Контуры мерянской истории. ч.2. Этнографическая.

0 752

- этно-культурный надлом -

В 11 веке в государстве Русь происходила христианизация. Мерянское боярство успело к этому времени обрусеть, и довольно легко приняло новую веру. Но большинство народа Меря и старая племенная знать не хотели расставаться с верой предков. За что и поплатились. Мерянская "земля" потеряла права автономии и перешла в колониальное владение великого князя. Восстания против нового порядка подымались не раз. Но после их поражения наиболее активным их участникам приходилось покидать родные земли под Суздалем и Ростовом и уходить к Костроме, ещё не подвластной русским князьям.

В 12 веке обширное русское государство разделилось. Во Владимире на Клязьме обосновалась одна из великокняжеских династий. Начался процесс культурно-этнического симбиоза меря и пришедших на их земли славянских и славяноязычных групп и популяций.


- начало ассимиляции -

В 10-11 вв. обрусела только мерянская знать, влившись в состав русского боярства.

В 12-13 вв. часть мерян в городах и пригородах познакомилась с русской речью, но в быту продолжала говорить на своём. В 14-15 вв. шёл процесс перехода ряда пригородных местностей на русский. Под Москвой и Владимиром он в этот период завершился. Под Ярослвлем, Ростовом, Суздалем и Костромой обрусели половина популяций. А другая половина образовала здесь ряд самоуправляемых Чудьских и Мерьских станов. В р-не Галича Мерьского, Кинешмы, Шуи и Городца этот процесс только начался.


- русско-мерянский этно-культурный симбиоз -

Большая часть меря перешла на русский в 15 в. Но повседневная речь простого народа была полна мерянских слов. В 16 в. у всех были двойные, а то и тройные имена: церковное - русское - мерянское. Иногда обходились без русского или без мерянского. Это указывает на происхождение. Но у большинства были имена из обеих этнических культур, - это обрусевшие меря. Кроме того, сохранялись ещё чисто мерянские анклавы на дальних окраинах Московии - в районе Унжи, в верховьях Ветлуги и на Керженце.


 - подъём "тайных" языков мерянского происхождения в ходе ассимиляции -

Смута, Раскол и Петровские реформы нарушили русско-мерянский этно-культурный симбиоз и способствовали вымыванию мерянских элементов из культурного кода и повседневной речи. В 1-й пол. 17 века использование мерянских имён пошло на убыль, прекратившись в период церковных реформ Никона. И так же уменьшилось использование мерянских слов в речи горожан. Мерянизмы сохранялись в отдалённых от столицы сельских диалектах. Отдельные ключевые слова мерянской лексики до сих пор используются в полосе ярославско-костромского Заволжья от Мышкина и Пошехонья до Ветлуги и Вятки.

Вместе с тем, тогда же в городах и в сёлах появились "тайные языки" на основе гонимой мерянской лексики. Самый известный из них - суздальский офен. Ещё были нерехтский елтон и галивонский елман. С ростом ремёсел в 18 веке росло и число вариаций пост-мерянских жаргонов. В 19 веке они разошлись с Верхневолжья на пол-страны. Поздней модификацией Офена (под влиянием одесского жаргона) является блатная Феня. Жгон на берегах Унжи и Неи нёс в себе наибольшее количество мерянских слов. Он активно использовался весь 20 век, употребляется и сейчас.

Керженская меря слилась со старообрядцами и участвовала в первых переселениях в Сибирь, где успела оставить ряд мерянских топонимов. Эта ветвь меря обрусела в конце 17 - начале 18 вв.

Унженская меря обрусела в тот же период под влиянием роста ремесленно-торговых связей с Кинешмой. Кинешемский вариант офена она трансформировала в свой собственный жаргон, даже с большим числом мерянизмов. И развила его почти что в полноценный язык, применимый не только в ремесле, но и в быту. Поэтому, очевидно, Жгон и продержался дольше всех.

Ветлужские меря с 15 века проживали совместно либо по соседству с марийцами. Через них поздне-мерянский приобрёл ряд марийских слов и особенностей в произношении, что отражается в современном Ветлужском диалекте русского, а так же частично в Жгоне. Ветлугаи обрусели тогда же, в кон.17-нач.18 вв. Однако, их речь тогда была в том же состоянии, что у населения Верхневолжья в 16 веке: употреблялась масса мерянизмов. И родовые (семейные) прозвания, а позднее и фамилии здесь зачастую выражены мерянскими словами: Шабалин, Куваев, Парюгин, Ронжин и т.п. Наиболее плотно круг этих фамилий сосредоточен сейчас в Шарье, Ветлуге и Котельниче. Этого же круга фамилии встречаются в Иванове и Костроме. 


карта церковных десятин, XVII в. 

с элементами этнографических реалий


Зелёным на этой карте подписаны не административно-политические единицы, а этнографические области на основе "Земель" предшествовавшего периода (15-16 вв.).






Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Уже мои внуки будут знать про Сталина правду, а не тот насквозь лживый миф, основы которого заложил трусливый предатель Хрущёв ©

Важнейшая памятная дата в нашей истории, подлинный смысл и величие которой будут раскрываться для нас постепенно.  Уже мои внуки будут знать про Сталина правду, а не тот насквозь лж...