• РЕГИСТРАЦИЯ

Древняя Русь и русско-финский синтез

0 5570

Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских племен уходят корнями в столь глубокую древность, и степень интеграции этих двух исторических общностей в процессах формирования великорусского этноса столь велика, что часто почти не возможно сепарировать славянские и финские элементы.

Как известно, великорусская народность выросла на финском субстрате. Обширные территории, ныне считающиеся исконно русскими, в древности были заселены представителями финских племен.

Показательно, что само название столицы России имеет, по мнению многих лингвистов, финно-язычное происхождение (Москва, как Сылва, Косьва и пр.) Следовательно, многое из того, что в настоящее время считается исконно-славянским в русской культуре, может иметь в реальности финское происхождение, к сегодняшнему дню, однако, практически неопределимое.

Во-вторых, сходство природных условий существования предопределило сходство многих бытовых и психологических особенностей двух культур, что делает весьма затруднительным атрибуцию тех или иных феноменов как финских или славянских.

В-третьих, поздние контакты с поволжскими и прибалтийскими финнами были гораздо менее острыми (и, следовательно, не столь заметными), чем отношения, например, с тюркскими народами. Все эти трудности, однако, делают проблему русско-финно-угорских отношений особенно интересной для анализа.

Уже Н.М. Карамзин писал о том, что многие финно-язычные племена в древности населявшие территорию России и известные нам по летописным свидетельствам (весь, чудь, меря, мурома) с течением времени растворились в русской массе – «смешались с Россиянами»1.

Точка зрения о мирном постепенном смешении славянского и финского компонента в этногенезе великорусского народа стала господствующей в дореволюционной историографии2.

Большинство ученых сходились во мнении, что славянская миграция имела характер медленной инфильтрации на финские территории, при которой практически не было военных столкновений ввиду наличия большого количества свободных земель, где пришлые селились, не мешая коренным жителям.

Близкое и мирное соседство при явном доминировании русской (православной) культуры привело со временем к полной ассимиляции местных племен. Эта точка зрения, однако, была оспорена в конце XIX века академиком А.И. Соболевским, по мнению которого «теория мирного занятия русскими пустых земель нынешнего великорусского центра не имеет под собою никаких оснований»3. А.И. Соболевский указывал, что «летописи ничего не говорят о мирных, дружественных отношениях русских к финнам». «Более того, многочисленные письменные известия о походах новгородцев на западную чудь, а владимирских князей на мордву, летописные сообщения об избиении сборщиков дани «за Волоком», в Печере и Югре, северные предания о «чуди белоглазой» боровшейся с новгородцами, – все это свидетельствует о напряженных отношениях между славянами и иноязычными племенами.

По мнению Соболевского, происходило постепенное вытеснение финно-угров с коренных территорий под напором русских соседей»1.

В развернувшуюся в последствии дискуссию было вовлечено большое количество именитых историков, диапазон разброса точек зрения был весьма велик: от утверждения, что русский народ имеет в своем составе едва ли не 80 % финской крови (М.Н. Покровский) до полного отрицания влияния финно-угров на русский этногенез (Д.К. Зеленин).

Е.А. Рябинин. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник

Института истории материальной культуры РАН, где работал с 1971 года.

Специалист в области древнерусской и финно-угорской археологии,

истории ранних городов Северной и Северо-Западной Руси.


Определенный итог спорам был подведен в фундаментальном исследовании археолога Е.А. Рябинина, которым была проделана большая работа по анализу и систематизации археологических и иных источников по истории славяно-финских этнокультурных связей.

Детальный разбор археологических данных позволил исследователю утверждать, что «отношения иноязычных народов с славянами затрагивали сферу общественно-политического, экономического и культурного синтеза, активность, уравновешенность или

замедленность темпов которого зависели от уровня развития производительных сил, структуры собственности аборигенных коллективов, хозяйственных возможностей различных районов, интенсивности их освоения населением и временем включений в вассальную и политическую структуру Руси»2.

Социально-экономический синтез привел к началу процесса разрушения родовых отношений у восточноевропейских финнов и вхождению национальной знати в состав древнерусской господствующей верхушки, а простых общинников – в состав зависимого населения Древней Руси (быть может, под именем «смердов»).

Установление даннических отношений сочетались с втягиванием финских территорий в систему торгово-экономических связей.

Под влиянием древнерусского хозяйственно-культурного типа происходило совершенствование традиционных форм производственных орудий и постепенная замена их новыми типами1. Постепенное сближение финского и славянского населения делало первые шаги через избирательное усвоение финно-угорским населением новых элементов материальной и духовной культуры, аккультурации, которая со временем приводила к сглаживанию этнических черт, и образованию синтетической культуры, в которой славянские элементы сочетались с субстратными.

«Происходящие при этом изменения выражаются, прежде всего, в широком распространении вещей, генетически не связанных с традиционными типами, и усвоении местными ремесленниками новых технологических схем и приемов.

На первом этапе культурного сближения наблюдается сосуществование привнесенных извне и местных элементов <…> Смешение культурных традиций значительно усилилось в ходе неоднородной по этническому составу земледельческой колонизации северных территорий и сложения зон чересполосного славяно-финского населения. С XI в. на широкий рынок начинает поступать массовая продукция древнерусских ремесленников (украшения, оружие, орудия труда, бытовой инвентарь, гончарная керамика). Славянские изделия (и наоборот) входят в повседневный обиход древнерусского населения, органично включаются в местный этнографический убор.

Лесная зона Восточной Европы покрывается «вуалью» древнерусской культуры, скрывающей прежние региональные и племенные различия»2.

Культурная близость открывала дорогу более интенсивной физической метисации, прослеживаемой по антропологическим материалам и оставившей след в появлении археологических памятников, для которых характерна не только культура смешанного облика, но костные останки с ослабленными европеоидными чертами3.

Таким образом, стало возможным признать принципиальную правоту точки зрения В.О. Ключевского, по мнению которого ассимиляция финского населения наряду с влиянием природного фактора оказала решающее влияние на «как на хозяйственный быт Великороссии, так и на племенной характер великоросса»1.

Это, однако, не означает, что наблюдения А.И. Соболевского, говорившего о напряженных отношениях славян с автохтонными финскими племенами, совершенно лишены основания. Действительно, письменные и фольклорные2 источники заставляют думать, что столкновения все-таки были.

Но следует иметь в виду, что военные стычки совсем не исключают ни брачных контактов, ни культурного синтеза, ни ассимиляции в конечном итоге.

Механизм подобного рода отношений мы можем рассмотреть на примере материала более позднего времени (XIV – XVI вв.), когда на землях великорусского центра ассимиляционные процессы уже почти завершились, и область активного русско-финского взаимодействия переместилась к окраинам складывающегося Московского царства.

Археолог Макаров Л.Д. Руководитель

Камско-Вятской археологической экспедиции.


В высшей степени интересный вариант русско-финского синтеза дает нам история Вятской земли.

По мнению Л.Д. Макарова3 новгородцы начинают проникать в бассейн реки Вятки в конце XII века. Освоение края ведут в основном новгородские ушкуйники. Их походы нашли отражение в «Повести о стране Вятской», которая, по мнению исследователя, может дать вполне правдоподобные сведения о ранних этапах проникновения в регион:

«В вышеупомянутой «Повести» говориться о походе двух новгородских отрядов из городка в низовьях р. Камы на Среднюю Вятку. Один из них пробрался по волокам с Камы в верховья р. Чепцы

«и вниз по оной пловуще, пленяюще Отяцкие жилища и окруженныя валами ратию вземлюще, и обладающе ими, … внидоша в великую реку Вятку … и узревше… град чудской, называемый Чудью Болваньский городок… той крепкий град взяша воинским промыслом в лето 6689 (1181) месяца июлиа в 24 день… и побиша ту множество Чуди и Отяков, а инии по лесам разбегошася, … и нарекоша той град Никулицин» <…>

Второй отряд новгородцев

«внидоша во устие вятки реки и идоша по ней вверх до Черемишских жилищь и дошедше до Какшарова городка обладаема Черемисою … и начаша ко граду приступати, и другий день от града того жители побежаху, инии же граду врата отвориша. И тако Божиею памощью той Кокшаров град взяша и обладаша, и те Новгородцы распространишеся и начаша жити на всей Вятской стране и посылаху от себе для уведения вверх по Вятке реке места усматривающе»»1.

Таким образом, мы видим, что первоначальный контакт русских (новгородцев) с коренными жителями территории Чепецкого и Вятского бассейнов мирным не назовешь: ушкуйники действуют как завоеватели, грабя местное населения и занимая территорию. Но посмотрим, как события развиваются дальше. После монголо-татарского нашествия под действием внешней угрозы две первоначально возникшие на Вятке самостоятельные волости Никулицин и Котельнич объединяются и создают новую столицу г. Хлынов (Вятка), служившую центром Вятской земли до самого ее присоединения к Московскому княжеству.

Вятский край в древности

по представлениям исследователей 1920 - 1930-х гг. (по П.Н. Луппову, 1929).

1 - Находки каменного века: 2 - Ананьинский могильник (Х-V вв. до н.э.): 3 - костеносные городища (IХ-I вв. до н.э.): 4 - памтники пьяноборской культуры (I- VI вв.): 5 - булгарские городища ( VIII-ХIII вв.); б - камские и средневятские вотские городища (Х-ХIV вв.);

7 - средневятские новгородские городища (XIII-ХIVвв.); 8 - чудские по рекам Чепце,

Каме и Пижме ( VI 1-ХIVвв.).

В рамках Вятской земли оказалось объединено новгородское, финское и тюркское население.

Этнические процессы протекали здесь, судя по всему, тем же образом как это было в Северо-Восточной Руси столетиями раньше. Эпоха первоначальных столкновений сменяется эпохой мирного сосуществования.

Удмуртская племенная знать входит в состав вятского боярства1, «еще в первой половине XVI в. (грамота 1522 г.) удмурты фигурируют среди городских жителей края, например, в г. Слободском

«И буде у Каринских князей и у чювашен и у вотяков дворы в городе есть, и в осаде с ними живут…»2.

Такое тесное соседство становится основой культурного взаимодействия (что в результате приводит к взаимной трансформации новгородской и местных культур), которое затем дает импульс активизации ассимиляционных процессов, в результате которых группы удмуртов, живших западнее Хлынова были полностью ассимилированы, а в антропологическом типе вятчан начинают явственно прослеживаться финно-пермские черты3.

В дальнейшем, когда Вятка утратила самостоятельность и стала управляться московскими наместниками, сложившееся равновесие межнациональных отношений было

нарушено. Полиэтничная местная знать не могла больше служить регулятором добрососедских отношений – верхушка ее была казнена, а остальные (в том числе и удмурты) подверглись выселению в центральные районы России.

Часть финно-угорского населения мигрирует в верховья р. Чепцы4. Однако, начавшиеся этноинтегративное движение на этом не останавливается. Власть московского царя со временем распространяется дальше на восток, и процессы аккультурации и ассимиляции продолжаются (до сегодняшнего дня).

Структурно влияние финно-угорской культуры на русскую напоминает влияние культуры восточной/татарской/исламской.

Сходство заключается в том, что влияния эти в обоих случаях касаются тех областей культуры, которые находятся вне внимания идеологов, вне сферы рефлексии интеллектуальной элиты. Отличие же заключается в том, что влияние финского мира в силу неразвитости общественной жизни касалось в основном бытовых сторон и не поднималось до уровня государственного устройства и политических отношений.

С другой стороны, более интенсивные контакты между восточными славянами и восточноевропейскими финнами могли быть установлены в сфере религиозного мировоззрения, как в дохристианскую и догосударственную эпоху, так позднее, когда сторонники язычества, стремившиеся сохранить свою веру, вынуждены были бежать подальше от центров русского православия, на периферию, где приходили в

соприкосновение с финно-угорскими народами, сохраняющими традиционные верования до сих пор.

Так, например, финский источник, по мнению В.С. Кузнецовой, имеет сюжет о дуалистическом миротворении широко представленный как в великорусском фольклоре, так и в апокрифической литературе (апокриф о Тивериадском море)1. Основу его составил миф о ныряющих на дно океана птицах-демиургах, являющийся базовым в языческом мировоззрении всех финно-угорских народов и восходящий к прауральской мифологии2.

В славянском мире сюжет этот получил чрезвычайно широкое распространение и вошел в культуру не только восточных, но и южных славян, став составным элементом религиозно-мифологической системы богомилов.

. . . . . 

Автор: Долгов Вадим Викторович, на правах рукописи.

Источник: Представления об обществе в картине мира населения

Древней Руси XI – XIII вв.

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Удмуртский государственный

университет»

В заглавной иллюстрации использована иллюстрация

картины "Пикшызе" художника Алексея Григорьева.

Подробнее - по ссылке: 

http://merjamaa.ru/news/drevnj...


МЕРЯ ИЛА!

Герой, посадивший звено Миг-31 в аэропорту Усинска
  • Nikkuro
  • 23 февраля 08:05
  • В топе

Бывшего диспетчера [гражданского] аэропорта Усинска благодарят за спасение экипажей истребителей.   Напомним, авиационный инцидент произошел в ноябре 2018 года: в небе над севе...

Шесть лет перемоги гадости. Итоги

«Нищета ведет к революции, революция – к нищете» Виктор Гюго Ну что, кастрюльки? Гидностью там ещё не захлебнулись? По-моему, уже по уши в гидности, один чуб над поверхностью т...

Россия запустила секретную установку. Помог «единорог Чубайса»

Помните ли вы как совсем недавно словосочетание «российские нанотехнологии» вызывало приступы истерического смеха и безудержный троллинг рыцарей клавиатуры? Но вот прош...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    MERjAMAA 4 февраля 00:16

    Контуры мерянской истории. ч.2. Этнографическая.

    - этно-культурный надлом -В 11 веке в государстве Русь происходила христианизация. Мерянское боярство успело к этому времени обрусеть, и довольно легко приняло новую веру. Но большинство народа Меря и старая племенная знать не хотели расставаться с верой предков. За что и поплатились. Мерянская "земля" потеряла права автономии и перешла в колониальное в...
    97
    MERjAMAA 22 января 21:24

    Контуры мерянской истории. ч.1. эпическая

    Многие века меряноязычные племена предков меря, как и прочие финно-пермяки, жили счастливо в своих лесах у своих рек и озёр. Ткали белые одеяния. Вышивали красной нитью оборки. Пели песни. Пасли скот. Сажали репу. Ловили рыбу. Охотились. Собирали мёд и воск. Рассказывали сказки. Слагали легенды о подвигах предков.Были в них и великаны-"паны", некогда хо...
    118
    MERjAMAA 14 января 20:41

    Великий озёрный путь Мерямаа

    улен яхрен маткема ulen jahren matkema БОЛЬШОЕ ОЗЁРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Главная ось развития, становой хребет Мерямаа. Озёра как образ жизни, как основа мировосприятия. Проследите за очертаниями озёр на этой карте: одно за другим, на всём протяжении,  - и Вы почувствуете отголосок веков, чем жили и что чувствовали наши предки.Большинство из них теперь з...
    161
    MERjAMAA 3 декабря 2019 г. 01:11

    Мерянский язык: основы грамматики.

    Ёлусь па ёлусь! "Пусть будет" - и будет! Так говорили наши предки, приветствуя друг друга.Представляем Вашему вниманию недавно вышедшую в свет книгу "Мерянский язык: словарь, ономастикон и основы грамматики". Впервые предложена реконструкция мерянской грамматики в объёме, достаточном для составления не только небольших фраз, но и развёрнутых предложений....
    471
    MERjAMAA 16 августа 2019 г. 16:50

    ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

    - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
    1143
    MERjAMAA 15 июля 2019 г. 21:32

    Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

    Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
    1669
    MERjAMAA 23 июня 2019 г. 21:38

    Путин знает, куда делся народ чудь

    20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
    1873
    MERjAMAA 10 июня 2019 г. 19:40

    Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

    - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
    2089
    MERjAMAA 9 июня 2019 г. 10:57

    Елма Лил: о мере с Душой

    В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
    2010
    MERjAMAA 8 июня 2019 г. 22:25

    Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

    Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
    2214
    MERjAMAA 28 апреля 2019 г. 18:51

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

    КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась стар...
    4274
    MERjAMAA 15 апреля 2019 г. 18:59

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

    3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
    4757
    MERjAMAA 7 апреля 2019 г. 22:21

    «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

    1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
    4395
    MERjAMAA 31 марта 2019 г. 09:31

    Чудьская элегия. ч.3. Всё что пело, всё что млело... Страсти о былом

    ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ (1877 - 1955)- Не дал Бог мне счастья в жизни - обошло оно меня. Уродилась я сироткой - с малолетства во людях...Но была красивой и дельной, потому и замуж рано выскочила. Выдали за Олександра Платоныча, в большую семью. Коровам на дворе (в хлеве) топили печурку, зашпаривали в колоде солому. А печка была сложена "по-чёрному", и дым расх...
    4711
    MERjAMAA 26 марта 2019 г. 22:28

    Кусь. Чудьская элегия. ч.2. в лесах и в городах

    КУССКОЙ ТОПОР ПИТЕР СТРОИЛКусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусско...
    5058
    MERjAMAA 25 марта 2019 г. 23:05

    Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

    Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие асп...
    4764
    MERjAMAA 24 марта 2019 г. 16:02

    Анка Линд. неомерянский эпос

    - На реке Нерли когда-то грады древние стояли. Жили люди в них - меряне, а вокруг поля, деревни. Муро-песни разливались над крутыми берегами. Ружа-рожь росла повсюду, колос тучный наливая. Итак, дорогие друзья! Нам сложно уже держать нашу крикливую мерянскую птицу в клетке и мы её выкладываем для чтения. Наш этнофутурист и рунопевец Валентин Конста...
    2923
    MERjAMAA 17 марта 2019 г. 23:53

    Старинный праздник Мольба. ч.3. Этно-культурный феномен Поветлужья.

    ч.1. Истоки и варианты праздника.https://cont.ws/@merjamaa/1253889ч.2. Мистерия "живого" огня. https://cont.ws/@merjamaa/1254741Мольба и традиции народной магии Поветлужья.Среднее Поветлужье является кладезем «заговорной» народной традиции. Она вобрала в себя как пласт обрядов и заклинаний магического толка, так и фрагменты древнерусской мифологической карти...
    3298
    MERjAMAA 8 марта 2019 г. 16:40

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.2. Мистерия "живого" огня.

    начало (ч.1. Истоки и варианты праздника):https://cont.ws/@merjamaa/1253889БЕРЕГБлижайший аналог Береговой Мольбы известен в округе села Нежитино Макарьевского р-на Костромской обл. Здесь некогда, во время засухи и эпидемии, был отслужен молебен о ниспослании дождя. Вскоре дождь прошёл. И день этот из поколения в поколение стал передаваться как день благодарения за из...
    5052
    MERjAMAA 7 марта 2019 г. 19:57

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.1. Истоки и варианты праздника.

    Поветлужье - особый мир на исторической окраине русского этнического ареала. Здесь - благодаря относительной отдалённости региона от центров современной цвилизации - сохранились и обрели второе дыхание традиции седой старины. В них сплелись характер, представления и особенности речи различных по происхождению, но близких по мировоззрению этно-культурных групп. Одни ме...
    2616
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика