Разница между новой и старой школами социологии

0 223

При участи журнала «Экспедиция» и Одесского фотографического общества, на базе НИИ «Памяти» был сформирован новый научно-исследовательский проект «Визуальная социология». Он представляет собой серии интервью, бесед с профессорами, учеными, экспертами, занимающимися исследованиями в области визуальной социологии. Первая беседа академика, PhD. О.В.Мальцева с американским профессором социологии, фотографом, приверженцем визуальной социологии PhD. Джеромом Крейсом (Jerome Krase) состоялась на тему «Что такое визуальная социология?».

Во второй беседе обсуждались методы анализа, применяемые в новой и старой школах социологии, а также различие этих школ.

ОМ: - В чем разница деятельности новой и старой школ социологии?

ДК: - У истоков социологии всегда стоил прагматизм. Переломный момент, когда американская социология разделилась на новую и старую школы, произошел в 80-х года прошлого столетия. Старая школа – это структурализм, новая – это все, что касается постмодернизма, постструктурализма.

Для начала нам необходим предмет, на базе которого я смогу объяснить разницу между новой и старой школами. Рассмотрим это на таком явлении как криминал в Нью-Йорке. Каким бы образом такое явление изучала старая школа и как бы это делала новая школа? Подход старой школы при изучении криминала в Нью-Йорки выглядел бы следующим образом. Криминал существует в обществе потому, что обществу он нужен – это естественный подход или, другими словами, структуральный функционализм. Мы могли бы сказать, что старая школа ориентирована на математические показатели и выборки. То есть старая школа больше тяготеет не к качественным, а к количественным показателям. Следовательно, новая школа тяготеет к более качественным показателям и она более обширна, потому что у нее есть огромное количество данных, с которыми можно работать.

ОМ: - Книга Жана Бодрийяра «Общество потребления» написана на стыке качественных и количественных показателей и является вариантом переходного периода от старой школы социологии к новой. Верно ли я рассуждаю?

ДК: - Да, это так. Важно помнить, что новая школа всегда тем или иным образом связана со старой. Если говорить о таком понятии как «теория потребления», то оно пришло еще от Макса Вебера.

ОМ: - Здесь понятно, что одно является продолжением или антагонизмом другого. Теперь мы подходим к визуальным методам исследования, и они куда более сложнее, чем использование качественных и количественных показателей.

ДК: - Я бы не сказал, что это сложнее, это просто другая форма исследования. Например, вы можете проводить визуальное исследование, используя как количественный подход, так и качественный.

ОМ: - Почему я визуальное исследование вывел в отдельную категорию? Дело в том, что когда мы используем количественные или качественные показатели, то мы при их помощи обрабатываем информацию. По сути, мы используем их для того, чтобы сделать верные выводы. Я правильно рассуждаю?

ДК: - Да, но она не отличается от визуальной социологии.

ОМ: - Я вас услышал. Когда мы используем визуальные методы, мы предполагаем, что это некое отражение деятельности общества в разные времена и исторические периоды. Это своего рода отпечаток, слепок.

ДК: - Да, но помните я говорил, что любое визуальное - это некие данные. Например, если вы визуальные данные анализируете количественным методом, то вас будет интересовать количество этих данных. Если качественным методом, то вы выберете несколько определенных данных, но будите изучать каждый в отдельности очень детально в глубь.

ОМ: - Когда мы видим отпечаток, то мы проводим несколько другую работу. Нам нужно отмотать в обратном порядке шаги, подобно тому как мы отматываем в обратную сторону киноплёнку, для того, чтобы понять, что послужило причиной возникновения этого слепка в обществе. Здесь уже мы имеем дело, вероятно, с некими другими методами исследования, которые минуют качественные и количественные методы. Приведу пример. Мы идем по городу и видим, что на заборе написано нецензурное слово. Мы точно знаем, что кто-то его написал, но мы не знаем когда это было сделано. Это могло произойти год назад, а могло появиться и вчера. Но почему-то всех устраивает написанное слово, и оно продолжает висеть на всеобщем обозрении. Мы понимаем, что раз его никто не закрашивает, то, вероятнее всего, это неотъемлемая часть выражения субъектов этого общества - в этом обществе существует протест. Как вы понимаете, я не использовал ни количественных, ни качественных показателей для того, чтобы сделать вывод. Что я хочу этим сказать? Что, по существу, это некие методы дешифровки данных, а не использование количественных или качественных методов для обработки уже понятных статистических или неких иных данных с целью анализа и выводов.

ДК: - Я бы хотел поделиться тем, как такие ученые, как я и другие визуальные социологи подошли бы к изучению данного примера. Есть такой метод как «Photo-elicitation» - это интервью посредством использования визуальных фотографий. К примеру, вы высказали некую гипотезу о том, что все люди видят этот забор с надписью, и якобы всем всё равно. Мы так сказали, но мы должны это доказать. Берем 1000 человек и проводим с ними интервью, показывая им это изображение, и получаем обратную связь - и это будет количественная визуальная социология.

Следующий способ как подойти к этой ситуации, это анализировать само изображение. Здесь важно знать, что конкретно написано на заборе, то есть какое это слова, и где именно, в каком месте написано. Если знать все эти вещи, то можно анализировать изображение, учитывая цвет, локацию и т.д.

Так же существуют специалисты, которые анализируют граффити. Есть такие граффити, которые показывают разного рода протесты, несогласия. Например, некоторые криминальные структуры при помощи граффити и надписей на стенах маркируют свои территории.

ОМ: - Вот это и есть отражение. Жан Бодрийяр при написании книги «Америка» не использует ни количественные, ни качественные показатели. При всем этом, это мощнейшая социологическая работа, описывающая общества США. То, что написано в этой книге, выворачивает на изнанку общество США. Так как мы с вами ученые, то нам очень нравится эта книга, чего не скажешь об американских ученых. Книга «Америка» написана с применением иных методов исследования, это своего рода проникновение в тайну посредством определённых инструментов.

ДК: - Это то, чем занимаются философы.

ОМ: - Мы же говорили о том, что социология занимается исследованием общества, чтобы его сделать лучше.

ДК: - Жан Бодрийяр не занимался сбором данных, это просто его мысли. Многие используют такой подход, приезжают страну, смотрят на все, что происходит вокруг, пишут свои наблюдения, размышляют и т.д. Это было очень распространенно в XIX веке. Но я не ставлю вопрос валидности этих вещей.

ОМ: - Я как раз о методологии. Почему мы не допускаем гипотезу о том, что книгу можно писать на основании выводов, не предоставляя механизм исследования.

ДК: - Я не против, может быть и такое. Вообще в анализе любого общества идеи не совсем эмпирические.

ОМ: - Поэтому когда я смотрю на исследования, которые проводят ученые, я все их делю на три категории: данные, получение посредством математических подсчетов; на качественные показатели, анализ и логику; на расследование, на данные следствия. Когда мы работаем с математическими показателями, то нам нужна выборка. Если мы работаем с качественными показателями, то нам нужны повторяющиеся явления, которые могут быть подвержены анализу при помощи качественных и прочих показателей. Когда у нас есть слепки, отпечатки деятельности общества, когда касается визуальных вещей, то мы можем только расследовать, при том в обратном порядке, и это может быть все, что угодно. Отпечатки городов делятся на исторические периоды, большинство городов (если это не сегодня построенный город) имеют в своей основе как старый город, так и новый. Деятельность старого общества отражена в старом городе, а деятельность современного общества – в новом городе. Но при этом общество нового города возникло из общества старого города. Это три категории ярко показывают генезис исследовательских методов, от старой школы к современной.

ДК:  - Я считаю, чтобы изучить город, недостаточно выбрать только одну из трех категорий. Так же я считаю, что эти три категории между собой связаны, и одна категория может вести к следующей категории.

ОМ: - Я поэтому разбил их на три категории, поскольку они показывают эволюцию развития социологической школы.

ДК: - Если мы говорим именно о прогрессе, то новая школа социологии больше расследовательская.

ОМ: - Именно так.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...