- День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?
Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Котельниче.
Отец - из Одоевской ("Адуевской") волости на Ветлуге. Мать - Павла Ивакина - из Свечанского р-на.
В 1952-58 гг. Олег Куваев учился в московском геолого-разведочном институте. Участвовал в экспедициях на Тянь-Шань, в Приамурье и на Чукотку. К Чукотке прикипел, и добился распределения именно сюда. В 1958-60 гг. работал начальником геолого-разведочной партии в Певеке. В 1960-61 гг. - старшим инженером в геологическом управлении в Магадане. В 1961-66 гг. - в Северо-Восточном институте, участвовал в экспедициях на остров Врангеля.
С 1956 года начал писать рассказы и повести, публикуясь как в местной прессе, так и во всесоюзных журналах. Геологическая экзотика куваевских текстов привлекает внимание кинематографистов. На киностудии Беларусьфильм экранизируют его рассказ «Берег принцессы Люськи» (1969).
После ухода из геологии Олег Куваев предпринимает несколько крайне сложных самостоятельных маршрутов по Чукотке, в том числе в поисках легендарного гигантского бурого медведя кайнын-кхутхо и «горы из самородного серебра» Пилахуэрти-нейка (Серебряная гора). Оба мифологических объекта присутствуют в преданиях эвенов, чукчей, юкагиров и коряков.
В 1966 — 1975 годах жил в г.Калининград (ныне Королёв) в Подмосковье.
Умер в апреле 1975 года в Переславле-Залесском. Тяжелейшие экспедиции были ему нипочём. Но глубокие размышления о бытии соотечественников и взаимоотношениях между людьми надорвали его сердце...
Наивысшим успехом творчества Олега Куваева принято считать его роман «Территория» (1969-74), повествующий об открытии залежей золота на Чукотке в конце 1940-х—начале 1950-х гг.
Наиболее сложным считается последний, неоконченный роман Олега Куваева, названный при посмертной публикации «Правила бегства». Рассматривая сложные проблемы изменения внутренней самоидентификации, этические вопросы, возникающие при бегстве человека, что применимо к широкому кругу ситуаций — от бегства из профессии или социума до вынужденной или добровольной эмиграции, — из той среды, где он больше не может оставаться, автор во многом использует свой личный опыт ухода из геологии и с Севера в 1965—1966 гг («Убегая — ты предаёшь»).
Этнографическая справка.
Крайние восточные районы Костромской области (Поназырево, Вохма) и крайние западные районы Вятского края (Шабалино, Свеча) населены потомками мари и меря. Фамилии здесь почти сплошь мерянские. Юма когда-то была резиденцией марийского кугыза (князя) Верхнего Поветлужья. Меряне здесь поселились в 15 веке с падением Галича Мерьского. В состав московского государства этот регион вошёл только с покорением Казани во 2-й пол.16 века. И до 1780 г. оставался в составе сперва Казанского "царства", а затем Казанской губернии. В течение 17-19 вв. население этого мерянского "угла" обрусело. Но субэтнические особенности и реминисценции сохранялись вплоть до конца 20 века. И творчество Олега Куваева - яркий пример подобного субэтнического взгляда на окружающую действительность. Где-то там, на далёком, диком и свободном Северо-Востоке он видел позитивные перспективы для человека его склада, его отношения к жизни, его честности перед людьми и, главное, перед собой. Не здесь, среди благ цивилизации, нет, увы.
иллюстрации к произведениям Олега Куваева
Банионис в фильме "Территория", 1978 г.
"Территория" 2015 года
быть может, некогда дикий край стал таки зачатком новой цивилизации? в Билибино - столице чукотского золота
Оценил 1 человек
1 кармы