Если в целом говорить о парадоксе Бодрийяра — это парадокс, который разоблачает большинство современных философских теорий, гуманитарных теорий, всего того, что изначально лишено или относительно лишено материальной природы, как таковой, и поэтому построены на предыдущих воззрениях, теориях и предположениях. И в силу того, что у них утеряна связь с первоисходниками, а по сути, утеряна связь с первопричиной, они являются чем-то фантомным, привязанным к полу-вымышленной природе. Современное человечество живет не в традициях культуры, а в традициях информационной цивилизации. Жан Бодрийяр в своих трудах говорил о том, что «передоз» информационной цивилизацией, как такой, обрекает человека на то, что он оторван от первоосновы, от оригинала, как такового. Поэтому сейчас мы имеем дело абсолютно и повсеместно с копиями копий, умноженных еще на какое-то количество копий. Но даже если мы возьмем большинство религий, которые стали основой для современной цивилизации, большинство святынь, символов, сакральных предметов — это либо вообще выдумка (например, головы Иоанна Крестителя), либо полуправда. Все это отсылает нас к тому, что целая огромнейшая теория, традиция, культура или религия может быть выстроена на вещах, которых вовсе не было, которые не существовали. Это набор копий, которые все это время могли бесконечное количество раз видоизменяться.
Здесь есть вторая сторона медали, которая заключается в том, что общество, на самом деле, в этом нуждается. Потому что у современного общества существует такая огромная потребность в потребительстве, что здесь первоисходниками не обойтись. Условно говоря, существует один портрет Монны Лизы, а сотня считающих себя сверх значимыми людьми, полагают, что они должны обладать портретом Монны Лизы. Конечно, у всех этих идиотов будет копия, фантом, но каждый будет уверен, что он обладатель оригинала. Сама человеческая цивилизация сейчас на этом построена, на дублировании и копировании. Мы живем в веке копий. Заглянув в любой телефон, вы увидите там копии, копии копий, вот и все. Это сумасшедшая инфляция, обесценивание чего-то настоящего и оригинального и выход его в «массовку».
Как было обнаружено в экспедиции и почему это стало одной из основных исследовательских концепций, выдвинутой Олегом Мальцевым, которую мы поддержали — эта концепция показывает, каким теориям мы можем верить, а каким нет. Потому что речь идет о том, на чем построена та или иная теория, та или иная культурологическая позиция: она построена на жесткой цепи доказательств, факт на факте, предмет на предмете, сооружение на сооружении, есть какая-то конкретика, или же есть серьезные пробелы и черные дыры. В тот момент, когда мы видим дыру, мы можем быть уверены, что здесь связь с оригиналом уже утеряна и здесь однозначно будут фантомы.
Значимость разрешения проблемы парадокса Бодрийяра в ходе исследования заключается в том, что используя данный подход, можно практически безошибочно понять, в чем заключается сама идея происхождения Каморры, Мафии и Ндрангеты, от их первых создателей, речь идет о рыцарских и монашеских орденах, в данном случае эта концепция себя полностью оправдывает. Только такому подходу настоящий честный ученый может доверять — подход, в котором разрешается парадокс Бодрийяра. Если парадокс Бодрийяра не разрешается, мы не всё должны и можем обесценивать, но тогда мы можем быть уверены, что в такой теории весьма много фантомов и симулякров, много абсурдных видоизменённых категорий, которые могут увести исследователя далеко от истины.
Исследуя три таких сложнейших криминальных структуры и криминальные традиции, которые сложны для исследования, потому что никто и никогда не скажет, что в «таком-то году я тал мафиози», не говоря уже о группе лиц, там все закрыто от посторонних глаз. И именно подход с позиции возможности разрешения парадокса Бодрийяра помогает отсекать сразу все копии от оригинала. Этот подход позволяет изначально проверить, выдерживает ли исследуемая концепция проверку парадоксом Бодрийяра или нет, если выдерживает — значит, она правдивая.
Чем еще хороша эта концепция: она описывает эпоху великого обмана. Обмана может даже не столько целенаправленного, а возникающего в силу того, что объем информации, с которой сталкивается человек, стал практически предельным, когда мы не успеваем большую часть информации обработать. Согласно прогнозам некоторых ученых, лет через 40, при тех же возможностях человеческой памяти, когнитивных способностях и прочих равных условиях, прогнозируется колоссальных разрыв между возможностями человека и объёмом информации, который ему придется обрабатывать, что это чревато многими последствиями, в том числе, психологического характера.
На примере изучения Мафии, Каморры и Ндрангеты, через призму решения парадокса Бодрийяра, открывается возможность изучения любого социального явления. В мире пост-модерна, пост-пост-модерна, который исследовал и описывал Бодрийяр, информация накладывается на информацию, возникают предметы и явления, которые в природе не существуют, но о них пишут. Возникает ситуация, при которой существующие явления описать не могут, а несуществующие явления описывают. Вот, в какой эпохе мы сейчас живем. Поэтому все социо-гуманитарное знание, если оно претендует на то, чтобы быть прикладным, человеку в возможности его использования, оно естественным образом должно выдерживать испытание парадоксом Бодрийяра. Нужно сказать, что чем дальше, тем это будет сложнее, потому что «облако» на «облаке», информация на информации, огромное количество симулякров создают «мир в галлюцинациях». Если есть такая исследовательская позиция, с поправкой на парадокс Бодрийяра, тогда можно говорить о том, что мы имеем дело с довольно правдивой концепцией и научной позицией.
PhD. Виталий Лунёв (из монографии "Философия Юга Италии")
Оценили 0 человек
0 кармы