения с Богом.
Религиозный фанатизм зачастую является производным от другой формы идеологии – эгоизм.
Идеологическая схема эгоизма представлена на рисунке 10.
Эгоизм также является разновидностью фетишизма, когда сверхидеей (смыслом жизни) становится удовлетворение потребностей собственного эго, со временем преобразующееся в гедонизм (поиск наслаждений). Более сложной формой эгоизма является корпоративизм – сознательное объединение некоторого количества эгоистов ради более успешной реализации интересов собственного эго.
Ценности, расположенные ниже уровня собственного эго, могут иметь различную иерархию в зависимости от уровня развития личности эгоиста, при этом оставаясь для него расходным материалом на пути гедонизма.
В случае внезапного религиозного опыта (например, в результате клинической смерти), эгоист может легко трансформируется в религиозного фанатика (рис. 9).
Эгоизм (корпоративизм) является действующей доминирующей идеологией большинства стран Запада. В западной политологии он получил более благозвучное название – либерализм.
Наверно не всем известно, но эгоизм (либерализм) до сих пор числится и официальной идеологией России, будучи закрепленным в теле ельцинской Конституции в 1993 году.
Статья 13 Конституции РФ, якобы запрещающая государственную идеологию и устанавливающая в России «идеологическое многообразие», в данном случае не должна вводить нас в заблуждение по следующим причинам:
Во-первых, помимо статьи 13, в нашей Конституции существует также и статья 2, провозглашающая главной идеологической ценностью в государстве «человека, его права и свободы», что соответствует идеологической модели эгоизма (либерализма). При этом, государству той же статьей 2 отводится роль структуры, обслуживающей и защищающей интересы той самой высшей государственной ценности – человека (эго).
Во-вторых, так называемое «идеологическое многообразие» на практике оказывается нереализуемо, т.к. российское законодательство формируется в соответствии с совокупной идеологической конструкцией большинства законодателей, избранных на всенародных выборах (президент, депутаты), которые всегда будут реализовывать в государстве свою совокупную идеологию как минимум до момента очередных выборов.
Так называемое «идеологическое многообразие» может быть реализовано только в парламентской республике, при условии, что ни одна парламентская фракция не будет иметь большинства голосов, а все законы будут приниматься в результате компромисса различных групп депутатов, имеющих различные совокупные идеологические конструкции.
Однако, в соответствии с Конституцией России, данный вариант законотворчества оказался практически невозможен, т.к. все принятые депутатами законы для вступления их в силу должны быть подписаны Президентом России, имеющим право вето, и таким образом имеющим возможность препятствовать появлению законов, противоречащих его собственной идеологической модели.
Для реализации в России модели «идеологического многообразия», президенту пришлось бы фактически устраниться от исполнения своих обязанностей, автоматически подписывая все законы, принятые депутатами, при условии отсутствия в парламенте партии большинства, способной продвигать свою собственную совокупную идеологию.
Подобную ситуацию еще можно было бы представить во времена Президента Ельцина, когда большинство граждан России интересовали только собственные интересы (кого – обогащение, а кого – элементарное выживание). Однако при Президенте Путине такая ситуация самоустранения президента от исполнения своих обязанностей кажется немыслимой. И потому главным идеологом России закономерно является президент, корректирующий совокупную идеологию парламентского большинства (Единой России) при формальном сохранении в Конституции РФ замаскированной под «идеологическое многообразие» идеологии западного эгоизма (либерализма).
О том, какую именно идеологическую конструкцию реализовывает в России Президент Путин – каждому предлагаю догадаться самостоятельно.
А пока рассмотрим еще несколько известных идеологических моделей.
По понятным причинам, самой ужасной для русского человека идеологической моделью является нацизм. Во-первых, потому что победа над германским нацизмом времен Гитлера стоила нашему государству огромных жертв. Во-вторых, нацистская идеология является однозначно гибельной для многонационального российского государства, т.к. неминуемо приведет Российскую Федерацию к распаду.
Идеологическая модель нацизма представлена на рисунке 11.
Нацизм – вид фетишизма, когда смыслом жизни (сверхидеей) становится служение интересам общности людей, принадлежащих к конкретной национальности. При этом другие ценности (включая собственное эго) при необходимости могут быть принесены в жертву интересам сверхидеи.
Такая ценность как «человечество» (другие нации и национальности) в пирамиде ценностей нациста всегда находится ниже уровня других ценностей, т.к. другие нации и национальности считаются конкурентами (препятствиями) на пути реализации интересов его фетиша и должны преодолеваться, либо устраняться.
Схожей с нацистской по конструкции идеологией является националистическая идеология (рис.12).
Отличие националистической идеологии от нацистской заключается в том, что в националистической идеологии место сверхидеи (фетиша) занимает нация, т.е. культурная общность людей, объединенных в рамках одного государства. При этом другие ценности при необходимости могут быть принесены в жертву сверхидее. А такая ценность как «человечество» (другие государства и нации) у националиста всегда находится ниже уровня других ценностей, т.к. другие государства (нации) считаются конкурентами (препятствиями) на пути реализации интересов его нации и должны преодолеваться, либо устраняться.
В этой связи у некоторых читателей может возникнуть вопрос: А что же такое патриотизм? И чем он отличается от национализма?
Патриотизм (любовь к Отечеству) отличается от национализма тем же, чем любовь отличается от кумирства. Национализм – это извращенный патриотизм. Фундаментальное отличие патриотизма от национализма заключается в том, что истинная любовь (к Отечеству) не может сочетаться с нелюбовью (к другим нациям и государствам), что свойственно национализму. Националистом может быть только человек, не понимающий самой сути понятия «любовь».
Таким образом, патриотизм не может быть самостоятельной государственной идеологией, т.к. в этом случае он неизбежно трансформируется либо в национализм, либо в империализм (рис. 2). Но зато патриотизм может быть успешно реализован в рамках целого ряда идеологий. Таких как: гармоничная теологическая идеология (рис.1), гармоничная атеистическая идеология (рис. 3), коммунистическая (рис. 5) и языческая (рис.7) идеологии, в которых интересы человечества поставлены выше интересов государства, а интересы государства поставлены выше интересов эго.
И наоборот, патриотизм не может быть реализован в рамках таких государственных идеологий как: религиозный фанатизм (рис. 9), эгоизм (либерализм) (рис.10), нацизм (рис.11) и национализм (рис.12).
Примером существования национализма в качестве государственной идеологии является современная Украина, чья правящая верхушка признала национальными героями Украины известных националистов прошлого, пропагандируя через СМИ и школьные программы их идеи построения государства – «Украина – понад усе!»
Но самой дисгармоничной и опасной для всей Земли идеологией является перевернутый эгоизм-корпоративизм, который в религиозной традиции имеет другое название – дьяволизм (рис.13).
Перевернутый эгоизм-корпоративизм представляет собой безусловное кумирство собственного эго при исчезающей иерархии всех остальных ценностей, расположенных в порядке, обратном законам биологического развития (от большего к меньшему). Данная идеология пока не является официальной идеологией какого-либо государства. Однако ей этого и не требуется. Достаточно того, чтобы данную идеологию разделяли верхушки мощных транснациональных корпораций. Транснациональные корпорации прекрасно научились продвигать свои эгоистические интересы не только на уровне законодательства отдельных государств, но и на международном уровне. И противостоять этой отрицательной тенденции с каждым годом становится всё сложнее. Выходом из данной угрожающей ситуации может стать только крушение капиталистической экономической модели, которая является питательной средой для взращивания идеологии эгоизма-корпоративизма.
Оценили 4 человека
3 кармы