НОВОЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ : КНИГА «СИНАГОГИ ЕВРОПЫ»

0 409

В НИИ «Памяти» ведется полномасштабная подготовительная работа к предстоящему 2021 году. Составлен научный план, заложены исследования, которые в дальнейшем продолжат свою жизнь на страницах монографий и амальгамных книг. Но, чтобы провести какое-либо исследование, необходима руда, некий материал, с которым предстоит работать. Существует такое выражение как «плясать от печки» — любой дом начинали строить от печи. Так и здесь создание любого исследования начинается с белого листа, на котором мы разбираем, анализируем и изучаем руду. Рудой могут быть любые источники информации: фотографии, архивная документация, книги, интервью с экспертами, архитектура и т.д.

Сегодня мы получили в первые (!) на русском языке книгу «Синагоги Европы. Архитектура, история, значение». Перевод с английского на русский выполнил научный сотрудник НИИ «Памяти» Валерия Берман. Книга была приобретена действительным членом Экспедиционного корпуса Алисой Новосёловой и руководителем Экспедиционного корпуса академиком Олегом Мальцевым в сентябре 2019 году во время экспедиционной поезди в Германию в одной из синагог. Так вот, книга «Синагоги Европы» — это один из элементов руды, который, пройдя предварительную промывку, то бишь аналитический разбор, ляжет в фундамент запланированных на 2021 год исследований. Давайте заглянем на то, что автор книги Кэрол Хэрсель Крински рассказывает о синагогах Европы.

ИЗ КНИГИ «СИНАГОГИ ЕВРОПЫ. АРХИТЕКТУРА, ИСТОРИЯ, ЗНАЧЕНИЕ»

«Менее влиятельные люди строят как могут. Обычные книги по истории архитектуры заполняются примерами сложных и зачастую огромных зданий, которые были построены для тех, кто мог выразить себя в архитектуре или суммировать доминирующие культурные тенденции в большинстве обществ. Эта книга отличается тем, что ее тема другая. В ней обсуждаются синагоги в Европе, культовые здания меньшинства, которое не получало обычных гражданских прав ни в одной европейской стране до тех пор, пока в 1791 г. французы не предоставили им их. Поэтому евреям пришлось сдерживать свои архитектурные амбиции в соответствии с политическими и социальными обстоятельствами. Эта история касается одних выдающихся сохранившихся зданий, одних скромных, а других известных лишь по фрагментарным историческим записям. Если бы евреев приглашали в город — обычно для оказания финансовых или коммерческих услуг, которыми местное население не могло управлять — их синагоги были бы привлекательными и удобными. Когда их просто терпели в местах, где они жили, евреи могли строить простые синагоги, скрытые от глаз общественности. Когда христиане ослушались учений своей церкви и активно преследовали иудеев, они часто разрушали синагоги, изгоняли иудеев и обращали их в другие церкви. Поэтому синагоги особенно четко показывают связь между архитектурой и обществом, в том числе влияние на самооценку меньшинства со стороны общества в целом.

Изучение архитектуры синагоги является регулярным во времени. Мы всё чаще принимаем в наши школы отдельные этнические предметы. Мы готовы ценить разнообразие, а не разделять и игнорировать альтернативы культуры большинства.

Аналогичным образом, в канон истории архитектуры мы теперь вписываемся больше, чем в соборы и дворцы, которые формируют большую часть традиционной письменности на эту тему. В то время как величественные здания, созданные самыми изысканными архитекторами и клиентами, всегда будут доминировать, всё большее число последних исследований имеют дело с местной архитектурой, колониальными зданиями, квартирами, больницами среднего класса, даже тюрьмами и приютами. Мы хотим знать, что случилось с простым человеком, невоспетым героем, несчастными, представителями меньшинств. Изучение культурного контекста также помогает нам понять особые качества мастерского творения. Доказательства архитектурной и повседневной жизни простого человека, как правило, менее полны, чем те, что мы имеем в отношении традиционно ценимых шедевров.

Однако, достаточно сохранилось даже для зданий часто преследуемого меньшинства, чтобы дать адекватное представление о синагогах и еврейских идеях и правилах, воплощенных в их замысле.

Настоящее исследование состоит из двух частей. Первая дает общую картину условий, в которых проектировались европейские синагоги. В ней описывается природа синагоги, основное оборудование, которое влияет на ее внешний вид или пространственное расположение, изменения в архитектуре с течением веков, а также сообщения, передаваемые этими зданиями. Учитывая особый статус евреев в христианском обществе, их здания обычно не включали в себя последние идеи церковного дизайна; действительно, различные формы синагог существовали одновременно, и их стили могли пересекаться и прослужить гораздо дольше, чем у церквей. Синагоги часто были небольшими и меблировались только по мере поступления средств. Поэтому уместно говорить о группах зданий или тенденциях в проектировании синагог, а не о последовательности больших отдельных сооружений, таких как те, которые построены для христианского поклонения, гражданского или коммерческого использования.

Вторая часть книги содержит краткие и конкретные описания отдельных синагог во многих европейских странах. Они были выбраны для демонстрации всех архитектурных типов и стилей, всех размеров синагог, уникальных выживших, многих географических регионов, где евреи поселились в значительном количестве (хотя и не во всех современных странах), и ряда ритуалов конгрегации от строгого православия до либерализма. Примеры взяты из всех веков, откуда у нас сохранились сведения о синагоге. Примеры не предназначены составлять смысл каталога или полную историю синагог в каждом регионе; я подобрала примеры для иллюстрации тенденций, описанных в первой части, и, для удобства, сгруппировала их географически.

Разрушение синагог и документов препятствует обсуждению некоторых впечатляющих зданий в некоторых населенных пунктах Восточной Европы и Балкан, таких как Салоники, где евреи концентрировались и играли важную роль в городском развитии до 1939 года, Белосток, Каунас и Одесса. Однако включенные в эту книгу памятники восточной части страны показывают общие условия, при которых аналогичные здания были возведены в других местах».

Книга «Синагоги Европы» хранится в архиве НИИ «Памяти».

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...