• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

Контуры мерянской истории. ч.1. эпическая

1 177

Многие века меряноязычные племена предков меря, как и прочие финно-пермяки, жили счастливо в своих лесах у своих рек и озёр. Ткали белые одеяния. Вышивали красной нитью оборки. Пели песни. Пасли скот. Сажали репу. Ловили рыбу. Охотились. Собирали мёд и воск. Рассказывали сказки. Слагали легенды о подвигах предков.

Были в них и великаны-"паны", некогда хозяйничавшие на этой земле. Да всё одно куда-то ушедшие: кто в землю, в курганы, а кто в далёкие края. Кто-то считал себя потомками этих "панов". Но прочие слушали про них с ужасом и обходили стороной древние насыпи.

Какие-то слова затесались в мерянскую речь от этих "панов", особенно касаемо пастьбы и кузнечного дела. А кто-то из местных даже ходил с ними в дальние земли. А вернувшись, говорил, что мол "Мы не просто Мас, мы Мард!". Что это значило, никто не понимал, но звучало гордо. Так и повелось: стали называть себя кто мард, кто мар, кто морт, - каждый согласно своему наречию. А племена на берегах Клязьмы - мер. Обобщённо, для для всего народа, - меря.

Бывали голодовки в худой год. Иной раз они затягивались, и беда приходила в наши края. Зверь уходил, мёда не было, скотина дохла. На репе долго тоже не протянешь. Только рыба спасала, но и её становилось меньше. Совсем худо стало. Народ ослаб. Да ещё чужаки, такие же голодранцы, приходили, грабили.

И вот, как-то раз, пришли лихие люди - на конях, в кожаных латах с железными пластинами. Но побитые, пораненые. Приютили их, обогрели. А они и говорят: мы вас отблагодарим. Собрались, ушли. А потом вернулись с коробами, полными зерна. Вот, и говорят: это зерно вас прокормит. Рубите лес, жгите ветки, сажайте зерно. И будете сыты. Так и сделали. И воспряли. Леса было жаль, но кушать сильно хотелось. Латники эти породнились с нами и переняли мерянскую речь. Ну, какие-то словечки и мы от них взяли: "хаза" - это перт по-ихнему.

После того за несколько поколений народ Меря немало возрос и окреп. Среди полей на месте прежних лесов разрослись многолюдные пало и бол. Там и тут были отстроены неприступные вареш, кибол, китеж. Вокруг Меря собрались все прочие меряноязычные племена. Чужаки уже не лезли. Молва о сильном народе Меря разошлась по всем окрестным землям. Но не только силой прославилась меря. В не меньшей степени - изготовлением изящных украшений из меди, бронзы, серебра. Они пользовались большим спросом у соседей. Прознали о них и за морем...

Ходили тогда по морю Русь, варяги, - воинственная братия с разных балтских берегов. Искали добычи и славы в богатых землях. Словене - соседи Меря - с ними спорили: то откупятся, то позовут, то прогонят... Мерянские воины нанимались к словенской старшине помогать в этих спорах. Многие так и осели в Неревском конце Словенска. Объединившись с ним, Словенск прозвался Новгородом. Однако, зависть обуяла словен, и пошли в Новгороде раздоры. Дабы прекратить их, вновь позвали воинственных бродяг, Русь-то эту. Чего, мол, вам бродяжить, приходите, у нас всё есть, прокормим как-нибудь. А коли сговоримся, так соберёмся вместе и пойдём на самый Цареград! Хитрые словене...

На том и порешили.

Собрались вместе: Русь, Варяги, Чудь, Словене, Меря, Кривичи и Весь. А "Чудь" - так то Ижора, Водь, Корела. Пять земель собрали пять полков. Шестой полк - русь, варяги. Рюрика их князем объявили. При нём приставили от каждой из пяти земель боярина. Пятеро бояр за ним смотрели.

В поход всё собирались, собирались... Да куда ж стремиться, когда и так всё есть?! Лишь на разведку хаживали в Низ - по Днепру-реке. Да обложили данью тамошни смурные племена. Так Рюрик и прожил средь нас: в заботах и довольстве.

Потом уж были мазые Олег и Игорь. И с ними мы дошли до Цареградских врат. И щит прибили. И подписали мирный договор торговый, - что б вольно новгородский люд мог хаживать к Царьграду и беспошлинно на местном рынке торговать. И Меря в том числе, - как тоже новгородцы. И как пятина Союза новгородского - со своей старшИной, со своим боярством.

Быльём уж поросли преданья те... Ни кто не помнит и не верит. Но так и было. Процветала Меря. Не знала бед, росла и хорошела. Куда же это всё ушло?! На веки ль удалилось? А то узнаем мы в другом сказаньи.


МЕРЯ ИЛА!

    Либеральный «быдляк»

    Фильмы Никиты Михалкова мне нравятся лишь советского периода. Я еще от «Утомленных Оcкаром» утомился, а дальше пошел такой «трэш»… В этом случае согласен с мнением: «была цензура – были...

    О фашизме и клоунах пропаганды

    И снова в соцсетях пытаются натягивать сову на глобус с помощью методички про «в России фашизм». Методичка эта ведёт своё происхождение из глубин Службы безопасности Украины, равно как...

    «Ирина Алферова: "Весь курс стал голубым"»

    Народная артистка России Ирина Алферова дала небольшое интервью одному изданию, где рассказала страшную правду о своих сокурсниках по ГИТИСу. Еще в далеком 1972 году она окончила этот ВУЗ по курсу зас...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      MERjAMAA 4 февраля 00:16

      Контуры мерянской истории. ч.2. Этнографическая.

      - этно-культурный надлом -В 11 веке в государстве Русь происходила христианизация. Мерянское боярство успело к этому времени обрусеть, и довольно легко приняло новую веру. Но большинство народа Меря и старая племенная знать не хотели расставаться с верой предков. За что и поплатились. Мерянская "земля" потеряла права автономии и перешла в колониальное в...
      189
      MERjAMAA 14 января 20:41

      Великий озёрный путь Мерямаа

      улен яхрен маткема ulen jahren matkema БОЛЬШОЕ ОЗЁРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Главная ось развития, становой хребет Мерямаа. Озёра как образ жизни, как основа мировосприятия. Проследите за очертаниями озёр на этой карте: одно за другим, на всём протяжении,  - и Вы почувствуете отголосок веков, чем жили и что чувствовали наши предки.Большинство из них теперь з...
      242
      MERjAMAA 3 декабря 2019 г. 01:11

      Мерянский язык: основы грамматики.

      Ёлусь па ёлусь! "Пусть будет" - и будет! Так говорили наши предки, приветствуя друг друга.Представляем Вашему вниманию недавно вышедшую в свет книгу "Мерянский язык: словарь, ономастикон и основы грамматики". Впервые предложена реконструкция мерянской грамматики в объёме, достаточном для составления не только небольших фраз, но и развёрнутых предложений....
      548
      MERjAMAA 16 августа 2019 г. 16:50

      ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

      - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
      1237
      MERjAMAA 15 июля 2019 г. 21:32

      Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

      Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
      1707
      MERjAMAA 23 июня 2019 г. 21:38

      Путин знает, куда делся народ чудь

      20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
      1922
      MERjAMAA 10 июня 2019 г. 19:40

      Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

      - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
      2181
      MERjAMAA 9 июня 2019 г. 10:57

      Елма Лил: о мере с Душой

      В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
      2047
      MERjAMAA 8 июня 2019 г. 22:25

      Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

      Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
      2249
      MERjAMAA 28 апреля 2019 г. 18:51

      «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

      КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась стар...
      4355
      MERjAMAA 15 апреля 2019 г. 18:59

      «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

      3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
      4829
      MERjAMAA 7 апреля 2019 г. 22:21

      «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

      1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
      4474
      MERjAMAA 31 марта 2019 г. 09:31

      Чудьская элегия. ч.3. Всё что пело, всё что млело... Страсти о былом

      ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ (1877 - 1955)- Не дал Бог мне счастья в жизни - обошло оно меня. Уродилась я сироткой - с малолетства во людях...Но была красивой и дельной, потому и замуж рано выскочила. Выдали за Олександра Платоныча, в большую семью. Коровам на дворе (в хлеве) топили печурку, зашпаривали в колоде солому. А печка была сложена "по-чёрному", и дым расх...
      4754
      MERjAMAA 26 марта 2019 г. 22:28

      Кусь. Чудьская элегия. ч.2. в лесах и в городах

      КУССКОЙ ТОПОР ПИТЕР СТРОИЛКусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусско...
      5124
      MERjAMAA 25 марта 2019 г. 23:05

      Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

      Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие асп...
      4883
      MERjAMAA 24 марта 2019 г. 16:02

      Анка Линд. неомерянский эпос

      - На реке Нерли когда-то грады древние стояли. Жили люди в них - меряне, а вокруг поля, деревни. Муро-песни разливались над крутыми берегами. Ружа-рожь росла повсюду, колос тучный наливая. Итак, дорогие друзья! Нам сложно уже держать нашу крикливую мерянскую птицу в клетке и мы её выкладываем для чтения. Наш этнофутурист и рунопевец Валентин Конста...
      2981
      MERjAMAA 17 марта 2019 г. 23:53

      Старинный праздник Мольба. ч.3. Этно-культурный феномен Поветлужья.

      ч.1. Истоки и варианты праздника.https://cont.ws/@merjamaa/1253889ч.2. Мистерия "живого" огня. https://cont.ws/@merjamaa/1254741Мольба и традиции народной магии Поветлужья.Среднее Поветлужье является кладезем «заговорной» народной традиции. Она вобрала в себя как пласт обрядов и заклинаний магического толка, так и фрагменты древнерусской мифологической карти...
      3350
      MERjAMAA 8 марта 2019 г. 16:40

      Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.2. Мистерия "живого" огня.

      начало (ч.1. Истоки и варианты праздника):https://cont.ws/@merjamaa/1253889БЕРЕГБлижайший аналог Береговой Мольбы известен в округе села Нежитино Макарьевского р-на Костромской обл. Здесь некогда, во время засухи и эпидемии, был отслужен молебен о ниспослании дождя. Вскоре дождь прошёл. И день этот из поколения в поколение стал передаваться как день благодарения за из...
      5102
      MERjAMAA 7 марта 2019 г. 19:57

      Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.1. Истоки и варианты праздника.

      Поветлужье - особый мир на исторической окраине русского этнического ареала. Здесь - благодаря относительной отдалённости региона от центров современной цвилизации - сохранились и обрели второе дыхание традиции седой старины. В них сплелись характер, представления и особенности речи различных по происхождению, но близких по мировоззрению этно-культурных групп. Одни ме...
      2740
      MERjAMAA 1 марта 2019 г. 19:35

      Древняя Русь и русско-финский синтез

      Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских племен уходят корнями в столь глубокую древность, и степень интеграции этих двух исторических общностей в процессах формирования великорусского этноса столь велика, что часто почти не возможно сеп...
      5645
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика