• РЕГИСТРАЦИЯ

Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.1. Истоки и варианты праздника.

0 2615

Поветлужье - особый мир на исторической окраине русского этнического ареала. Здесь - благодаря относительной отдалённости региона от центров современной цвилизации - сохранились и обрели второе дыхание традиции седой старины. В них сплелись характер, представления и особенности речи различных по происхождению, но близких по мировоззрению этно-культурных групп. Одни местные культурные особенности восходят к древнерусской традиции, другие – к мерянской, некоторые – к марийской.

Праздник Мольба (Коровья Мольба, Коровины, Берегóвая Мольба, Молебствие, Мольбушка, Коси-Моси) является отличительной составляющей духовно-обрядовой традиции Среднего Поветлужья. Здесь Мольба закрепилась в форме особого и, как правило, главного деревенского праздника.

Впервые в начале 1990-х гг. на неё обратил внимание варнавинский краевед М.А.Балдин. Однако, что ему удалось собрать по этой теме, выяснить не представилось возможным, поскольку архив его сохранился не полностью и ещё не разобран. Предлагаемый здесь материал подготовлен на основе опросов, проведённых автором в 2006-2009 гг. в Ветлужском р-не Нижегородской области. Рассмотрим различные аспекты открывшегося этно-культурного феномена и постараемся выявить его истоки.

Праздник отмечается в память о борьбе с мором домашней скотины в кон.19в. (и ранее). Термин «мольба» в народной сакральной традиции имел значение «жертва, жертвоприношение», а так же «братчина» (совместная ритуальная трапеза).[ Зеленин Д.К. Избранные труды (статьи по духовной культуре 1901-1913гг.). М., 1997, с.77, 83, 121.] На Вятке известна Мольба-«Троецыплятница», связанная с молебном о здравии кого либо из родственников.[ Зеленин Д.К. указан.соч., с.105, 107, 111, 114.] В ряде губерний Русского Севера, в т.ч. в Костромской, была известна «Конная Мольба». Но здесь, на Ветлуге, основной мотив Мольбы связан с борьбой против мора прежде всего рогатой домашней скотины. Ближайший аналог Ветлужской мольбы встречается на устье Унжи – в округе села Нежитино.

Для ветлужской Мольбы характерна чересполосность при разных сроках празднования в разных местах (в июле, августе, сентябре, ноябре). Она ни в одном случае не совпадает с «престольными» деревенскими праздниками. В ряде случаев, волостные и приходские центры не включены в сферу этого праздника. Так, Берегóвые деревни с Мольбой после Петрова дня (сер.июля) выделились в особый куст внутри Егорьевского прихода. Деревни Токарихинской (Токариха, Мокруша, 28-29 авг., Козлихинской (Козлиха, Таруниха, 7-8 сент.) и Катунинской (Катунино, Поломка, 8 ноября) Мольбы кольцом охватывают волостной центр – Белышево. Медведовский приход (Медведово, Осотово, Гудки) целиком охватывается Мольбой Макарьева дня (7-8авг.). Культурно близкие Медведову соседние деревни, относившиеся к Архангельскому приходу,[ Архангельское – ныне село Волынцы.] так же отмечали Мольбу, только в другие дни: Шумилово – 29авг.(Госпожинка), а Махони и Голуби – 2авг.(Ильин). Весь этот куст назывался «черемиса». Валовская Мольба – Коровины – проходила 10 августа. Кожевихинская Мольба (Коси-Моси) 10 июля посвящалась овцам.

Такое положение наводит на мысль о подспудной легализации (в кон.19в.) под видом околоцерковных празднеств некоторых особо значимых древнерусских духовных традиций в наименее подверженных церковному влиянию сельских общинах.

Мольба - 2007


Период оформления Ветлужской Мольбы в известных ныне формах приходится на Пореформенную эпоху (1860-е –90-е гг.), когда – на фоне социальных перемен – в сознании крестьян происходили значительные культурные трансформации, задевавшие соотношение сугубо церковных установок и традиционных народных представлений в сакральной сфере.

Этот процесс был практически повсеместным и происходил на памяти «пореформенного» поколения. Так, крестьянин Сычевского уезда Смоленской губернии А.В. Байков в нач.1910-х гг. свидетельствует: «Праздники … церковные у нас сравнительно мало почитаются, а вся беда в так называемых "престольных", местных праздниках… На моей памяти … установлен целый ряд таких праздников. Так, … лет 25-30 тому назад … была чума рогатого скота. В деревне Конопатине она окончилась к 20 июля, и вот деревней установлен был по сему случаю праздник; в деревне Ашиткове чума окончилась к 8 июля – установили 3-дневный праздник… Праздники эти – не престольные, ничего общего с храмом не имеющие».[ Юрьевский, 1914. Возрождение деревни. Пг., 1914. // http://tl2002.livejournal.com/20376.html]

Типологически Ветлужская Мольба входит в цикл «Обетных / Заветных» праздников, являющихся формой живого народного творчества в сакральной сфере.


ВАЛОВО

Валово (вмете с соседней Чухломкой) было одним из центров Мольбы, славилось своими целителями и считалось во многих волостях местом «нечистым», откуда приходят колдуны (заплетавшие, в частности, на полях рожь кругами).[ П.М.А., 2007. Из фолькзаписей Н.А.Коробовой, г.Ветлуга.]

С «колдовским» образом Валова связано описание ряжения на Святки в одной из соседних деревень. Девушки вечером гадают, и вдруг слышат голоса и топот копыт. И разбегаются с криком: «Валовцы идут!, Валовцы идут!».[ П.М.А., 2008.]

Мотив этого возгласа живо перекликается с названием ряжения на Святки в Ухтубужье на Унже: «Жгоны идут». Парни, переодевшиеся в “жгонов”, ... “катать” собирались не валенки, а... девок. ... Ту девушку, которой не повезло и ее поймали, кладут на “валовище”, сверху на нее кидают парня, и, как в блин, их закатывают в половик. Перевязывают жгутом, и начинают катать по полу, периодически останавливаясь и спрашивая девушку: “Ну, как, укаталась?”.[ Михеев Г. Чудная страна Ухтубужье. // http://genamikheev.narod.ru/index/0-609]

Тем самым, название «Валово» связывалось с «валовищем» - приспособлением жгонов для прикатки шерсти при формировании валенок.

Деревни с названием «Валово» есть в Галичском р-не Костромской области, на Вятке и в др. местах.

Валовские Коровины отмечали 10 августа – в день Смоленской иконы Божией Матери. В Вологодской губернии в этот день «кропят коров».[ Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 г.: Календарные праздники и обряды… / Сост.: А.В. Кулёв, С.Р. Балакшина. // http://cultinfo.ru/arts/folk/demo/books/cerep_99/therep99_kalendar1.htm#_1]


МАХОНИ

Махонская мольба по воспоминаниям старожилов предстаёт в виде особого церковного праздника, посвящённого домашней скотине. Возле Махоней стоял на поле Хохорки у р.Вол, где ферма теперь, молельный столбик. В Мольбу (2 августа, в Ильин) после молебна у каменной часовенки в самой деревне люди шли сюда крестным ходом и приводили сюда же своих коров. Батюшка кропил их, молитву читал. Так продолжалось до конца 1930-х гг., когда церкви закрыли. Обращает на себя внимание устройство особого места для «коровьего» моления: за деревней рядом с леском по-над рекой.

В Новгородской, Вологодской и Костромской губерниях (в т.ч. в Поветлужье) на выгонах устраивались деревянные часовни для «конной мольбы».[ Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С.П.б., 1994, с.370 – 371.] Возможно, в случае падежа скота, таковые использовались и для «коровьих» молений. А в советское время, когда крестьянин остался безлошадным, к «конским» часовням стали приводить прежде всего коров.

Мольба на «Ильинки» восходит к известным в Поветлужье «обещаниям» Миколе и Илье, призванным отвратить скотину и людей от болезней. На Миколу резали откормленного бычка. Накануне Ильи – ягнёнка. Лучшую часть мяса несли в церковь. Из остального готовили кушанья для братчины.[ Журавлёв А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. М., 1994., с.20 (по: Завойко, 1917).] Вероятно, подобные жертвы и пиршества («мóльбы») и дали общее название самобытному ветлужскому празднику.

Местные жители подчёркивают сугубо народное происхождение этого варианта праздника: Мольба на «Ильинки» чётко отделяется от «настоящего Ильи». 


МЕДВЕДОВО

В Медведове и Шумилове молельные столбики с иконой под тесовой крышей и крестом стояли в полях по обеим сторонам деревни. Там проводили молебны, и затем ходили по деревне с иконами и освящали дома и дворы с домашней скотиной. У большой часовни, что стояла на стыке Шумилова и Медведова, в Мольбу на Макарьев день (7 августа) накрывали столы и проводили братчину. И до вечера весело – с гармонями – гуляли по деревне. На другой день праздник переходил в дер.Гудки. 

(статья даётся с исправлениями и дополнениями. продолжение следует!)

вариант статьи 2011 года:

Васка Шёмтолгай. "Ветлугаи. Сакральная традиция и этно-культурные связи жителей Поветлужья".

http://merjamaa.ru/news/vetlug...

МЕРЯ ИЛА!

Как попугай Хазанова: «А я и здесь молчать не буду» - Шаведдинов из ФБК судится с комчасти
  • Awgust
  • 21 февраля 22:53
  • Промо

Навальнист Руслан Шаведдинов, которого не так давно под белы рученьки сцопал военкомат и отправил отдавать воинский долг Родине, снова напомнил о себе привычным для сотрудников ФБК Алексея Навального ...

«Крузенштерн», «Седов» и «Паллада» устроили гонки в Южной Атлантике

20 февраля в Южной Атлантике завершилась 200-мильная гонка с участием российских учебных парусных судов - барка «Крузенштерн», барка «Седов» и фрегат «Паллада». Гонка была посвященных 2...

Клеветникам России – либеральным СМИ присвоили новые места в рейтинге
  • Awgust
  • 21 февраля 20:38
  • Промо

Федеральное агентство новостей обновило рейтинг антироссийских СМИ. Это те «вражеские голоса», что систематически и с упорством, достойным лучшего применения, поливают нашу страну грязью. По итогам не...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    MERjAMAA 4 февраля 00:16

    Контуры мерянской истории. ч.2. Этнографическая.

    - этно-культурный надлом -В 11 веке в государстве Русь происходила христианизация. Мерянское боярство успело к этому времени обрусеть, и довольно легко приняло новую веру. Но большинство народа Меря и старая племенная знать не хотели расставаться с верой предков. За что и поплатились. Мерянская "земля" потеряла права автономии и перешла в колониальное в...
    96
    MERjAMAA 22 января 21:24

    Контуры мерянской истории. ч.1. эпическая

    Многие века меряноязычные племена предков меря, как и прочие финно-пермяки, жили счастливо в своих лесах у своих рек и озёр. Ткали белые одеяния. Вышивали красной нитью оборки. Пели песни. Пасли скот. Сажали репу. Ловили рыбу. Охотились. Собирали мёд и воск. Рассказывали сказки. Слагали легенды о подвигах предков.Были в них и великаны-"паны", некогда хо...
    117
    MERjAMAA 14 января 20:41

    Великий озёрный путь Мерямаа

    улен яхрен маткема ulen jahren matkema БОЛЬШОЕ ОЗЁРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Главная ось развития, становой хребет Мерямаа. Озёра как образ жизни, как основа мировосприятия. Проследите за очертаниями озёр на этой карте: одно за другим, на всём протяжении,  - и Вы почувствуете отголосок веков, чем жили и что чувствовали наши предки.Большинство из них теперь з...
    161
    MERjAMAA 3 декабря 2019 г. 01:11

    Мерянский язык: основы грамматики.

    Ёлусь па ёлусь! "Пусть будет" - и будет! Так говорили наши предки, приветствуя друг друга.Представляем Вашему вниманию недавно вышедшую в свет книгу "Мерянский язык: словарь, ономастикон и основы грамматики". Впервые предложена реконструкция мерянской грамматики в объёме, достаточном для составления не только небольших фраз, но и развёрнутых предложений....
    470
    MERjAMAA 16 августа 2019 г. 16:50

    ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

    - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
    1142
    MERjAMAA 15 июля 2019 г. 21:32

    Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

    Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
    1669
    MERjAMAA 23 июня 2019 г. 21:38

    Путин знает, куда делся народ чудь

    20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
    1872
    MERjAMAA 10 июня 2019 г. 19:40

    Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

    - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
    2088
    MERjAMAA 9 июня 2019 г. 10:57

    Елма Лил: о мере с Душой

    В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
    2009
    MERjAMAA 8 июня 2019 г. 22:25

    Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

    Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
    2214
    MERjAMAA 28 апреля 2019 г. 18:51

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

    КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась стар...
    4274
    MERjAMAA 15 апреля 2019 г. 18:59

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

    3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
    4756
    MERjAMAA 7 апреля 2019 г. 22:21

    «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

    1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
    4394
    MERjAMAA 31 марта 2019 г. 09:31

    Чудьская элегия. ч.3. Всё что пело, всё что млело... Страсти о былом

    ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ (1877 - 1955)- Не дал Бог мне счастья в жизни - обошло оно меня. Уродилась я сироткой - с малолетства во людях...Но была красивой и дельной, потому и замуж рано выскочила. Выдали за Олександра Платоныча, в большую семью. Коровам на дворе (в хлеве) топили печурку, зашпаривали в колоде солому. А печка была сложена "по-чёрному", и дым расх...
    4711
    MERjAMAA 26 марта 2019 г. 22:28

    Кусь. Чудьская элегия. ч.2. в лесах и в городах

    КУССКОЙ ТОПОР ПИТЕР СТРОИЛКусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусско...
    5058
    MERjAMAA 25 марта 2019 г. 23:05

    Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

    Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие асп...
    4761
    MERjAMAA 24 марта 2019 г. 16:02

    Анка Линд. неомерянский эпос

    - На реке Нерли когда-то грады древние стояли. Жили люди в них - меряне, а вокруг поля, деревни. Муро-песни разливались над крутыми берегами. Ружа-рожь росла повсюду, колос тучный наливая. Итак, дорогие друзья! Нам сложно уже держать нашу крикливую мерянскую птицу в клетке и мы её выкладываем для чтения. Наш этнофутурист и рунопевец Валентин Конста...
    2923
    MERjAMAA 17 марта 2019 г. 23:53

    Старинный праздник Мольба. ч.3. Этно-культурный феномен Поветлужья.

    ч.1. Истоки и варианты праздника.https://cont.ws/@merjamaa/1253889ч.2. Мистерия "живого" огня. https://cont.ws/@merjamaa/1254741Мольба и традиции народной магии Поветлужья.Среднее Поветлужье является кладезем «заговорной» народной традиции. Она вобрала в себя как пласт обрядов и заклинаний магического толка, так и фрагменты древнерусской мифологической карти...
    3297
    MERjAMAA 8 марта 2019 г. 16:40

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.2. Мистерия "живого" огня.

    начало (ч.1. Истоки и варианты праздника):https://cont.ws/@merjamaa/1253889БЕРЕГБлижайший аналог Береговой Мольбы известен в округе села Нежитино Макарьевского р-на Костромской обл. Здесь некогда, во время засухи и эпидемии, был отслужен молебен о ниспослании дождя. Вскоре дождь прошёл. И день этот из поколения в поколение стал передаваться как день благодарения за из...
    5051
    MERjAMAA 1 марта 2019 г. 19:35

    Древняя Русь и русско-финский синтез

    Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских племен уходят корнями в столь глубокую древность, и степень интеграции этих двух исторических общностей в процессах формирования великорусского этноса столь велика, что часто почти не возможно сеп...
    5569
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика