• РЕГИСТРАЦИЯ

«Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

0 4275

КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».

В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась старообрядческая концепция «Дела» – подвига во имя спасения души и веры. Предпринимательский «труд благой» был признан душеспасительным.

Устройство предпринимателями-старообрядцами больниц и рабочих спален для фабричных обусловливалось сохранением конфессиональной традиции общинного распределения результатов предпринимательской деятельности. Хозяин, несмотря на лучшие условия жизни, «не чувствовал себя ни в бытовом отношении, ни духовно иным, чем рабочие его фабрики». Будучи официально хозяевами своих предприятий, староверы-фабриканты сознавали себя «Божьими доверенными» по управлению хозяйством церковной общины, к которой они принадлежали.Фабричные цеха становились безопасным местом для отправления многократных ежедневных богослужений: «...внушительное и трогательное зрелище представляет эта громадная толпа суровых молитвенных лиц, то неподвижно глядящих вперед на темные иконы, то с шелестом и все вместе осеняющихся широким крестом, то всей громадой, со вздохами и молитвами, кладущих земные поклоны».Там же проводились заседания Советов общин, превратившиеся в конфессионально-административные органы управления духовной жизни и местного самоуправления. Фабрика становилась храмом, культовым сооружением и одновременно центром местной жизни.

Подобная нацеленность предпринимателей-староверов на процветание всей конфессионально-производственной общины и соблюдение её нравственного здоровья в значительной степени восходит к традициям позднемерянских общин Верхневолжья. И это не случайно. Целый ряд кланов староверов-промышленников, в т.ч. таких выдающихся, как Морозовы, Куваевы, Бурылины, Горбуновы и ряд других имеют мерянские корни.Род Морозовых, чья фабричная вотчина располагалась в Орехово-Зуеве (Никольская мануфактура) и в Богородске (ныне – Ногинск) (Богородско-Глуховская мануфактура), справедливо заслужил славу самых крупных благотворителей, оставивших после себя лучшие фабрики России и множество учреждений социальной и культурной сферы. С 1870-х годов Морозовы развернули широкое строительство рабочих казарм с комнатами для отдельных семей, с каминами и пуховыми подушками и с бесплатным проживанием.При фабриках имелись фермы по 25-30 коров в каждой. Молоко для грудных детей рабочих выдавалось бесплатно. Морозовы выделяли большие средства на развитие и содержание учебных заведений.

Морозовская школа для детей рабочих
Для рабочих были выстроены больницы, детские ясли, бани, парк со сценой, Зимний театр. На его сцене выступали Шаляпин, Качалов, Собинов, Нежданова, Яблочкина и мн. др.

В Никольском Морозовыми были открыты две библиотеки (Саввинская и Викуловская). По свидетельству самих рабочих, Савва Морозов за двадцать лет, в течение которых он управлял фабриками, «стремился, чтобы условия труда, казармы, бараки, школы и больница на его предприятии были лучше, чем у других фабрикантов».


Тимофей Саввич прибегал к штрафованию рабочих, но не ради лишней прибыли, а только в воспитательных целях, за производственную халатность работника. По свидетельству очевидцев, он потом часами отмаливал грех штрафования, необходимого, по его мнению, чтобы «добиться безукоризненного товара».

Мария Фёдоровна Морозова - супруга Тимофея Саввича и мать Саввы Тимофеевича

В 1896 г. Савва Морозов перешёл на своей фабрике с 12-часового на 9-часовой рабочий день.

В цеху Морозовской фабрики.

Инспектировавший фабрику полковник П.И. Воронов с удивлением отмечал: «Казармы устроены согласно новейшим требованиям гигиены и санитарии… и содержатся в совершенной чистоте... Бесплатными квартирами пользуется до 7500 рабочих и до 3000 членов их семей. При казармах состоят фельдшера-санитары. Проживающим на наемных квартирах и в своих домах платят каждому рабочему по 1 рублю 50 коп. квартирных в месяц. Розничные магазины за наличные деньги и в кредит обеспечивают пайщиков-рабочих … товарами… Пай общества стоит 5 рублей... Савва Морозов … (для своих рабочих) делал скидку 5% со стоимости продуктов, с других же предметов даже 10 % …; кажись, другого такого благодетеля, как Савва Морозов, во Владимирской губернии не найдешь».

Впрочем, другие фабриканты отреагировали на правительственные планы сокращения рабочего дня неоднозначно. Они небезосновательно заявляли, что для рабочих лучше находиться в «светлом и здоровом помещении фабрики» чем «в душной атмосфере своей избы». Не понимая, о чем идет речь, интеллигенция саркастически воспринимала подобные высказывания. Смысл, который староверы вкладывали в свои слова, многим не понятен и сегодня. Подоплёка же состояла в том, что рабочий на староверческих фабриках и до официального сокращения рабочего дня не работал больше 9 часов. Час уходил на обед, ещё два – на перерывы для молитв. Такого не было на фабриках новообрядческих предпринимателей.Биржа использовалась староверами не для совершения сделок: договоры заключались в кулуарах. Основная роль биржевого комитета заключалась в представительстве русских, в основном старообрядческих, интересов против зарубежного капитала. Староверы не пускали иностранный капитал в свою деловую сферу.

В нач. 20 века министр финансов И.А.Вышнеградский констатировал: «Наши христолюбивые старообрядцы – «преображенцы» в российском торгово-фабричном деле – великая сила; они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до полнейшего совершенства и цветущего состояния.»

Рабочие Коноваловской фабрики в Вичуге

В Вичугском крае особо выделяются староверческие династии Коноваловых и Разорёновых.

Наиболее распространёнными среди вичугских купцов-фабрикантов были организации бегунов-странников и Спасова согласия. Вичугские фабриканты строили и содержали храмы, школы, больницы, cодержали знаменитые хоры, поддерживали творческую интеллигенцию. Иван Коновалов и Иван Кокорев выстроили Красную церковь в Вичуге с колокольней-«свечой»...

...и Хреновскую церковно-учительскую семинарию, выпускниками которой стали всемирно известные экономист Николай Кондратьев и социолог Питирим Сорокин.

 

Разорёновы были главными меценатами художника Ефима Честнякова, -

- этого певца народной (мерянской) самобытности.

 

Облицованная мрамором больница для рабочих, 9-часовой рабочий день в 1900 г., и многие другие достижения известного предпринимателя-старовера А.И. Коновалова могут казаться «потемкинской деревней», витриной старообрядчества.

Но вот, - менее известная династия Балиных из села Южа Вязниковского уезда. Здесь для рабочих были построены 3-4-этажные общежития с бесплатными яслями. Для кадровых рабочих – 7-8-квартирные дома. Проживание – бесплатное. Для постройки собственных домов выдавались беспроцентные ссуды.

В доме рабочего в Юже

Медицинское обслуживание – бесплатно. Имелась каменная больница на 50 коек.

В лесу, среди сосен, располагался противотуберкулезный санаторий.

Для инвалидов и престарелых устроена богадельня. В посёлке – профтехучилище для рабочей молодежи. Обучение и пользование библиотекой – бесплатное. К 1910 г. появился Народный дом с театральным залом для профессиональных и самодеятельных артистов.

В Иванове с конца 18 века возникает ситцепечатное производство.


В музее ивановского ситца

Старообрядец Осип Соков выведал секреты крашения на предприятии Лимана. Ситцы, производимые на его мануфактуре, отличались затейливыми рисунками и прочными яркими (заварными) красками.

Старообрядческий Казанский храм в Иваново-Вознесенске. Переделан из корпусов Соковской мануфактуры. Поднятие колоколов на звонницу, 1910 г.

Затем в Иванове выделились две наиболее предприимчивые фамилии: Бурылины и Гарелины. Гарелины, по преданию, были выходцами из Галича (Мерьского). Гарелинская фабрика была лучшей среди местных предприятий. Яков Петрович Гарелин являлся не только предпринимателем, но и меценатом и историком своего края. После его кончины большая часть собранных им книг сформировала основу для городской библиотеки, а позднее составила фонд областной научной библиотеки. В 1850 г. он оборудовал больницу при своей фабрике. На общие средства ряда ивановских фабрикантов в 1861 г. была открыта большая больница для мастеровых и рабочих. А через несколько лет – училище мастеровых и рабочих.

Н.Г. Бурылин и Н.Бурылина (урождённая Куваева).

Капитал Бурылиных приумножился за счет женитьбы Николая Геннадьевича Бурылина на Надежде Куваевой, единственной дочери богатого ивановского фабриканта Харлампия Куваева.

Звательное «кувай!» происходит от мерянского «кува», что значит «бабушка». Тем самым Куваев значит «Бабушкин». Впрочем, в диалектах других регионов существуют иные этимологии этого термина.

На средства Бурылиных выстроена и в 1910 г. открыта отлично оборудованная для того времени «Куваевская» больница.

Дмитрий Генадьевич Бурылин был увлечённым собирателем древностей. В 1911 г. заложил и к 1915 г. выстроил великолепное здание музея.

Вложил средства в открытие при музее «рисовальной школы» – профучилища, готовившего художников по ткани и гравёров. Из этого учебного заведения ныне выросло три ивановских вуза: Хим.-Тех.колледж, Художественное училище и Текстильный институт. После революции никуда не бежал. Последние свои деньги вложил в 1918 г. в организацию в Иваново-Вознесенске Политехнического института. В последние годы жизни был хранителем в созданном им музее.

Д.Г. Бурылин

«Фабричный район» Середа (ныне город Фурманов), в частности один из его посёлков – Киселёво являлся оплотом «федосеевщины». Здесь была фабричная вотчина братьев Горбуновых. Григорий Клементьевич Горбунов являлся в начале ХХ века председателем Преображенской общины в Москве и признанным лидером «федосеевского» согласия.

В 1880-е гг. выстроил в Киселёве «беспоповскую» (без алтаря, единственную подобную на сотню вёрст!) церковь Св.Троицы.


В 1915 г. провёл в Киселёве сбор федосеевцев Верхневолжья.

Стараниями Горбуновых в посёлке были выстроены казармы – общежития для рабочих, просторная двухэтажная школа, больничный комплекс, богадельня. Вложился он и в ивановскую «рисовальную школу». Не имевшим своего жилья рабочим добавлял квартирные деньги. На праздники выдавал премиальные. При этом, не забывал «почём она копеечка» и не ленился нагнуться за валяющимся гвоздём.

Как глава церковной общины, считал себя обязанным при случае наставлять на ум мужичков безалаберного образа жизни. Увидит кого в рваной шапке – даст новую: «Не позорь ты моё имя!». Запойному рабочему на праздник премию даст не деньгами, а холстом, – «Неси, мол, жене подарок!».

В делах соблюдал честность и порядок. Говаривали, что один только вид палки-«клюшки», на которую он опирался, даже в отсутствие самого Григория Клементича, вселял в деловых партнёров уверенность в надёжности сделки. Все фабричные с теплотой величали его «Дедушка Горбунов».

Г.К. Горбунов.

Общие идеалы социально-направленного и промышленно-развитого общества, опирающегося, при этом, на исконные духовные традиции русского народа, сблизили кланы Горбуновых, Бурылиных и Морозовых. Екатерина Викуловна Морозова вышла замуж за Василия Александровича Горбунова, племянника Григория Клементича.

После революции, с началом «красного террора», от руководства фабрикой его отстранили, самого арестовали и требовали какие-то миллионы. Между тем, снабжение фабрики расстроилось и производство резко упало. Фабричные устроили многотысячный митинг, требуя «вернуть Дедушку Горбунова». Выпущенный к тому времени из под стражи Григорий Клементич подсказал рабочим, как выправить положение со снабжением и наладить производство. Однако, чекисты расценили этот митинг, как антисоветское выступление и арестовали несколько десятков мастеровых – активных его участников. В результате, фабрика встала окончательно. Горбунов до конца оставался со своей общиной, со своими братьями во Христе.

Киселёво: ф-ка Горбуновых «Нижний Двор»

Осознанная социальная направленность деятельности фабрикантов-старообрядцев, их нравственная ответственность за благополучие своих общин, резко контрастировали с образом действий прочих предпринимателей, заботившихся наперёд о собственном прибытке. Они указали путь самобытного и, при этом, поступательного развития русского общества. Но многие, даже тогдашняя интеллигенция, этого не поняли. В результате, Россия потеряла тогда шанс преодоления своей «болезни роста» без особых потрясений и жертв. Ныне мы находимся на новом витке развития, когда правильный выбор духовно-нравственных приоритетов вновь становится решающим для нашего будущего.

Подвижники Старой веры шли каждый своим путём. Но ни один из них не был путём равнодушия, забвения и духовного предательства. Вера в возможность проявления человеком лучших своих, ниспосылаемых свыше качеств, вела их по жизни. Дела многих из них люди до сих пор поминают с большой теплотой. Как же не хватает в наше время их веры и их устремлённости!

Вичуга: ф-ка Коноваловых с портиком – элементом храмовой архитектуры

Каменка на Волге: ф-ка Коноваловых

 

Цех Коноваловской ф-ки в Каменке

Морозовские фабрики


Морозовская больница

Больница для рабочих в Вичуге

Родильный приют в Вичуге

Вичуга: ясли для детей рабочих

Школа в Родниках


фабричный извозчик, Вичуга
рабочие и мастеровые вичугских фабрик 










МЕРЯ ИЛА!

Слышите гул? Это гудит ливийский экспресс!

  " ...Ведь от тайги до британских морей                                        &...

Скованные одной сетью: "Нет России"

Намедни даже "Коммерсант", описывая ежегодное шествие левых партий, прошедшее в День защитник Отечества в Москве, удивился:"Если бы не обилие красного цвета и не портреты Сталина, ...

США и коронавирус: три неудобных вопроса

Давайте зададимся вопросом: что в реальности может стоять за словами заместителя Государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Филиппа Рикера, прямо объявившего нашу стран...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    MERjAMAA 4 февраля 00:16

    Контуры мерянской истории. ч.2. Этнографическая.

    - этно-культурный надлом -В 11 веке в государстве Русь происходила христианизация. Мерянское боярство успело к этому времени обрусеть, и довольно легко приняло новую веру. Но большинство народа Меря и старая племенная знать не хотели расставаться с верой предков. За что и поплатились. Мерянская "земля" потеряла права автономии и перешла в колониальное в...
    97
    MERjAMAA 22 января 21:24

    Контуры мерянской истории. ч.1. эпическая

    Многие века меряноязычные племена предков меря, как и прочие финно-пермяки, жили счастливо в своих лесах у своих рек и озёр. Ткали белые одеяния. Вышивали красной нитью оборки. Пели песни. Пасли скот. Сажали репу. Ловили рыбу. Охотились. Собирали мёд и воск. Рассказывали сказки. Слагали легенды о подвигах предков.Были в них и великаны-"паны", некогда хо...
    118
    MERjAMAA 14 января 20:41

    Великий озёрный путь Мерямаа

    улен яхрен маткема ulen jahren matkema БОЛЬШОЕ ОЗЁРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Главная ось развития, становой хребет Мерямаа. Озёра как образ жизни, как основа мировосприятия. Проследите за очертаниями озёр на этой карте: одно за другим, на всём протяжении,  - и Вы почувствуете отголосок веков, чем жили и что чувствовали наши предки.Большинство из них теперь з...
    164
    MERjAMAA 3 декабря 2019 г. 01:11

    Мерянский язык: основы грамматики.

    Ёлусь па ёлусь! "Пусть будет" - и будет! Так говорили наши предки, приветствуя друг друга.Представляем Вашему вниманию недавно вышедшую в свет книгу "Мерянский язык: словарь, ономастикон и основы грамматики". Впервые предложена реконструкция мерянской грамматики в объёме, достаточном для составления не только небольших фраз, но и развёрнутых предложений....
    471
    MERjAMAA 16 августа 2019 г. 16:50

    ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

    - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
    1143
    MERjAMAA 15 июля 2019 г. 21:32

    Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

    Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
    1670
    MERjAMAA 23 июня 2019 г. 21:38

    Путин знает, куда делся народ чудь

    20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
    1873
    MERjAMAA 10 июня 2019 г. 19:40

    Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

    - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
    2089
    MERjAMAA 9 июня 2019 г. 10:57

    Елма Лил: о мере с Душой

    В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
    2011
    MERjAMAA 8 июня 2019 г. 22:25

    Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

    Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
    2214
    MERjAMAA 15 апреля 2019 г. 18:59

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

    3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
    4758
    MERjAMAA 7 апреля 2019 г. 22:21

    «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

    1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
    4396
    MERjAMAA 31 марта 2019 г. 09:31

    Чудьская элегия. ч.3. Всё что пело, всё что млело... Страсти о былом

    ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ (1877 - 1955)- Не дал Бог мне счастья в жизни - обошло оно меня. Уродилась я сироткой - с малолетства во людях...Но была красивой и дельной, потому и замуж рано выскочила. Выдали за Олександра Платоныча, в большую семью. Коровам на дворе (в хлеве) топили печурку, зашпаривали в колоде солому. А печка была сложена "по-чёрному", и дым расх...
    4711
    MERjAMAA 26 марта 2019 г. 22:28

    Кусь. Чудьская элегия. ч.2. в лесах и в городах

    КУССКОЙ ТОПОР ПИТЕР СТРОИЛКусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусско...
    5058
    MERjAMAA 25 марта 2019 г. 23:05

    Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

    Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие асп...
    4764
    MERjAMAA 24 марта 2019 г. 16:02

    Анка Линд. неомерянский эпос

    - На реке Нерли когда-то грады древние стояли. Жили люди в них - меряне, а вокруг поля, деревни. Муро-песни разливались над крутыми берегами. Ружа-рожь росла повсюду, колос тучный наливая. Итак, дорогие друзья! Нам сложно уже держать нашу крикливую мерянскую птицу в клетке и мы её выкладываем для чтения. Наш этнофутурист и рунопевец Валентин Конста...
    2924
    MERjAMAA 17 марта 2019 г. 23:53

    Старинный праздник Мольба. ч.3. Этно-культурный феномен Поветлужья.

    ч.1. Истоки и варианты праздника.https://cont.ws/@merjamaa/1253889ч.2. Мистерия "живого" огня. https://cont.ws/@merjamaa/1254741Мольба и традиции народной магии Поветлужья.Среднее Поветлужье является кладезем «заговорной» народной традиции. Она вобрала в себя как пласт обрядов и заклинаний магического толка, так и фрагменты древнерусской мифологической карти...
    3298
    MERjAMAA 8 марта 2019 г. 16:40

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.2. Мистерия "живого" огня.

    начало (ч.1. Истоки и варианты праздника):https://cont.ws/@merjamaa/1253889БЕРЕГБлижайший аналог Береговой Мольбы известен в округе села Нежитино Макарьевского р-на Костромской обл. Здесь некогда, во время засухи и эпидемии, был отслужен молебен о ниспослании дождя. Вскоре дождь прошёл. И день этот из поколения в поколение стал передаваться как день благодарения за из...
    5053
    MERjAMAA 7 марта 2019 г. 19:57

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.1. Истоки и варианты праздника.

    Поветлужье - особый мир на исторической окраине русского этнического ареала. Здесь - благодаря относительной отдалённости региона от центров современной цвилизации - сохранились и обрели второе дыхание традиции седой старины. В них сплелись характер, представления и особенности речи различных по происхождению, но близких по мировоззрению этно-культурных групп. Одни ме...
    2617
    MERjAMAA 1 марта 2019 г. 19:35

    Древняя Русь и русско-финский синтез

    Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских племен уходят корнями в столь глубокую древность, и степень интеграции этих двух исторических общностей в процессах формирования великорусского этноса столь велика, что часто почти не возможно сеп...
    5571
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика