• РЕГИСТРАЦИЯ

Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

MERjAMAA
МЕРЯ ИЛА!
25 марта 2019 г. 23:05 2 4655

Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие аспекты традиционных ценностей.

Кусь - река в Костромской области, приток Нёмды. Название перекликается с мерянским «кузь» и финским «kuusi» - ель, ёлка. По данным археологии, бассейн реки Кусь входил в состав мерянской этнической территории. В то же время, для заволжских меря нередко употребляли термин Чудь или Чудца. Вероятно, это память об участии в становлении этнического облика местного сельского населения популяций «чудского» (прибалтийского или пермяцкого) происхождения.

В удельно-княжеский период это были земли Галич-Мерьского княжества.

Затем низовья реки были причислены к Кадыйской осаде Костромского уезда. Здесь была образована Кусская волость. В дальнейшем, однако, основная часть той старинной волости обрела имя Чудь. Название «Кусская» сохранилось лишь за частью прежней территории волости.

Верховья Куси оставались в пределах Галичского уезда. Здесь в старину были известны станы: Чудце-и-Шаслов, Атыев, Тепринов. В XIX - нач.XX вв. - Воскресенская и Сретенская волости. Кусская и Чудская волости продолжали существовать до 1924 года, когда были присоединены к соседним волостям.

В восточной части бывшей Чудской волости в 1920-е - 1960-е годы существовал Ново-Чудский сельсовет. В 1965 году выделен Низ-Кусьинский сельсовет. В 2005 г. он был преобразован в муниципальное "сельское поселение". В 2009 году произошло его объединение с соседним "поселением". С этого времени названия на основе Чудь и Кусь исчезли с административной карты Кусско-Чудского края.

Значительно в бассейне реки Кусь присутствие меряно-чудских названий.

Реки: Кусь («елевая», поросшая елями?), Саха, Яхренка (что значит «озёрная»: вытекает из озера). Деревни, сёла, урочища: Троица-Чудцы, Атыево (Атово), Кикиморино, Панькино, село Чудь (ныне Михайловское), Синдяково, Новая Чудь, Саунино.

Любопытны так же названия: Ивачево, Ивонино, Искино, Анцеимово, Костенёво, Корякино, Култышы, Мелюшево, Мулино, Мурино, Бутырино, Семёшево, Чаглово, Лом, Легитово, Хорново, Олонино, Симанково, Степурино, Скорлываново, Соцевино, Шейна, Шарик, Кизляки, Перечи, Ярунино.

Вроде бы по-русски, но явно на каком-то забытом (русско-мерянском?) диалекте.

Мочалова гора

ЭХО ДРЕВНИХ БИТВ

Вдоль реки Кусь в старину пролегала легендарная Галицкая дорога на Казань. По ней в обе стороны шли купеческие караваны. По ней же в лихие годы совершали набеги татары.

Не одну жестокую сечу помнят Кусские берега. Одна из них произошла на Мочаловой горе что у деревни Рубеж. Т.е. у подножия шла рубка на мечах и топорах. А на самой горе уже полное мочилово устроили. До сих пор на той горе находят наконечники стрел...

Где-то на Куси же в 1433 году костромичи с галичанами - во главе с Дмитрием Шемякой и Василием Косым - наголову разбили вторгшийся в пределы Галич-Мерьской земли отряд московского воеводы Юрия Патрикеевича.

Не отсюда ли пошло выражение "Накося, выкуси!"? По мне, так тут каламбур. Подтекст: "На Кося? - выКуси!" То есть: "На брата нашего Косого пошёл? Куси горький вкус отведай!".

Да и оттенок смысла в выражении "Я вам покажу куськину мать!" не просто как ругательство, а как обещание неотвратимой беды, не с этим ли же эпизодом связан?

К тем же временам восходит строительство крепостей на реке Кусь.

У деревни Панькино заметен земляной крепостной вал. Над городищем частенько бьют молнии - значит, в земле есть железо. Принадлежность городища не установлена.

Крепостной вал и камни с различными письменами и знаками и до сих пор можно найти в зарослях у села Боговское (в старину - Никола-острог). Принадлежность этого городища проблематична. Официальная наука приписывает его московитам. Костромские краеведы видят в нём пограничную крепость Галич-Мерьского княжества. А среди местных жителей жива легенда, что тут «татары стояли ордой». Но что это были за татары, да и татары ли вообще?!


«ЗОЛОТОЙ» МАЛЬЧИК

«Татарская» тема не оставляла чУдскую Кусь вплоть до новейшего времени.

Вот не легенда, а быль.

В конце XIX в. местной барыне подкинули мальчика. Когда раскрыли пелёнки, то оказалось, что ребёнок весь «усыпан золотом» - золотыми червонцами. Такое «приданое» указывало на непростое происхождение мальчика, и барыня воспитала его достойно. Когда юноша достиг совершеннолетия, вдруг объявились некие "татары" и выкупили для него немалые земли у некоторых местных обедневших помещиков. Молодой человек завёл на земле, что называется, «правильное хозяйство»: разбил сад, возвёл фермы, закупил сеялки, жатки и молотилки. Построил дегтярный завод. Короче, начал преобразовывать Кусской край всем на благо и себе на доброе имя.

После революции всё отобрали. Однако не сломался, остался на родине, и детей с внуками успел воспитать с крепким внутренним стержнем. Сын, защищая родную Кусь, отдал жизнь в битве под Москвой. А внук всю жизнь трудился, был кузнецом. И тоже большую семью поднял, и в люди вывел. В деревне конца 1940-х - 1950-х гг. это было неимоверно трудно. Под конец жизни иссох, только руки так и остались огромными, мощными.

Что послужило началом этой неординарной истории? Тайна любовной связи? Какой-то трагический случай в неком «благородном семействе»? Или же за всем этим стоит старинная, почти забытая интрига? Быть может, этот мальчик - потомок тех, кто некогда правил этой землёй, но вынужден был её покинуть? Но не оставлял надежды когда-нибудь вернуться... И может, вот таким необычным способом его «внедрили», что бы восстановить былую сакральную связь его рода с их родной землёй?

на Мочаловой горе

воздвижение креста на месте древней битвы

Прекрасные лица наших предков:

И современников:

Топонимы:

Кусские верховья: Чудцы.

погост Атыев (Атуево, Атово)

урочища Саунино, Мулино

Селения в среднем течении Куси. Село Михайловское до 18 века называлось Чудь. Боговское в старину называлось Никола-острог. Там была церковь Никола-Чудо, центр местного культа Николы, образ которого был наиболее близок потомкам мери и чуди.

Кусской край

http://merjamaa.ru/news/chudsk...

МЕРЯ ИЛА!

Жить или не жить! Вот в чём вопрос.

Мною, в Единении с Богом, сделано, считай 50% всей работы по уничтожению иудаизма. Ибо создана соответствующая Идеология, ибо разсказан единственный путь уничтожения иудаизма, дана стра...

«ПРО – иллюзия» - немецкий физик оценил возможности русского «Авангарда»

Среди западных военных экспертов не перестают кипеть страсти касательно новейшего российского оружия. Новые образцы продолжают называть не существующим в железе инструментом запугивания, аргументируя...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    MERjAMAA 14 января 20:41

    Великий озёрный путь Мерямаа

    улен яхрен маткема ulen jahren matkema БОЛЬШОЕ ОЗЁРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Главная ось развития, становой хребет Мерямаа. Озёра как образ жизни, как основа мировосприятия. Проследите за очертаниями озёр на этой карте: одно за другим, на всём протяжении,  - и Вы почувствуете отголосок веков, чем жили и что чувствовали наши предки.Большинство из них теперь з...
    92
    MERjAMAA 3 декабря 2019 г. 01:11

    Мерянский язык: основы грамматики.

    Ёлусь па ёлусь! "Пусть будет" - и будет! Так говорили наши предки, приветствуя друг друга.Представляем Вашему вниманию недавно вышедшую в свет книгу "Мерянский язык: словарь, ономастикон и основы грамматики". Впервые предложена реконструкция мерянской грамматики в объёме, достаточном для составления не только небольших фраз, но и развёрнутых предложений....
    362
    MERjAMAA 16 августа 2019 г. 16:50

    ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

    - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
    1035
    MERjAMAA 15 июля 2019 г. 21:32

    Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

    Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
    1580
    MERjAMAA 23 июня 2019 г. 21:38

    Путин знает, куда делся народ чудь

    20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
    1787
    MERjAMAA 10 июня 2019 г. 19:40

    Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

    - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
    1988
    MERjAMAA 9 июня 2019 г. 10:57

    Елма Лил: о мере с Душой

    В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
    1913
    MERjAMAA 8 июня 2019 г. 22:25

    Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

    Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
    2150
    MERjAMAA 28 апреля 2019 г. 18:51

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

    КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась стар...
    4189
    MERjAMAA 15 апреля 2019 г. 18:59

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

    3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
    4686
    MERjAMAA 7 апреля 2019 г. 22:21

    «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

    1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
    4324
    MERjAMAA 31 марта 2019 г. 09:31

    Чудьская элегия. ч.3. Всё что пело, всё что млело... Страсти о былом

    ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ (1877 - 1955)- Не дал Бог мне счастья в жизни - обошло оно меня. Уродилась я сироткой - с малолетства во людях...Но была красивой и дельной, потому и замуж рано выскочила. Выдали за Олександра Платоныча, в большую семью. Коровам на дворе (в хлеве) топили печурку, зашпаривали в колоде солому. А печка была сложена "по-чёрному", и дым расх...
    4635
    MERjAMAA 26 марта 2019 г. 22:28

    Кусь. Чудьская элегия. ч.2. в лесах и в городах

    КУССКОЙ ТОПОР ПИТЕР СТРОИЛКусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусско...
    4972
    MERjAMAA 24 марта 2019 г. 16:02

    Анка Линд. неомерянский эпос

    - На реке Нерли когда-то грады древние стояли. Жили люди в них - меряне, а вокруг поля, деревни. Муро-песни разливались над крутыми берегами. Ружа-рожь росла повсюду, колос тучный наливая. Итак, дорогие друзья! Нам сложно уже держать нашу крикливую мерянскую птицу в клетке и мы её выкладываем для чтения. Наш этнофутурист и рунопевец Валентин Конста...
    2851
    MERjAMAA 17 марта 2019 г. 23:53

    Старинный праздник Мольба. ч.3. Этно-культурный феномен Поветлужья.

    ч.1. Истоки и варианты праздника.https://cont.ws/@merjamaa/1253889ч.2. Мистерия "живого" огня. https://cont.ws/@merjamaa/1254741Мольба и традиции народной магии Поветлужья.Среднее Поветлужье является кладезем «заговорной» народной традиции. Она вобрала в себя как пласт обрядов и заклинаний магического толка, так и фрагменты древнерусской мифологической карти...
    3238
    MERjAMAA 8 марта 2019 г. 16:40

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.2. Мистерия "живого" огня.

    начало (ч.1. Истоки и варианты праздника):https://cont.ws/@merjamaa/1253889БЕРЕГБлижайший аналог Береговой Мольбы известен в округе села Нежитино Макарьевского р-на Костромской обл. Здесь некогда, во время засухи и эпидемии, был отслужен молебен о ниспослании дождя. Вскоре дождь прошёл. И день этот из поколения в поколение стал передаваться как день благодарения за из...
    4975
    MERjAMAA 7 марта 2019 г. 19:57

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.1. Истоки и варианты праздника.

    Поветлужье - особый мир на исторической окраине русского этнического ареала. Здесь - благодаря относительной отдалённости региона от центров современной цвилизации - сохранились и обрели второе дыхание традиции седой старины. В них сплелись характер, представления и особенности речи различных по происхождению, но близких по мировоззрению этно-культурных групп. Одни ме...
    2509
    MERjAMAA 1 марта 2019 г. 19:35

    Древняя Русь и русско-финский синтез

    Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских племен уходят корнями в столь глубокую древность, и степень интеграции этих двух исторических общностей в процессах формирования великорусского этноса столь велика, что часто почти не возможно сеп...
    5456
    MERjAMAA 28 февраля 2019 г. 19:54

    Размеры городов Залесской земли в 12-нач.13 вв.

    На территории Северо-Восточной земли (Залесья) известны 33 населенных пункта XII–XIII вв., прямо названных городами или рассматривающихся историками как таковые, исходя из контекста их упоминаний в письменных источниках... Для 20 городов имеются данные о размерах их укрепленных частей, для 19 накоплены определенные наблюдения, позволяющие с разной степенью точности оц...
    4231
    MERjAMAA 23 февраля 2019 г. 14:07

    Вооружение летописной мери. к вопросу идентификации

    Меря – древнерусское летописное финно-угорское племя, населявшее в VI – XV вв. район озёр Неро и Плещеева: «а на Ростовьскомъ озере Меря а на Клещине озере Меря же»1.Подавляющее большинство предметов вооружения летописной «ростовской» мери, найденных археологами, происходит с территории мерянского племенного центра – Сарского городища, располагавшегося к югу от Росто...
    3219
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика