• РЕГИСТРАЦИЯ

«Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

1 4395

1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.

Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на приверженцев старого обряда, это было воспринято в народе как покушение на веру предков. Староверы оказались в таком же положении, что и проживавшая на Верхневолжье меря за шесть веков до этого.

Где же новые изгнанники – старообрядцы нашли себе первое и достаточно надёжное убежище от гонений московских властей? За Волгой, на Керженце. Отсюда их прозванье «кержаки». Но именно эта область между Волгой, Унжей и Ветлугой в конце 12 – 14 веках называлась Меровия! Здесь тогда осели не пожелавшие принять новую и непонятную для них христианскую веру беженцы – меряне и славяне из Ростово-Суздальской и Костромской земель. Сюда же, через столетия, по их стопам устремились гонимые приверженцы «Старой» христианской веры.

Наверняка столпы Старой веры (такие, как Дионисий Шуйский, родственник царя Василия Шуйского) точно знали, где и у кого искать помощи в обстановке жестоких гонений. Ещё свежи были в памяти народной подвиги потомков мери в страшное Смутное время. Нижегородец Кузьма Минин поднял на борьбу с внешним и внутренним врагом Нижегородское ополчение. Подвиг костромича Ивана Сусанина стал притчей во-языцех. Тем самым, потомки мери становились в острие борьбы за традиционное общественное устройство. К кому же, как не к ним было ещё обратиться за помощью беженцам-староверам?! Возможно, направление поиска мест безопасного жительства им подсказали строки предания о «Невидимом граде Китеже», сохранённого проживавшими в Городце на Волге прямыми потомками суздальской мери.

В нём Городец назывался «Малым Китежем». А на окрестности Керженца прямо указывалось, как на месторасположение Святого Убежища – «Большого Китежа». Потомки мери не забыли уроков прошлого и с полным сочувствием приняли старообрядцев, разделив с ними их судьбу. К кон. 17 в. на Керженце появилось 77 убежищ-скитов. Самым первым был основан скит в урочище Шарпан, что на реке Санохте, близ нынешнего города Семенова. Скит Смольяны основал старец Дионисий Шуйский.

В верховьях Керженца образовался куст староверческих скитов с названием Белбаж, отсылающим нас к стародавним представлениям населения Верхневолжья, как славян, так и мери. Соседи мери – марийцы почитают Ош Поро Кугу Юмо («Великого Доброго Белого Бога»). По допросу же Яном Вышатичем пришедших с Ярославля на Белоозеро кудесников (11 век) известно о распространённом тогда среди жителей Верхневолжья дуализме: чёрный «бог в бездне» слепил человека, а белый «Бог на небесах» вложил в человека душу. Отголоски подобного дуализма сохранялись в заговорной традиции этих мест до 20 в. К примеру, в обороте «бог несчастливых духов».

Вблизи Семёнова на берегу Керженца расположена деревня Мериново, явное напоминание о проживавших здесь прямых потомках мери. На мериновском погосте завещали хоронить себя самые ярые староверы. Их тела тайно везли сюда из самых отдаленных мест.

Старообрядческий центр на Керженце вскоре распространил своё влияние на всё Верхневолжье. Такой успех во многом объясняется массовым вливанием в старообрядческий протест против нововведений в сакральной сфере потомков мери, составлявших большинство населения Верхневолжья. Тем самым, чисто конфессиональное движение на этно-культурной почве Верхневолжья быстро обрело суб-этнический оттенок.

В дальнейшем, из-за разорений кержацких скитов карательными командами, большинство кержаков выселились в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Старый Шарпан был разорён в 1852 г. Но вскоре неподалёку на «полянке старицы Февронии Шарпанской», вокруг её могилы, источавшей в день Пасхи целебную воду, был основан женский скит Новый Шарпан. Просуществовал этот скит до 1928 года. Последней игуменьей в нём была мать Меропея.

Часть кержаков обосновалась за Ветлугой – в Урень-крае. Некоторые же, претерпев все напасти, остались на месте и дали начало селениям вокруг Городца, Семёнова и Ковернина. Городец прославился своей древней старообрядческой часовней, ставшей одним из центров духовного притяжения для староверов Нижегородского края. Эти места в 19 веке стали знамениты весьма предприимчивыми мастерами резьбы по дереву (вспомним мерянские мотивы в орнаментах наличников Городецкой резьбы), плетения корзин и коробов из лозы, туесов и пестерей из бересты, ложкарями да лапотниками. А затем – истинно народными мотивами росписи деревянной посуды, известной под маркой Хохлома. Близкая к хохломской традиции роспись Семёновской матрёшки зародилась в д.Мериново.

старинная матрёшка мастера Шарпанова

Елизавета Майорова из д.Мериново

Её старшая сестра Люба впервые расписала матрёшку в Мериновском / Семёновском стиле.

Иконописный промысел Палеха, Холуя и Мстёры так же развился на староверческой почве. Причём, не вполне европейские, «югорские» черты в ликах святых некоторых палехских икон наводят на мысль о мерянском происхождении некоторых местных богомазов.

2. В ПОИСКАХ «БЕЛОВОДЬЯ». РОГОЖКА И ГУСЛИЦЫ ПРИПАДАЮТ К БЕЛОЙ КРИНИЦЕ

Пожалуй, самым удивительным старообрядческим движением стоит признать деятельный поиск Беловодья, легендарной праведной страны, где благочестие Православной веры сохраняется в неизменности и где каждый гонимый и страждущий истинно-верующий сможет найти себе прибежище. Легенда о Беловодье живо перекликается с преданием о граде Китеже. Вероятно, перед нами произведения единой (позднемерянской?) культурной традиции, в центре которой – идеал сокрытой от злого окружения, но ждущей в свои пажити всех истинно-верующих, праведной, отчасти волшебной, но от того не перестающей быть вполне земною страны. В ходивших по рукам списках указывался «маршрут» в эту счастливую землю: «Так бегите ж скорей вдоль пустыни и гор…». И ведь некоторые добежали! До Алтая.

Бухтарминское узорочье

В нач.-сер. 18в. граница России проходила по северным предгорьям Алтая. Староверы – выходцы с Русского Севера, «беспоповцы» (признававшие только священство гипотетического Беловодья), ушли за пределы «царства антихриста» и расселились в долине реки Бухтарма – у подножия горы Белухи. Казалось, здесь сказка о Беловодье воплотилась в реальности! За предгорьями Белухи так и закрепилось это название: Беловодье. Лишь в конце 18 в. этот удивительный край был присоединён к России.

Сообразив, что они живут лишь на пороге настоящего Беловодья, бухтарминцы предприняли в 19 в. несколько эпических экспедиций в поисках страны своей мечты. Наиболее крупные – в 1860-х годах, когда они доходили до озера Лобнор и ближайших к нему долин Тибета. В кон. 18 века на Курилах, на о.Уруп (по-русски – о.Надежды) была основана и с десяток лет процветала община староверов во главе с Василием Звездочётовым. Адрес этой общины практически совпадал с указанным в предании о Беловодье: «За морем Опонским» (т.е. Японским).

НА КУЛИШКАХ

В другую сторону, – на запад – двинулся от храма Всех святых на Кулишках («кулига», «кулишка» по-мерянски – лужайка; святлище) поток купеческой старообрядческой эмиграции из Москвы и окрестных уездов (от Ярославля и Рязани до Калуги и Орла). Под водительством попа Кузьмы поток беженцев достиг Стародубья, что в Брянских лесах. Тогда, в кон.17 – нач.18 вв., это была территория автономной украинской Гетманщины. Часть общин Стародубья вместе с Кузьмой перешла тогдашнюю польскую границу и поселилась вокруг местечка Ветка (на востоке Белоруссии). Здесь им удалось построить старообрядческий храм. Занятия ремеслом и торговлей вскоре привели к процветанию общины. Казалось, и здесь сказка о Беловодье начинала сбываться.

Ветка получила влияние на многие старообрядческие общины России. Но в 1760-х гг. она была разорена перешедшими польскую границу царским войсками. 20 тыс.чел. её жителей были угнаны в Сибирь и расселены на Алтае и в Забайкалье. Некоторой части были выделены земли на р.Иргиз. В Поволжье, поближе к Иргизу, переселяются староверы с разоряемого Керженца. На Иргизе проводятся церковные Соборы священников-старообрядцев. Своё высокое положение духовного центра старообрядчества общины Иргиза сохраняли до нач.19 в.

С 1770-х гг. появляется новый центр старообрядческой «поповщины» – московская Рогожская ямская слобода, «Рогожка», как её ласково называли. Здесь была организована община вокруг часовни старообрядческого Рогожского кладбища. Во главе её стояли «именитый гражданин» Никита Павлов, московские купцы Рахмановы, Солдатенковы, Оловянниковы и др. Любопытно, что слобода была так названа в честь села Рогожи (ныне – г.Ногинск), также старообрядческого и расположенного вблизи старообрядческой Гуслицкой волости.

Гуслицы – этнографический район на стыке нынешних Егорьевского, Орехово-Зуевского и Павлова-Посадского районов. Река Гуслица впадает в протекающую через весь район реку Нерская (ранее – Мерская). Возможно, что название Гуслица связано не с «гуслярами», а восходит к мерянскому «кузь / гусь» – ель, ёлка. Глухие леса этого района стали в своё время убежищем для многих мерянских родов древней Суздальской земли. И сюда же устремились староверы Москвы и окрестностей. В 18 – 19 вв. гусляки были поголовно староверами. Вместе с тем, здесь сохранились и древние мерянские представления и обычаи. Жители некоторых местных деревень считаются потомственными колдунами. Кладбища расположены прямо в сосновых и еловых лесах. На могилах устанавливаются камни-окатыши – «окна» в мир предков.

Кроме Рогожской слободы староверческими были подмосковные сёла Черкизово, Капотня, Печатники, Строгино, Сетунь, Нижние Котлы, Крылатское и др. Много староверческих селений было в Богородском, Бронницком и Коломенском уездах.

Ещё один поток беженцев устремился из «царства антихриста» в благословенное Прикарпатье, а так же к низовьям Дуная, – в тогдашние турецкие пределы. В нач.-сер. 18 в. здесь, в Добрудже и Молдове, расселились общины донских казаков-некрасовцев, часть выселенных с Запорожья запорожских казаков, часть ветковцев, крестьяне-староверы из чернозёмных уездов России. Позднее эта общность стала известна, как «липоване».

В кон.18 в. на перешедшей от Польши к Австрии Буковине липованами основано село Белая Криница. В 1839 г. оно было выбрано представителями Рогожского центра в качестве будущей резиденции общерусского древле-православного митрополита. В 1846 г. подходящий для истового староверческого духа благочестивый митрополит был найден в Константинополе. То был Амвросий, бывший ранее митрополитом Боснийским. Он с воодушевлением принял предложение русских староверов и стал их архипастырем. Так Белая Криница на некоторое время стала новым центром «поповщины». Начавшиеся вскоре гонения со стороны австрийских властей, вызванные гневными требованиями Николая 1-го уничтожить Белокриницкую митрополию, не смогли сломить праведного митрополита, его клир и паству. Потомки липован составляют ныне многочисленную общину Русской Православной старообрядческой Церкви в Румынии (Белокриницкой иерархии). Похоже, они обрели-таки своё «Беловодье».

Кержаки и гусляки вслед за Рогожей с удивлением узнавали в названии Белая Криница имя давно искомой ими праведной страны Беловодье и с готовностью принимали присылаемых с 1853 г. в Россию белокриницких архиепископов. Однако, в 1863 г. российская часть старообрядческой церкви белокриницкой иерархии разделилась. Рогожские денежные тузы не хотели далее ссориться с властями из-за того, что получают духовное окормление из-за границы. Они образовали независимую от белокриницкого митрополита «Древлеправославную Церковь Христову». Ныне это Русская Православная старообрядческая Церковь. Другим же компромисс с властями был ни к чему, а обаяние легенды о Беловодье на них ещё действовало. Они некоторое время ещё сохраняли связь с Белой Криницей. Центр их находился в Гуслицах. Здесь они проводили свои церковные Соборы. Впрочем, постепенно противостояние Рогожи и Гуслиц затихло. Многие примирились с Рогожским центром. Другие же предпочли уйти к «беспоповцам».

Рогожско-Белокриницкая церковь вобрала в себя множество староверческих общин Верхневолжья. В 1908 г. в с.Стрельниково Шунгенской вол. Костромского уезда (ранее – Мерьский стан) стараниями о.Григория Лакомкина и местного подвижника М.И. Морозова было открыто певческое училище, прославившееся вскоре на всю старообрядческую Россию. Братья Лакомкины, уроженцы с.Золотилово Нерехтского у. (ныне – Вичугского р-на) – виднейшие святители РПСЦ первой половины 20 века.

М.И. Морозов

Певческое училище в Стрельникове

о.Григорий Лакомкин, учителя пения Гусевы и учащиеся первого выпуска певческого училища

У староообрядческого храма в Стрельникове


МЕРЯ ИЛА!

Шесть лет перемоги гадости. Итоги

«Нищета ведет к революции, революция – к нищете» Виктор Гюго Ну что, кастрюльки? Гидностью там ещё не захлебнулись? По-моему, уже по уши в гидности, один чуб над поверхностью т...

Россия запустила секретную установку. Помог «единорог Чубайса»

Помните ли вы как совсем недавно словосочетание «российские нанотехнологии» вызывало приступы истерического смеха и безудержный троллинг рыцарей клавиатуры? Но вот прош...

Украина - виновные найдены. Можно деградировать дальше.

Четыре года назад я написал фантастический рассказ о деградации протоукров для проекта «СССР-2061» (но его тогда завернули). Но прошло несколько лет, и этот рассказ уже не каже...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    MERjAMAA 4 февраля 00:16

    Контуры мерянской истории. ч.2. Этнографическая.

    - этно-культурный надлом -В 11 веке в государстве Русь происходила христианизация. Мерянское боярство успело к этому времени обрусеть, и довольно легко приняло новую веру. Но большинство народа Меря и старая племенная знать не хотели расставаться с верой предков. За что и поплатились. Мерянская "земля" потеряла права автономии и перешла в колониальное в...
    97
    MERjAMAA 22 января 21:24

    Контуры мерянской истории. ч.1. эпическая

    Многие века меряноязычные племена предков меря, как и прочие финно-пермяки, жили счастливо в своих лесах у своих рек и озёр. Ткали белые одеяния. Вышивали красной нитью оборки. Пели песни. Пасли скот. Сажали репу. Ловили рыбу. Охотились. Собирали мёд и воск. Рассказывали сказки. Слагали легенды о подвигах предков.Были в них и великаны-"паны", некогда хо...
    118
    MERjAMAA 14 января 20:41

    Великий озёрный путь Мерямаа

    улен яхрен маткема ulen jahren matkema БОЛЬШОЕ ОЗЁРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Главная ось развития, становой хребет Мерямаа. Озёра как образ жизни, как основа мировосприятия. Проследите за очертаниями озёр на этой карте: одно за другим, на всём протяжении,  - и Вы почувствуете отголосок веков, чем жили и что чувствовали наши предки.Большинство из них теперь з...
    161
    MERjAMAA 3 декабря 2019 г. 01:11

    Мерянский язык: основы грамматики.

    Ёлусь па ёлусь! "Пусть будет" - и будет! Так говорили наши предки, приветствуя друг друга.Представляем Вашему вниманию недавно вышедшую в свет книгу "Мерянский язык: словарь, ономастикон и основы грамматики". Впервые предложена реконструкция мерянской грамматики в объёме, достаточном для составления не только небольших фраз, но и развёрнутых предложений....
    471
    MERjAMAA 16 августа 2019 г. 16:50

    ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

    - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
    1143
    MERjAMAA 15 июля 2019 г. 21:32

    Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

    Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
    1669
    MERjAMAA 23 июня 2019 г. 21:38

    Путин знает, куда делся народ чудь

    20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
    1873
    MERjAMAA 10 июня 2019 г. 19:40

    Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

    - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
    2089
    MERjAMAA 9 июня 2019 г. 10:57

    Елма Лил: о мере с Душой

    В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
    2010
    MERjAMAA 8 июня 2019 г. 22:25

    Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

    Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
    2214
    MERjAMAA 28 апреля 2019 г. 18:51

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

    КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась стар...
    4274
    MERjAMAA 15 апреля 2019 г. 18:59

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

    3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
    4758
    MERjAMAA 31 марта 2019 г. 09:31

    Чудьская элегия. ч.3. Всё что пело, всё что млело... Страсти о былом

    ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ (1877 - 1955)- Не дал Бог мне счастья в жизни - обошло оно меня. Уродилась я сироткой - с малолетства во людях...Но была красивой и дельной, потому и замуж рано выскочила. Выдали за Олександра Платоныча, в большую семью. Коровам на дворе (в хлеве) топили печурку, зашпаривали в колоде солому. А печка была сложена "по-чёрному", и дым расх...
    4711
    MERjAMAA 26 марта 2019 г. 22:28

    Кусь. Чудьская элегия. ч.2. в лесах и в городах

    КУССКОЙ ТОПОР ПИТЕР СТРОИЛКусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусско...
    5058
    MERjAMAA 25 марта 2019 г. 23:05

    Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

    Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие асп...
    4764
    MERjAMAA 24 марта 2019 г. 16:02

    Анка Линд. неомерянский эпос

    - На реке Нерли когда-то грады древние стояли. Жили люди в них - меряне, а вокруг поля, деревни. Муро-песни разливались над крутыми берегами. Ружа-рожь росла повсюду, колос тучный наливая. Итак, дорогие друзья! Нам сложно уже держать нашу крикливую мерянскую птицу в клетке и мы её выкладываем для чтения. Наш этнофутурист и рунопевец Валентин Конста...
    2924
    MERjAMAA 17 марта 2019 г. 23:53

    Старинный праздник Мольба. ч.3. Этно-культурный феномен Поветлужья.

    ч.1. Истоки и варианты праздника.https://cont.ws/@merjamaa/1253889ч.2. Мистерия "живого" огня. https://cont.ws/@merjamaa/1254741Мольба и традиции народной магии Поветлужья.Среднее Поветлужье является кладезем «заговорной» народной традиции. Она вобрала в себя как пласт обрядов и заклинаний магического толка, так и фрагменты древнерусской мифологической карти...
    3298
    MERjAMAA 8 марта 2019 г. 16:40

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.2. Мистерия "живого" огня.

    начало (ч.1. Истоки и варианты праздника):https://cont.ws/@merjamaa/1253889БЕРЕГБлижайший аналог Береговой Мольбы известен в округе села Нежитино Макарьевского р-на Костромской обл. Здесь некогда, во время засухи и эпидемии, был отслужен молебен о ниспослании дождя. Вскоре дождь прошёл. И день этот из поколения в поколение стал передаваться как день благодарения за из...
    5053
    MERjAMAA 7 марта 2019 г. 19:57

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.1. Истоки и варианты праздника.

    Поветлужье - особый мир на исторической окраине русского этнического ареала. Здесь - благодаря относительной отдалённости региона от центров современной цвилизации - сохранились и обрели второе дыхание традиции седой старины. В них сплелись характер, представления и особенности речи различных по происхождению, но близких по мировоззрению этно-культурных групп. Одни ме...
    2616
    MERjAMAA 1 марта 2019 г. 19:35

    Древняя Русь и русско-финский синтез

    Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских племен уходят корнями в столь глубокую древность, и степень интеграции этих двух исторических общностей в процессах формирования великорусского этноса столь велика, что часто почти не возможно сеп...
    5571
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика