• РЕГИСТРАЦИЯ

Размеры городов Залесской земли в 12-нач.13 вв.

26 4317

На территории Северо-Восточной земли (Залесья) известны 33 населенных пункта XII–XIII вв., прямо названных городами или рассматривающихся историками как таковые, исходя из контекста их упоминаний в письменных источниках... Для 20 городов имеются данные о размерах их укрепленных частей, для 19 накоплены определенные наблюдения, позволяющие с разной степенью точности оценить их общие размеры во второй половине XII – XIII в... сравнительная оценка размеров городов предполагает как сопоставление площадей, защищенных валами, так и общих площадей.

По площадям укрепленных валами территорий выделяются Владимир, Городец Радилов, Суздаль и Переславль, в несколько раз превосходящие по своим размерам остальные укрепленные поселения XII – первой половины XIII в. При этом Владимир по размерам своей крепости [132 га] в два с половиной – три раза превосходит Суздаль и Переславль и в полтора – Городец. Среди остальных городов намечаются два стандарта размеров укрепленных площадей: 7–15 (Москва, Ярославль, Юрьев-Польский, Дмитров, Нижний Новгород) и 2–5.5 (Клещин, Боголюбов, Углече Поле, Гороховец, Ярополч, Стародуб, Зубцов, Галич, Осовец, Мстиславль, Дубна).

По размерам общих площадей в тройку наиболее крупных центров входят Ростов, Владимир и Городец Радилов. Ростов, в котором культурный слой второй половины XII – первой половины XIII в. зафиксирован на площади около 200 га, заметно выделяется в этом ряду. Во Владимире культурный слой домонгольского времени за пределами валов достоверно документирован на площади не менее 13 га. Общая площадь, содержащая культурные напластования домонгольского времени во Владимире, может быть в будущем скорректирована в сторону увеличения, после уточнения наличия этого слоя на Подоле, но в любом случае она остается существенно более скромной, чем в Ростове. Уточнение данных о площади укрепленной части Городца и выявление участков домонгольского культурного слоя за пределами укреплений, в том числе у основания высокой коренной террасы, на которой были возведены земляные фортификации этого города, приближает его общую площадь к площади Владимира.

Площади еще пяти городов (Суздаль, Белоозеро, Переславль, Ярославль, Москва) определяются в пределах 40–75 га. Определение границ распространения средневекового культурного слоя в Суздале и Белоозере основывается на обширных материалах, включающих результаты полевых изысканий на их периферии, поэтому подсчеты их площадей достаточно точно отражают реальные размеры средневековых городов. Зона распространения домонгольского культурного слоя за пределами средневековых укреплений Переславля и Ярославля установлена по материалам шурфовки и охранных раскопок последних 15 лет; указаны лишь минимальные площади распространения средневековых отложений, документированные этими работами. Определение площади Москвы начала XIII в. в пределах 50 га основывается на подсчетах Н.А. Кренке, систематизировавшего данные о распространении культурного слоя этого времени в историческом центре города.

Из восьми городов, выделяющихся своими размерами, пять (Ростов, Владимир, Суздаль, Ярославль, Переяславль) находятся в центре Волго-Окского региона, (на территориях финно-угорского объединения меря в раннем средневековье начинает развиваться древнерусская народность), составлявших наиболее плотно заселенное ядро Северо-Восточной земли (Залесья).

Три других крупных городских центра – Белоозеро, Москва, Городец Радилов – располагаются далеко за пределами этого ядра, в том числе на его крайних рубежах (Городец) или на территориях, первоначально не связанных в административном отношении с Ростовом - Москва (на территории вятичей).

Пять из этих городов тесно связаны со сложными иерархическими поселенческими структурами X–XI вв., развивавшимися в ближайшей округе.

Для Белоозера, Москвы и Городца подобная связь не прослеживается. При всем различии характера освоенности территорий, на которых сформировались эти города, сеть поселений, сформировавшая условия и среду для кристаллизации городских центров, на этих участках накануне их возникновения отсутствовала.

Два города, применительно к которым летописец при описании событий 1174–1175 гг. использует слово “старый” (старейшие, занимающие наиболее высокое положение в иерархии городских центров), – Ростов и Суздаль различаются по своим размерам. Площадь Ростова конца XII в. в три раза больше площади Суздаля. Размеры городской территории Ростова в большей мере соответствовали его положению старого города, имеющего особый статус, чем размеры Суздаля. Суздаль, Белоозеро, Ярославль и Москва оказываются близкими по своим размерам. Суздаль, являвшийся в XI – первой половине XII в. одним из двух важнейших центров княжеской власти в северо-восточных русских землях, с которым прочно ассоциируется появление политических амбиций у ее правителей, уступал по своим размерам Переславлю и лишь немного превосходил три других города. При этом лишь во Владимире, Суздале и Городце зафиксирована многочастная (двух- или трехчастная) система укреплений.

Неожиданными оказываются внушительные размеры Городца, выявленные в результате более точных подсчетов площади, защищенной валами, и обследования участков с внешней стороны укреплений. В большинстве публикаций территория, защищенная земляными укреплениями, в Городце определена как 60 га. Таким образом, Городец по размерам своей укрепленной части превосходил Суздаль и Переславль и уступал лишь Владимиру. Основанный на восточных границах Ростово-Суздальской земли (Залесья), на территории, где до рубежа XII–XIII вв., по-видимому, не существовало сети древнерусских сельских поселений, Городец резко контрастирует по размерам с другими крепостями, создававшимися княжеской администрацией в Волго-Окском регионе.

Комментируя этот факт, В.А. Кучкин предположил, что город использовался для сбора войск и обеспечения безопасности окружающего населения в условиях нестабильной жизни на пограничье, в ситуации военного противостояния между Русью, булгарами и мордвою. В качестве аналогов он рассматривает Торческ и Белгород – крепости на южном пограничье Руси с площадью укрепленной части 90 и 97.5 га, выполнявшие сходные функции. Однако возможно и другое объяснение: Городец мог занимать особое место в стратегических планах владимирских князей и рассматриваться не как обычный военно-административный центр, а как форпост экспансии на восток, на левобережье Волги. Крепость могла проектироваться с большим запасом земли под будущую застройку точно так же, как, например, Владимир или Рязань, где в черте укреплений существовали участки, на которые застройка распространилась лишь в начале XIII в.

Значительные площади во второй половине XII – начале XIII в. занимали Юрьев и Тверь, культурный слой которых распространялся на 20–25 га.

Возможно, близкие размеры имел Дмитров. Площади остальных городов варьируют от 4 до 15 га, при этом для Ярополча, Осовца, Гороховца отно-

сительно скромные размеры неукрепленных поселений за пределами валов убедительно документированы материалами недавних исследований. В этих случаях трудно ожидать, что общие площади с культурными напластованиями домонгольского времени будут значительно скорректированы в сторону увеличения после новых поисков участков средневековой застройки за границами оборонительных сооружений. Слово “город” использовалось в источниках в этих случаях для обозначения поселений, по своим размерам близких крупным селам Суздальского Ополья. Города с площадью не более 15 га составляют около трети всех поселений, размеры которых установлены по материалам полевых работ последних десятилетий.

А.В. Куза выделил древнерусские поселения с укрепленной площадью от 2.5 до 40 га и специфическим набором археологических признаков, отражающим их торгово-ремесленные, военно-административные и культурно-идеологические функции, в особую категорию поселений городского типа – малые города. Не отвергая такой возможности, стоит отметить, что города с размерами укрепленных территорий от 2.5 до 40 га в северо-восточных русских землях не образуют гомогенной группы. По формальным признакам в нее можно было бы включить абсолютное большинство рассмотренных поселений – от столь значительных центров, как Переславль, Ярославль и Юрьев, до небольших поселений с укрепленной площадью 2.5–3 га, подобных Ярополчу, Стародубу или Мстиславлю, для обозначения которых также использовался термин “город”. Очевидно, здесь оказались искусственно объединены разные категории поселений, причем поселения с размерами укрепленной площади до 5.5 га заняли обособленное положение.

Девять городов Северо-Восточной Руси известны как центры княжеств, выделившихся в XII – начале XIII в. Обращение к определению их площадей показывает, что ядрами новых политико-административных образований выступали преимущественно крупные города с крепостью площадью не менее 9.5–10 га. Но есть в этом ряду и исключения – Углич и Стародуб – столицы княжеств с земляными укреплениями, ограничивавшими площадь всего 2–2.5 га.

Крупнейшие города Северо-Восточной Руси – старый Ростов и выдвинувшийся на главенствующее положение при Андрее Боголюбском Владимир – по своим размерам вписываются в общий ряд стольных городов севера и юга. Они в полтора-два раза уступают по площади крупнейшим городам Южной Руси, Киеву (300–330 га) и Чернигову (350–440 га), близки словенскому Новгороду (180–230 га) и кривичскому Смоленску (200 га), в 1.5–3 раза превосходят по площади вятичско-мордовскую Рязань (104 га) и Псков (70 га).//

Суммарная площадь участков с культурным слоем XII–XIII вв., документированная полевыми работами, в городах Северо-Восточной земли (Залесья), составляет около 840 га. Если принять во внимание неполноту материалов о культурном слое городов, при которой некоторые участки с застройкой домонгольского времени могут оставаться невыявленными, и полное отсутствие в нашем распоряжении данных о размерах девяти поселений, упомянутых в летописи как города, эта цифра может быть скорректирована в сторону увеличения до 1200–1300 га. Таковы максимально возможные площади урбанистической части Северо-Восточной земли (Залесья) накануне монгольского нашествия.

Данные о размерах территорий древнерусских городов принято считать корректной основой для реконструкции возможной численности населения, исходя из числа жилых построек и усадеб, выявленных на площади раскопов, и их экстраполяции на общую площадь города. Вслед за А.В. Кузой среднестатистическую площадь городской усадьбы исследователи при этом определяют как 400 м², а среднюю численность семьи – как состоящей из 4–6 человек. В.А. Кучкин определил ее как 4.4 человека, взяв в основу расчетов летописные данные о составе княжеских семей XII–XIII вв. А.Б. Мазуров предложил использовать для реконструкции реальных размеров городской территории, занятой жилой застройкой, коэффициент 0.5, исходя из того, что значительные части площадей занимали “неурбанистические элементы ландшафта”. Археолого-демографический метод с разными вариациями и поправками был использован для определения численности населения Новгорода (15–17.5 тыс. человек); Коломны (1.7–2 тыс. человек); Москвы (3 тыс. человек)…

. . . . .

Численность городского населения Северо-Восточной Руси (Залесья) может быть реконструирована в пределах 46.200–71.500 человек.

Цитируется по: Макаров Н.А. Урбанизация Северо-Восточной Руси в XI – первой половине XIII в.: размеры городских территорий.

Подробнее:

http://merjamaa.ru/news/razmer...


МЕРЯ ИЛА!

Божественная Поправка

Друзья, доброго здоровья!Много сейчас идёт разговоров, суждений и обсуждений по поводу поправок в Основной Закон Страны.Внесу, до кучи, свою лепту и я)Тема конечно более чем серьёзная и...

NY Times: Как у России получается так “взлетать” вопреки законам?

Окончание. Начало тут:Ирредента.RUРусская ирредента. Часть 1 - русские рубят русских.Авторитетный американский журнал, в мае 2001-го резюмировал:"С Россией покончено. Неостановимое падение в социальн...

Кто, если не я, думает Вишневский и защищает террористов

Бориска Вишневский все чертыхается из-за террористов «Сети». Дошло до того, что он накалякал письмо генпрокурору РФ. Разумеется, текст письма представляет собой вопли о невиновности радикалов и подпис...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    MERjAMAA 4 февраля 00:16

    Контуры мерянской истории. ч.2. Этнографическая.

    - этно-культурный надлом -В 11 веке в государстве Русь происходила христианизация. Мерянское боярство успело к этому времени обрусеть, и довольно легко приняло новую веру. Но большинство народа Меря и старая племенная знать не хотели расставаться с верой предков. За что и поплатились. Мерянская "земля" потеряла права автономии и перешла в колониальное в...
    88
    MERjAMAA 22 января 21:24

    Контуры мерянской истории. ч.1. эпическая

    Многие века меряноязычные племена предков меря, как и прочие финно-пермяки, жили счастливо в своих лесах у своих рек и озёр. Ткали белые одеяния. Вышивали красной нитью оборки. Пели песни. Пасли скот. Сажали репу. Ловили рыбу. Охотились. Собирали мёд и воск. Рассказывали сказки. Слагали легенды о подвигах предков.Были в них и великаны-"паны", некогда хо...
    111
    MERjAMAA 14 января 20:41

    Великий озёрный путь Мерямаа

    улен яхрен маткема ulen jahren matkema БОЛЬШОЕ ОЗЁРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Главная ось развития, становой хребет Мерямаа. Озёра как образ жизни, как основа мировосприятия. Проследите за очертаниями озёр на этой карте: одно за другим, на всём протяжении,  - и Вы почувствуете отголосок веков, чем жили и что чувствовали наши предки.Большинство из них теперь з...
    157
    MERjAMAA 3 декабря 2019 г. 01:11

    Мерянский язык: основы грамматики.

    Ёлусь па ёлусь! "Пусть будет" - и будет! Так говорили наши предки, приветствуя друг друга.Представляем Вашему вниманию недавно вышедшую в свет книгу "Мерянский язык: словарь, ономастикон и основы грамматики". Впервые предложена реконструкция мерянской грамматики в объёме, достаточном для составления не только небольших фраз, но и развёрнутых предложений....
    467
    MERjAMAA 16 августа 2019 г. 16:50

    ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

    - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
    1136
    MERjAMAA 15 июля 2019 г. 21:32

    Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

    Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
    1661
    MERjAMAA 23 июня 2019 г. 21:38

    Путин знает, куда делся народ чудь

    20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
    1869
    MERjAMAA 10 июня 2019 г. 19:40

    Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

    - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
    2086
    MERjAMAA 9 июня 2019 г. 10:57

    Елма Лил: о мере с Душой

    В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
    2006
    MERjAMAA 8 июня 2019 г. 22:25

    Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

    Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
    2210
    MERjAMAA 28 апреля 2019 г. 18:51

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

    КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась стар...
    4271
    MERjAMAA 15 апреля 2019 г. 18:59

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

    3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
    4752
    MERjAMAA 7 апреля 2019 г. 22:21

    «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

    1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
    4390
    MERjAMAA 31 марта 2019 г. 09:31

    Чудьская элегия. ч.3. Всё что пело, всё что млело... Страсти о былом

    ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ (1877 - 1955)- Не дал Бог мне счастья в жизни - обошло оно меня. Уродилась я сироткой - с малолетства во людях...Но была красивой и дельной, потому и замуж рано выскочила. Выдали за Олександра Платоныча, в большую семью. Коровам на дворе (в хлеве) топили печурку, зашпаривали в колоде солому. А печка была сложена "по-чёрному", и дым расх...
    4710
    MERjAMAA 26 марта 2019 г. 22:28

    Кусь. Чудьская элегия. ч.2. в лесах и в городах

    КУССКОЙ ТОПОР ПИТЕР СТРОИЛКусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусско...
    5056
    MERjAMAA 25 марта 2019 г. 23:05

    Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

    Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие асп...
    4754
    MERjAMAA 24 марта 2019 г. 16:02

    Анка Линд. неомерянский эпос

    - На реке Нерли когда-то грады древние стояли. Жили люди в них - меряне, а вокруг поля, деревни. Муро-песни разливались над крутыми берегами. Ружа-рожь росла повсюду, колос тучный наливая. Итак, дорогие друзья! Нам сложно уже держать нашу крикливую мерянскую птицу в клетке и мы её выкладываем для чтения. Наш этнофутурист и рунопевец Валентин Конста...
    2922
    MERjAMAA 17 марта 2019 г. 23:53

    Старинный праздник Мольба. ч.3. Этно-культурный феномен Поветлужья.

    ч.1. Истоки и варианты праздника.https://cont.ws/@merjamaa/1253889ч.2. Мистерия "живого" огня. https://cont.ws/@merjamaa/1254741Мольба и традиции народной магии Поветлужья.Среднее Поветлужье является кладезем «заговорной» народной традиции. Она вобрала в себя как пласт обрядов и заклинаний магического толка, так и фрагменты древнерусской мифологической карти...
    3293
    MERjAMAA 8 марта 2019 г. 16:40

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.2. Мистерия "живого" огня.

    начало (ч.1. Истоки и варианты праздника):https://cont.ws/@merjamaa/1253889БЕРЕГБлижайший аналог Береговой Мольбы известен в округе села Нежитино Макарьевского р-на Костромской обл. Здесь некогда, во время засухи и эпидемии, был отслужен молебен о ниспослании дождя. Вскоре дождь прошёл. И день этот из поколения в поколение стал передаваться как день благодарения за из...
    5049
    MERjAMAA 7 марта 2019 г. 19:57

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.1. Истоки и варианты праздника.

    Поветлужье - особый мир на исторической окраине русского этнического ареала. Здесь - благодаря относительной отдалённости региона от центров современной цвилизации - сохранились и обрели второе дыхание традиции седой старины. В них сплелись характер, представления и особенности речи различных по происхождению, но близких по мировоззрению этно-культурных групп. Одни ме...
    2612
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика